Чем руководствуется куратор, выбирая проекты на фестиваль?

74
3
0
16 мая
16:19
Ответ партнёра TheQuestion
май
2016

Выбирая проекты, неважно, на фестиваль, выставку или другое мероприятие, куратор обычно руководствуется двумя главными принципами: соответствие конкретно этого проекта общей концепции фестиваля/выставки и «подъемность» бюджета. Что касается конкретно формата фестиваля, то здесь также многое зависит от других вводных: площадки, аудитории и ее приблизительного количества, платного или бесплатного входа и так далее.

Если говорить о специфике фестиваля «Политех», то здесь вводные следующие. Во-первых, это фестиваль науки, искусства и технологий, то есть предполагает проекты на стыке этих дисциплин. Впервые в этом году мы сформулировали тему фестиваля, и она звучит как «Затерянный мир». Здесь речь идет и о самом предмете научного исследования, и о ностальгии по забытым технологиям, есть также очевидная отсылка к книге Артура Конан Дойля, знакомой каждому школьнику, и мечтам о мире, где общество не разделено предрассудками и военными конфликтами. Программа фестиваля состоит как из художественных и игровых проектов, спектаклей и перформансов, так и из лекций художников и популяризаторов науки. Так мы знакомим аудиторию с актуальными научными идеями, технологиями и общественными процессами, рассказанными языком современного искусства, а также пытаемся пробудить в зрителях любопытство и критическое мышление.

Фестиваль «Политех» также является платформой для экспериментов и создания новых работ русскими и иностранными художниками. Основной сложностью в подборе проектов является то, что они, с одной стороны, должны содержать в себе научную и/или технологическую составляющую, но при этом быть ориентированными на уличный формат, иметь большую проходимость (так, в прошлом году фестиваль посетили около 50 000 человек) и быть интересными как аудитории, интересующейся современным искусством и, в частности, сайнс-артом, так и широкой аудитории. Поскольку основная часть фестиваля проходит на открытом воздухе – на площади Промышленности ВДНХ – мы работаем и с паблик-артом и пытаемся спровоцировать диалог о роли искусства в изменении публичного пространства.

Кажется, у нас получается это делать. Так проект прошлого года – инсталляция «Автомобильный орган», созданная музеем совместно с американской компанией Syyn Labs, вошла в шорт-лист Премии Сергея Курехина в номинации «Искусство в общественном пространстве». Инсталляция состояла из двадцати четырех советских автомобилей, гудки и фары которых были подключены к миди-клавиатуре через специально разработанную программу. Посетители фестиваля могли свободно играть на этом органе, но также было организовано несколько перформансов музыкантов Антона Маскелиаде и Петра Айду.

В этом году мы везем мультимедийный спектакль «Второе тело» тайваньского коллектива Anarchy Dance Theatre, который интересен с точки зрения того, как новые технологии органично становятся частью языка современного танца. Это очень зрелищная история, побывавшая уже на именитом фестивале Ars Electronica: на тело танцовщицы в режиме реального времени проецируется 3d мэппинг, а режиссер спектакля поднимает вопрос о том, являются ли интернет, новости и другие информационные потоки новой оболочкой для человека. Вопрос того, как мы оказались в обществе информации, поднимается также в лекции известного писателя и популяризатора науки Джеймса Глика. О том, как эта информация, научные и лженаучные идеи плавятся в человеческой голове - инсталляция московских художников «ЕлиКука», которые построят на фестивале гигантскую карусель – модель человеческого сознания, в которое можно совершить путешествие, не вставая с дивана. Процессы восприятия информации, передаваемой СМИ, будут рассмотрены в работах художников ::vtol:: (псевдоним Дмитрия Морозова), Алексея Девянина (Pixelord) и Ивана Кабалина. О взаимодействии человеческого тела с физическими явлениями и химическими веществами – перформанс художников Hz.lab, во время которого танцовщик погрузится в раствор ацетата натрия и на время превратится в кристалл. А одним из хедлайнеров фестиваля станет швейцарский художник Зимун, который вопреки всей фестивальной суете построит звуковую башню, в которой можно будет уединиться и погрузиться в медитативное созерцание.

6
0
Ответ партнёра TheQuestion
май
2016

Процесс подготовки и курирования фестиваля, а не выставки, перформанса или иного типа мероприятия, имеет свои особенности и законы. Фестивальный формат и «высказывание», заложенное в нем, должно быть максимально емким и учитывать различные параметры, свойственные конкретному фестивалю. Каждому фестивалю присущи свои особенности, своя аудитория, тема и направление. Я имела возможность сотрудничать с разными фестивалями в качестве приглашенного куратора и сделать несколько собственных (Plums Fest и фестиваль полнокупольного искусства «Измерение») и каждый раз, несмотря на набор глобально общих законов создания фестиваля, это что-то новое, свойственное именно этому фестивалю и именно этой форме курирования/организации. В частности, в прошлом году я поработала приглашенным куратором на фестивале Ars Electronica в Линце, и это был уникальный международный опыт на одном из самых авторитетных фестивалей медиа-искусства в мире. Между Ars Electronica и фестивалем «Политех» есть определенная схожесть в позиционировании, но все же это кардинально разные концепции. И в этом, на мой взгляд, во многом заключается профессионализм куратора – в соответствии с миссией и позиционированием фестиваля формировать программу, которая максимально идеально работает с задачами и данностью каждого конкретного фестиваля. Универсального рецепта не существует, но есть универсальный кураторский профессионализм. У фестиваля «Политех» есть несколько объективных параметров, определяющих общие принципы формирования программы: например, площадка. Фестиваль проходит на ВДНХ и под открытом небом, эти два фактора кардинально влияют на характер кураторских концепций. Кроме того, это понимание концепции фестиваля, как популяризатора науки и как части общей миссии Политехнического музея, а также и обращение к очень широкой аудитории. На кураторский выбор влияют и более субъективные параметры: «чувство» фестиваля, чувство драматургии сценария фестиваля, профессиональное видение и интерпретация темы. При выборе проектов также всегда приходится иметь дело с определенными рамками бюджета, которые не всегда позволяют реализовывать грандиозные и невероятные идеи, и последнее, но далеко не самое маловажное – это обстоятельства художников, которых хотелось бы пригласить. Переговоры и совместная работа с художниками зачастую упираются в такие банальные факторы, как несовпадение дат, личные обстоятельства и другим моменты, которые никогда невозможно предугадать заранее. Среди проектов, которые я курирую для фестиваля, есть один совсем экспериментальный, как с точки зрения концепции, так и с точки зрения подготовки – это по сути «проект в проекте» - черный интернет-рынок Ями-Ичи, придуманный японcкой арт-группой Exonemo и IDPW и ставший глобальным международным явлением, которое колесит по крупным арт-фестивалям мира. Формат проекта – это что-то между выставкой и маркетом, для него я собираю 25-30 художников и дизайнеров, известных и совсем молодых, которые, в соответствии с концепцией проекта, создают материализованные интерпретации интернет-явлений и встанут за прилавки этого необычного арт-маркета на фестивале 21 мая. Концепция проекта – совершенно сумасшедшая и футуристическая, пожалуй это один из самых крутых проектов, которые были придуманы за последнее время на стыке искусства, интернета и всего остального. Интересно наблюдать, как она работает на российской почве. Интересно также, что по датам мы полностью совпали с проведением такого же проекта в Tate Modern в Лондоне, возможно, устроим прямую трансляцию. Я очень люблю фестивали как форму, так как, если вдуматься – это довольно парадоксальный формат, означающий гигантское напряжение сил, проведение большой исследовательской работы и вложение потенциала очень большого количества людей –всего ради какой-то пары дней. Целый мир придумывается, строится, рождается – и через два дня все это сосредоточение мысли и сил исчезает в небытие. Мне кажется это очень красивым концептом, требующим большую осознанность и ответственность за то, что именно и как будет показано на фестивале. Высказывание должно быть емким и отточенным.

6
0
Ответ партнёра TheQuestion
май
2016

Первое, чем руководствуется куратор (на то он и куратор) – это некоторое субъективное чутье и собственный кураторский опыт. У фестиваля «Политех», который делает кураторская команда Политехнического музея, есть свои специфические вводные: мы работаем с очень широкой аудиторией, и для нас важна доступность наших проектов. У нас есть конкретная площадка – ВДНХ и особый характер: «Политех» – это, в первую очередь, фестиваль под открытым небом. Кроме того, мы существуем в рамках глобальной миссии Политехнического музея, которая заключается в том, чтобы не просто привлечь внимание к научной мысли, а в целом провоцировать критический подход к реальности. То есть, wow-эффект, эффект аттракциона важен, но именно в той степени, в которой он является триггером любопытства со стороны зрителя, когда он приводит к такой цепочке мыслей: «Как круто! А что это? А как это сделано? А почему?».

Мы во многом изучаем опыт зарубежных фестивалей и какие-то проекты находим там (например, мы опираемся на опыт наших старших товарищей, главного фестиваля технологического искусства Ars Electronica). Мне лично крайне интересно следить за различными дискурсами, которые разворачиваются в области технологий и цифрового пространства, поэтому я с удовольствием слежу за фестивалем Transmediale и другими ресурсами, вгрызающимися в анализ современного информационного поля – это тоже источник вдохновения. Какие-то коллаборации рождаются из общения с российскими художниками и музыкантами, причем не только профессионалами в области science-art.

Во многом мы экспериментируем, и это стремление к эксперименту приводит нас к тому, что на фестивале можно увидеть проекты, с одной стороны, вполне именитых художников, с другой стороны, работы студентов-интерактивщиков, которые просто показались нам близкими по духу. А иногда мы сами не знаем, что нас ждёт: например, с 10 по 20 мая мы проведем воркшоп «Музей технологической спекуляции», результаты которого должны сформировать интерактивную площадку аркадных игровых автоматов на фестивале. Какими будут эти работы не знаю даже я – впрочем, это и есть тот риск, который делает нашу работу такой увлекательной.

1
0
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта