Как вы понимаете смысл стихотворения Иосифа Александровича Бродского "Два часа в резервуаре"?

1361
2
0
17 мая
18:02
июль
2016

Стихотворение И. Бродского "Два часа в резервуаре" (1965) -- лучший пример русской макаронической поэзии, включающей иноязычные слова, обороты и синтаксические решения. Обычно макароническая поэзия в Европе была университетской, пародировавшей сциентистскую схоластическую речь профессоров, или придворной, смешивающей специализированные языки. Здесь макаронический принцип направлен на критику университетского мифа, который и породил нового Фауста -- эстета, который оправдывает свой коллаборационизм ученой всеядностью. Новый Фауст выступает, как и Гётевский Фауст, преобразователем природы: только он осуществляет не ирригацию, а колонизацию культурных языков, переводя содержание различных языков культуры на общий язык своих страхов. Также этот новый Фауст, как и доктор Фаустус Томаса Манна, понимает искусство как область расчетов, продавая душу за артистический успех -- и соблазнение Маргариты тогда отождествляется с гламуром успешного артиста. Миру этого героя противопоставлено богословское рассуждение, утверждающее, вслед за английскими метафизиками, невозможность торговли между плотью и духом. В конце концов, даже сам Гёте оказывается в конце стихотворения создателем мифов, в частности, мифа о бессмертии поэта, который для Бродского несет в себе тоталитарную угрозу. Фауст должен превзойти Гёте, расширив возможности поэтического языка, а Бог английских метафизиков -- превзойти Фауста, показав ограниченность поэтического языка. 

13
0
май
2016

Я задала этот вопрос, но уже самостоятельно пришла к некому выводу.

"Два часа в резервуаре" - одно из моих самых любимых произведений Бродского (после "Полторы комнаты"). Оно меня влекло и продолжает влечь своим макароническим стилем написания, когда автор использует два языка... в этом случае, конечно же, ему пришлось немного исковеркать как русский, так и немецкий, родной язык Доктора Фауста, о котором и идет, собственно, речь.

Стихотворение начинается с эпиграфа Александра Сергеевича Пушкина "Мне скушно, бес..". Небольшой намек на то, о чем пойдёт речь дальше.

Главный герой стихотворения, безусловно, - Доктор Фауст, "сверхчеловек", типичный немец 18 века. Он пунктуален, педантичен, его разум преобладает над чувствами. Он любит жизнь, но обожает хаос ("...Их либе жизнь и обожаю хаос."). Он хочет получить все, что только возможно. Фауст был воспитанным, порядочным мужчиной, ухаживал за девушками, усердно учился. Собственно, думаю, кто такой Фауст вы знаете.

Бродский ему явно не симпатизирует, он буквально ненавидит этого героя, сравнивая его с фашистом. Бродский не верил в магию и Высшие Силы, как это делал Фауст. Бродский, просто говоря, его высмеивает. Высмеивает пороки человека, которые присущи каждому.

Но лично мне кажется, что Фауст - собирательный образ. Фауст - это человек, самый обычный человек. Говорят, что мы замечаем в чужих глазах опилку, а в своих не замечаем и бревна. Эту фразу можно применить и к этому стихотворению. Человек жалок, беспомощен. Человек смахивает все на что-то иное, на то, что призирает автор, как я написала раньше. Моя любимая часть стихотворения. Он напрямую затрагивает тему Б-га и, прямо говоря, унижает человека.

"...Есть мистика. Есть вера. Есть Господь./ Есть разница меж них. И есть единство./ Одним вредит, другим спасает плоть./ Неверье - слепота. А чаще - свинство..."

В этих четырёх строчках автор еще испытывает надежду на то, что Что-то там, возможно, ещё есть, но, увы, это длится не долго:

"...Б-г смотрит вниз. А люди смотрят вверх./ Однако, интерес у всех различен./ Б-г органичен. Да. А человек?/ А человек, должно быть ограничен..."

И такими были и являются все "сверхлюди", как считает Бродский:

"...Таков был Фауст. Таковы/ Марло и Гёте, Томас Манн и масса/ певцов, интеллигентов унд, увы,/ читателей в среде другого класса..."

Конец этих "сверхлюдей" очевиден. Да и оказывается, что эти "сверхлюди" - обычные смертные люди. Немец из стихотворения достаёт из тёплых брюк вальтер и уходит в мир иной.

Мне кажется, что Бродский показывает, что не надо стремиться к тому, что человеку знать не нужно, у всего есть своеобразное ограничение, а, даже возможно, что сам Бродский, всей душой не принимая идиллию "сверхлюдей", относил себя к ним. Стихотворение - некая утопия и в тот же момент антиутопия. Человек сам строит свою судьбу. Сам же рушит жизнь.

Почему же стихотворение называется "Два часа в резервуаре"... Бродский написал его в Норенской в сентябре 1965 года, будучи в ссылке. Резервуар - своеобразный символ одиночества. Именно в резервуаре человека одолевают некие умные мысли. Как, возможно, одолели они и Бродского. В Норенской ему долгое время было одиноко, он скучал по любимой М.Б., позже переживал разрыв, о котором она сообщила по приезде к Иосифу. У него было время подумать. Время понять и разобрать, кто такой человек, что он несёт и какая его роль в обществе.

Именно в этом стихотворении раскрывается вопрос о ложных науках, смысле мистики, своеобразной судьбе человека.

2
0
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта