9309
6
0
13 мая
17:44
май
2016

Время – очень странная и труднопонимаемая вещь, с пространством же, напротив, все обстоит несколько проще. Пытаясь понять, в чем состоит отличие между временем и пространством, мы осознаем, откуда взялось время.

Мы может расположить объект в любой точке пространства, и он будет находиться только в одной точке и нигде больше. Этим объектом может быть кружка или нечто меньшего размера, как атом, или нечто большего размера, как галактика. Например, вы можете переставить кружку с полки на стол. Важно, что при этом объект находится только в одной точке пространства.

Не то со временем. Мы не может перемещать объекты во времени. Нельзя взять кружку из вчера и передвинуть ее в сегодня. Если кружка существует сегодня, она, скорее всего, существовала и вчера, и поэтому передвинуть ее мы не можем: она уже существует и там, и там. Даже если кружку только что сделали, глина, из которой ее сделали, существовала вчера и позавчера, и так далее. Чтобы описать все возможные ситуации, лучше сказать, что мы не можем перемещать материю, из которой сделан объект, в сегодня из вчера и наоборот потому, что материя уже существует и сегодня, и вчера. Мы также уверены, что материя будет существовать завтра – возможно, в другой форме, но будет существовать.

Идею, что материя продолжает существовать, можно более точно описать с помощью закона сохранения массы. Масса измеряется в граммах. Масса кружки, например, равна ста граммам, и она продолжает существовать, несмотря на изменение формы: из глины – в кружку, из кружки, однажды, в кучу мелких кусочков. Другими словами, одна и та же масса существует везде во времени. Именно поэтому мы не можем перемещать объекты во времени. Закон сохранения массы отличает время от пространства.

Масса объекта сохраняется, и поэтому объект всегда продолжает существовать в какой-то точке пространства. Определенные уравнения, называемые уравнениями движения, объясняют нам позицию объекта в пространстве в каждую единицу времени. Но обратная ситуация невозможна, нет уравнений, которые сообщали бы нам время объекта в единицу пространства. Уравнения движения также отличают время от пространства.

Нужно уйти еще чуть глубже, чтобы объяснить, почему время и пространство такие разные. За последние 60 лет в физике элементарных частиц было сделано несколько открытий, которые демонстрируют фундаментальную и таинственную разницу: движение в пространстве остается неизменным, невзирая на направление, в то время как изменение направления во времени ведет к тому, что определенные субатомные частицы ведут себя по-другому. Это отличное поведение называется нарушением симметрии по отношению к обращенному времени, или Т-нарушением.

Чтобы понять, к чему может привести Т-нарушение, нам надо представить два мира: наш нормальный мир, назовем его НормальныйМир, где время и пространство отличаются друг от друга и особенный мир, назовем его ОсобенныйМир, где время и пространство не отличаются друг от друга. В НормальномМире место объекта в пространстве едва заметно размыто, как будто объект немного покачивается взад и вперед. В ОсобенномМире время и пространство совпадают, поэтому объект покачивается взад-вперед и во времени, и в пространстве. В ОсобенномМире нет Т-нарушения.

В ОсобенномМире мы можем поместить объект как в определенную точку пространства, так и в определенную точку времени. Объект будет существовать только в этой точке времени, ни до, ни после. Кому-то может показаться, что здесь речь идет об объекте, появляющемся в определенное время, а затем исчезающем. Но здесь речь идет скорее об объекте застрявшем в определенной временной точке. Это очень странный мир – масса объекта не сохраняется, нет уравнений движения.

Теперь давайте добавим в этот ОсобенныйМир Т-отклонение (именно это я сделала в своем последнем исследовании). Т-отклонение не меняет тот факт, что объекты покачиваются в пространстве и пространство остается неизменным. Объект можно поместить в одной точке пространства, как и раньше. Но Т-отклонение коренным образом меняет покачивание во времени. Объект уже не покачивается взад и вперед, возвращаясь на ту же исходную точку во времени, но двигается в определенном направлении – только вперед или только назад. Объекты уже не застряли в определенной временной точке, но устремились в любое время, какое только можно представить. В результате, масса объектов снова сохраняется, а уравнения движения работают.

Подведем итоги. Мы представили таинственный ОсобенныйМир, в котором нет разницы между временем и пространством – мир, где объекты приклеились к определенной точке во времени. Но один дополнительный ингредиент отделил время от пространства и превратил ОсобенныйМир и НормальныйМир, где предметы развиваются во времени. И этот дополнительный ингредиент – это Т-нарушение. Вот откуда взялось время.  

43
5
май
2016

Миф повествует именно об изначальной противоречивости времени. Во-первых, самые древние представления о времени говорят нам, что оно возникло не вместе, а после появления пространства. У греков так раскрылась некая изначально вечно закрытая пасть, родилось пространство - Небо и Земля, Уран и Гея, которые породили сына - Кроноса, он же неумолимое божество времени. Во-вторых, Время - это то, чего нет. Прошлого - уже нет, будущего еще нет, а Настоящее занимается тем, что исчезает, даже не появившись. Мы видим его следы, но не само время. Вот мифология и занимается миром как уже состоявшимся становлением, в котором у самого времени две противоречивые функции - отсекателя прошлого на линейке жизни человека и - организатора циклических ритуалов, в которые вписан род человеческий.

Вот почему философия и религия, возникшая на основе греческой мифологической традиции, постулируют нечто такое, что должно завершить, остановить само время, и называют это вечностью. И Платон, говорящий, что время - это подвижный образ вечности, и более поздние религиозные доктрины мыслят время как нечто не вполне настоящее, как испытание для, например, души, которой надо постараться доплыть до гавани вечного блаженства. Следовательно, время оказывается рекой, которая вытекает из океана вечности и возвращается туда. Рекой невидимой и опасной. Вот почему, хе-хе, в грамматике древнегреческого языка, как и некоторых других языков, такая богатая система времен: философия времени для филолога состоит в схватывании тонкостей положения человека как говорящего, повествующего о своих и чужих действиях во времени. Поток членораздельной речи - это и символ того, что случилось, когда из хаоса родился нынешний порядок вещей, все еще, скорее, загадочный, потому что о главной составляющей этого порядка - о цели движения невидимого времени - люди никак не могут договориться.

29
0
май
2016

Многие философы и мудрецы Востока и Запада утверждали, что время на самом деле не существует. Так, Демокрит, следуя в этом Пармениду, писал: «Время есть видимость в форме дней и ночей». Аристотель определял время как «число (то есть меру) движения», а значит реально движение, время же относительно. Но с другой стороны, почему тогда так неумолима власть времени над человеком, почему мы не можем повернуть время вспять, остановить его или ускорить?

С точки зрения индийской философии, существуют различные уровни сознания и реальности, и на каждом из них время имеет разное значение и разное происхождение.

1) Объектное, или объективное время – время мира бодрствования, который «собирает» наше сознание, когда мы не спим. Об этом времени остаются справедливыми слова Платона в «Тимее», что планеты являются «орудиями времени», то есть это время буквально порождается, а не просто измеряется, движением планет (звёзды также входят в это понятие). Действительно, если время – это число движения, то во Вселенной наибольшее количество движения (импульс) имеет суммарное движение звёзд и планет.

2) Субъективное время – время психологическое, время сновидений. Здесь время производно от интенсивности переживаний и их качества, как описано в вышеприведенной цитате из «Писем Махатм». Это время мы можем ускорять и замедлять, но не можем остановить или повернуть вспять.

3) Время сна без сновидений – это уже не вполне время в нашем обычном понимании. Это время смысловое, которое порождается вниманием. Когда мы говорим «Вы не уделите мне немного времени», это то же самое, что «Вы не уделите мне немного внимания», а значит время и внимание имеют один и тот же корень. Но на уровне сна без сновидений границы субъектов стираются, и нужно говорить о неком бессубъектном внимании, которое можно сравнить с течениями в разумном океане «Соляриса». Хотя это внимание бессубъектно, в религиях оно иногда олицетворяется в образе Бога. Так, это то ужасное Время (Кала), образ которого Кришна явил Арджуне в XI главе Бхагавадгиты.

4) И лишь на 4 уровне сознания и реальности действительно не существует времени, поскольку это уровень Абсолюта, непостижимого и невыразимого в наших человеческих понятиях, в том числе и в понятиях времени.

Итак, время действительно относительно и не обладает самостоятельной реальностью, но на разных уровнях оно имеет разную природу и разные источники. И поскольку человеческое существование и сам человек как таковой тоже имеют относительное существование на тех же уровнях относительности, логично, что человеческое существование подчинено ограничениям времени соответствующего уровня. Чтобы полностью освободиться от ограничений времени, нужно окончательно раствориться в Абсолюте.

19
0
показать ещё 4 ответа
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта