Многие считают, что "нет предела совершенству" или "на вкус и цвет товарища нет". Но на эти формулы нельзя опираться в искусстве. Существует ряд критериев по которым оценивается исполнитель. Как бы люди с несовершенным слухом и сомнительными певческими данными не отрицали эти критерии - они есть и не им это менять. Как член жюри многих конкурсов (в том числе и телевизионных), 25 лет оценивающий вокалистов всех певческих жанров, скажу, что точно существуют критерии исполнителя: 1 критерий (как минимум)- чистое интонирование, выполнение базовых основ вокала (правильное дыхание, сбалансированность звука (без "провалов"), удерживание опоры (работа диафрагмы), минимальный диапазон, где сохраняются вокальные позиции, четкая дикция (без дефектов речи, без нозального (носового) призвука), отсутствие или присутствие тремоляции в голосе исполнителя(многие грешат этим сегодня - это мелкое дрожание голоса при, даже небольшом, протягивании звука). Это считается дефектом голоса... Звучит это заумно, скажут неумёхи или те, кто заполонил подмостки, но это тот исполнительский минимум, который у исполнителя должен работать на автомате, рефлекторно. Уитни Хьюстон или Агиллера совершенно не думали, держать им опору звука или нет, открывать рот, когда идешь на верхние звуки или нет. Это происходит автоматически. Но они учились этому. Это база. Без неё нельзя петь. О 2-ом критерии даже говорить страшно. Его, практически нет на нашей эстраде: это техника исполнения вокальных приёмов, их правильность, количество в песне. Это те краски, которыми пользуется исполнитель. Они могут быть ненавязчивыми, могут быть яркими, но они должны быть. Это помогает выражать эмоции. У нас же на эстраде, если исполнитель применяет субтон - это уже хорошо. Пугачева в передаче "Сегодня вечером" в честь юбилея Кристины Орбакайте ставила ей в заслугу исполнение субтона. А это самый лёгкий прием, кстати, часто прикрывающий фальшивое пение. Да и сама Пугачева приемов использовала мало, в основном, форсацию (крик, переходящий в вопль), который и посадил голос. А ведь, вокальных приёмов более 20. Существует мелизматика и тоже разная (восточная и афроамериканская). Опять же никто не отменял игру динамикой голоса, ведь нельзя же петь топорно, всё на одной громкости. Качество аранжировок и бэк вокал, конечно, тоже входит во 2-й критерий, но это вторично, если мы говорим о самом исполнителе... 3-й критерий: артистизм. Исполнительское мастерство на сцене - это не прыгание в рванной майке в татуировках, это умение обращаться с микрофоном,(в данном случае микрофон даётся не для громкости, он помогает певцу играть частотами), это пластика рук, мимика лица, сценические проходки (это куда ходит певец во время пения и как ходит - есть установки), Это образ, наконец. нельзя петь песню о любви - нанеся на лицо боевой раскрас. Теоретически, конечно, можно, но зачем? Таким образом складывается исполнительское мастерство. Этому надо учиться, если этого нет - нет самого искусства, а есть псевдо исполнители, псевдо музыка. А вот теперь проанализируйте по этим критериям исполнителей: Борис Гребенщиков, Татьяна Овсиенко, Ирина Салтыкова, Валя Карновал, Моргенштерн, Мумий Троль, Би 2 и других исполнителей...
Мик Джаггер, Пол Маккартни, Дэвид Гилмор, Роджерс Уотерс и многие другие. При этом вокал одного из музыкантов на сто процентов совершенен, и этот человек - Юрий Лоза.
И Олег Газманов.
Для меня все просто.
Есть Фредди Меркьюри, и есть все остальные. Остальные не дотягивают до моего идеала. Я считаю, что с Меркьюри рядом никто не стоял (в плане вокала), не стоит и в ближайшее время стоять не будет.
Всех. Нет предела совершенству, но совершенными в таком случае можно считать академических вокалистов прошлых двух столетий. А вообще, лучшим певцом за все время считается Каффарелли, ученик порпоры, меццо-сопрано.