16995
7
1
13 мая
13:23
май
2016

Это очень сложный вопрос, и никакого единого мнения на этот счет нет. Дело в том, что до нас не дошли оригиналы, это касается не только Библии, но и произведений древней литературы в целом – все тексты дошли до нас в более поздних копиях. Кроме того, они не подписаны. В названиях некоторых книг стоит имя, которое может считаться именем автора. Но все очень по-разному. Например, в еврейской Библии есть книги Самуила, по имени пророка Самуила. В христианской Библии они соответствуют 1-й и 2-й Книгам Царств. Но дело в том, что пророк Самуил умирает в середине первой книги, то есть на четверти книги. Значит, писал явно не он. То же касается и других книг.

Многие из них восходят к текстам произнесенным (а иногда – записанным) тем или иным автором, это пророческие книги. Исайя, Иеремия, Иезекииль и другие пророки. Но ясно, что они не писали их в том смысле, в каком Толстой писал «Войну и мир». Это сборники, составленные, возможно, их последователями, возможно – современниками, возможно несколько позже. Например, в Книге притчей Соломоновых указан автор: это, пожалуй, исключение. Но в самой Книге ближе к концу говорится следующее: вот еще притчи Соломона, собранные людьми Езекии, царя иудейского. Царь Езекия жил на несколько веков позже Соломона. Следовательно, притчи – это некоторые изречения, которые передавались из уст в уста и спустя несколько веков они были оформлены в книгу – по крайней мере, часть Книги притчей именно так и появилась. В конце же встречаются изречения, которые приписываются двум другим мудрецам древности, а вовсе не Соломону. То есть книга целиком имеет отношение к Соломону, но он ее не держал в руках, не писал и не виденной написанной.

В Песне Песней Соломон тоже упоминается, но, скорее, как один из героев. Есть предание, которое говорит, что в юности Соломон написал Песнь Песней (гимн любви), в зрелости – Книгу притчей (размышления о том, как надо жить в этом мире), в старости – Книгу Екклесиаста (размышления о тщете всего сущего). В Екклесиасте, кстати, есть намеки на Соломона, но его авторство из текста не следует однозначно. Песнь Песней же – это очень яркий, интересный текст, где Соломон – один из героев, а может быть, и просто некий образ. Образ царя, который встречается с возлюбленной, а может быть и наоборот – возлюбленная сравнивает своего жениха с Соломоном. Мы не знаем этого точно и это не очень важно. Понять смысл этой книги и без того довольно трудно, и знание авторства нам вряд ли поможет.

Похожая картина с Псалтирью – этот текст связывают с царем Давидом. Вполне вероятно, что часть псалмов написал именно он. Но, в то же время, часть псалмов отсылают нас к совершенно другим историческим временам. Например, псалом «На реках Вавилонских…» - это псалом о Вавилонском пленении, которое состоялось много веков спустя после смерти царя Давида. Говорить, что этот псалом принадлежит Давиду, это то же самое, что говорить о Тредиаковском, описавшем Советскую власть. Здесь можно возразить: но он же был пророком и все знал заранее. Но тогда он бы описывал это как пророчество, а он описывает это как свое переживание. Как если бы протопоп Аввакум сидит в лагерях ГУЛАГа – мы сразу понимаем в этом случае, что это не сам протопоп, но один его последователей, подражателей, который использует образ протопопа в качестве своего лирического героя (в русской литературе, кстати, такой пример есть – это Варлам Шаламов, писавший стихи от имени Аввакума).

О конкретной датировке, об авторстве ветхозаветных книг идут очень большие споры и по сю пору. Есть более традиционная точка зрения, которая называет авторов каждой книги следующего великого пророка или деятеля, который жил после описанных в ней событий. Но это не всегда так. Есть иная точка зрения, которая датирует Ветхий Завет очень поздно и говорит, что это было все придумано в III-II вв. до н. э. Это, по-видимому, тоже большой перегиб, но ясного представления об авторстве каждой конкретной книги или каждого конкретного отрезка текста у нас нет. Но мы можем говорить, что мы знаем имя человека, со словами которого связано появление той или иной книги, из слов которого она выросла.

Например, пророк Исайя Иерусалимский: никто не сомневается, что это исторический персонаж, живший в Иерусалиме VIII в. до н.э. Но написал ли он всю книгу – сказать довольно сложно. Сейчас принято считать, что ему принадлежат только первые тридцать девять глав. Кто же написал остальные? Мы не знаем. Но иногда говорят, что эти книги написаны общиной Израиля, нардом Божьим, который подхватывает традицию, идущую от того или иного великого автора, и развивает ее.

Библейские тексты появлялись именно в общине, выполняя роль Священного Писания. У них были прямые авторы, но совершенно необязательно, что у каждой книги был один, и также необязательно, что текст создавался единовременно. Они могли редактироваться и изменяться – и мы находим следы подобной редактуры. Вся Библия, и Ветхий и Новый заветы, принадлежит общине. Община была средой, которая восприняла этот текст как Священное Писание и сохранила его. Если бы не было этой общины, Библия до нас просто бы не дошла, как не дошло священное писание древних египтян: а оно было, и были книги религиозные, духовные, священные. Не было общины, которая жила бы до наших дней и сохраняла бы этот набор текстов, как свое священное писание. Древний Египет кончился, его больше нет.

Библия – это продукт развития традиции, сначала одной общины, потом разных общин, иудеи, христиане. Это не некий артефакт, который когда-то был создан и лежит в музее за стеклом. Библия – это что-то, что находится в повседневном обиходе, живет и меняется.

К Новому завету отчасти применимо то, что говорилось выше о Ветхом. Четыре Евангелия носят определенные имена: Матфей, Марк, Лука, Иоанн. Но это же не Евангелие МаркА. Евангелие принадлежит Иисусу Христу – это благая весть. А Матфей, Марк, Лука и Иоанн – это люди, которые об этом рассказывают. Евангелие – это не книга воспоминаний, написанная кем-то о важных лично для него событиях. Эти тексты создавались совсем не так: сначала тексты никому не были нужны, были ранние христианские общины, где были живые свидетели тех событий, о которых и повествует Евангелие. Но общин становилось все больше, а живых свидетелей все меньше. Через несколько десятилетий после этих событий понадобились тексты. Но эти тексты не были написаны «по горячим следам», не были написаны как индивидуальные проекты,

Лука, например, открыто говорит, что он собирал данные из разных источников (свидетелей, очевидцев). Есть довольно большие сомнения, почему Евангелие написал Марк. Это абсолютно незначительный персонаж в Новом Завете, и о нем ничего толком и неизвестно. Почему такой человек взялся описывать события жизни Христа, когда были гораздо более известные лица? Есть мнение, что Марк лишь записал воспоминания апостола Петра, что он был его помощником и секретарем. Можно предположить, что это не Марк повествует о Христе, это Петр повествует, а Марк записывает, играет роль скорее редактора и секретаря, нежели автора. Тем не менее, это тот человек, который создал этот текст. Авторство Петра – это гипотеза, но достаточно давняя, есть подобные свидетельства у древнехрестианских авторов.

Евангелия появляются в христианской общине потому, что они нужны, они воспринимаются этой общиной и сохраняются, что не исключается какого-то конкретного автора, но этот автор мыслит себя частью этой общины и действует внутри ее ради ее цели. 

122
1
май
2016

Сразу предупреждаю, я - атеист, и смотрю на Библию именно с точки зрения своего мировозрения.

Отвечая прямо на вопрос: много, очень много. Библию писали на протяжении многих веков, даже много сказать, что пару тысячелетий. 

Библия делится на 2 больших части: Ветхий и Новый Заветы.

Ветхий завет - во многом, это сборник законов, своего рода "Конституция" древней Палестины, хоть он и выглядит как некое писание-легенда, но в нем содержится огромное количество правовых норм. Естественно, как и любой закон, он много раз переписывался, дополнялся в зависимости от потребностей и реалий того или иного времени. 

Новый завет - история жизни Иисуса Христа и событий после его смерти. Его писали 7 человек: Матфей, Марк, Павел, Петр, Лука, Иуда и Иоанн. 

Однако, все, что мы считаем Библией сейчас, это каноничные её части, есть и неканон. Это огромное количество книг, которые церковники по той или иной причине решили не признавать "божественными книгами", обычно те, которые не подпадали под их определенные цели. Таких книг реально много, и не все еще, скорее всего, найдены. 

Андрей БереговскийОтвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
79
4
май
2016

Атеист Андрей все ответил правильно. :) Только на правах человека верующего уточню, что не придумывали, а записывали. Библия состоит из разных книг разных жанров (от поэтических сборников до хроник), написанных в совершенно разные эпохи. 

33
5
показать ещё 5 ответов
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта