Елена Пинчук
май 2016.
2353

В чем концептуальная разница между религией и суевериями? Что должно появиться в системе суеверий и ритуалов, чтобы ее можно было назвать религией?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
1
6 ответов
Поделиться

Суеверие буквально означает "пустая, ошибочная вера". Понятие "суеверие" - это идеологическое, стигматизирующее понятие, используемое представителями одних религиозных течений для критики других, либо атеистами в полемике против религии. Например, оно использовалось протестантами в полемике против католиков (скажем, для протестанта почитание икон или мощей - это суеверие). Также оно активно использовалось и используется атеистами в полемике против религии (достаточно заглянуть в советскую антирелигиозную литературу, там примеров подобного словоупотребления предостаточно), христианами всех направлений в полемике против нехристианских религий, например, против язычества, буддистами в полемике против народных религий Азии и конкурирующих направлений буддизма и т.д.

Учитывая идеологический характер понятие "суеверие" и его критическую направленность, это слово не используется и не может использоваться в научных текстах в качестве научного термина. Попытка его использования в качестве такового моментально демонстрирует идеологический, а не научный характер соответствующих текстов.

Таким образом, я думаю, ответ на Ваш вопрос становится понятным: понятие "суеверие" не может быть поставлено в один ряд с понятием "религии". Первое, в отличие от второго, используется исключительно в критических текстах, чтобы маркировать "других", "отличных от нас" и не имеет никакого объективного содержания.

Станислав Панинотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
16
-1
Прокомментировать

Суеверие (пустая вера) — это попытка установить причинно-следственные связи между явлениями без логического обоснования этой связи. 

Религия — устанавливает причинно-следственные связи между явлениями, утверждая особую логику, недоступную в привычных условиях для понимания, но доступную в результате определенной работы с сознанием.

Например: суеверие «если упала вилка, значит гость придет». Чтобы получилась религия, нужно утвердить: «Вилка и гость связаны причиной, познать которую можно в результате какой-то практики. Например, позвенеть вилками сто миллиардов раз, потому что кто-то так уже сделал, и у него получилось».

7
-3
Прокомментировать

Существует классическая работа Джеймса Фрейзера «Золотая ветвь». Это труд по антропологии, описывающий авторскую теорию магического и религиозного мышления.

Фрейзер утверждает (и демонстрирует на многочисленных примерах), что сперва у первобытного человека появляется магическое мышление, и только затем религиозное.

Магическое мышление основывается на двух принципах. Первый из них гласит: подобное производит подобное или следствие похоже на свою причину. Согласно второму принципу, вещи, которые раз пришли в соприкосновение друг с другом, продолжают взаимодействовать на расстоянии после прекращения прямого контакта. Первый принцип может быть назван законом подобия, а второй-законом соприкосновения или заражения. Из первого принципа, а именно из закона подобия, маг делает вывод, что он может произвести любое желаемое действие путем простого подражания ему. На основании второго принципа он делает вывод, что все то, что он проделывает с предметом, окажет воздействие и на личность, которая однажды была с этим предметом в соприкосновении (как часть его тела или иначе). Гомеопатической, или имитативной, магией можно назвать колдовские приемы, основанные на законе подобия. Контагиозной магией могут быть названы колдовские приемы, основанные на законе соприкосновения или заражения.

Магическое мышление предполагает за природой скрытые, но непреложные законы. В этом оно схоже с научным мышлением. Вот только законы эти ложные. Когда магическое мышление терпит окончательный крах и становится ясно, что законы не выполняются, порождается религиозное мышление. Раз непреложных законов нет, миром управляют не они, но кто-то, способный к произвольному применению своих сил. Раз так, его можно задобрить, запугать, убедить применить их там, где нужно. Маг, знающий формулы и процедуры, которые предполагают гарантированный результат при правильном исполнении, сменяется жрецом, умеющим убеждать потусторонние силы поступать к его выгоде.

Здесь я хотел бы уточнить, что было бы неверно считать, что современные религии все еще эксплуатируют фрейзеровское религиозное мышление. Оно свойственно языческим верованиям, авраамические религии и буддизм прошли долгий путь развития и стали значительно сложнее, чем «уговори могучего дядьку исполнить твои хотелки», но не все, кто считает себя верующим, выросли из того, примитивного религиозного мышления.

Итого, отвечая на ваш вопрос - чтобы от суеверий перейти к религии, должны появится персонифицированные силы, которых можно и нужно убедить и исчезнуть ритуалы, дающие гарантию результата.

Nikita K.отвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
2
0
Прокомментировать

Этот ответ написан и доступен на

Этот ответ написан и доступен на Яндекс Кью

Религия - психическая эпидемия, это ещё Бехтерев писал.

Суеверия возникают естественными путями, и даже становясь частью культуры остаются относительно безобидными для носителя.

Религия-же не одельная идея а целый комплекс идей, извращающих восприятие адепта, и побуждающих к дальнейшей трансляции подобно вирусу. Религии не возникают стихийно как суеверия, а искуственно компилируются специалистами, иногда открыто декларирующими свои цели. "идите за мной, сделаю вас ловцами человеков"

0
0
Прокомментировать

Эту тему я попытался разобрать в своей статье под названием "Бесы и суеверия". Конкретно суевериям и их отличиям от религии посвящена вторая часть этой статьи.

Dmitriy Gusarovотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
0
0
Прокомментировать
Читать ещё 1 ответ
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью