Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему экономика Японии падает?

ЭкономикаПутешествияЯпония
Дамир Тушаков
  · 1,8 K
Востоковед-японист  · 21 мая 2016

Истоки этого явления уходят еще в 90-е, а оттуда и в 80-е, ко времени "японского экономического чуда". У него весьма сложная природа, но я попробую вам объяснить, как поняла сама, обращаясь к проверенным временем ресурсам.
Итак.
Под японским экономическим чудом имеют в виду 

"быстрый рост в Японии в 80-х годах рыночной стоимости финансовых активов, в которые вкладывались свободные денежные средства ради извлечения прибыли".

Так как японцам свойственно накапливать сбережения (свыше 40% депозитной базы банков составляют деньги населения), а промышленность конкурентоспособна, свободных денежных средств у Японии оказывается немало (в менталитете у них заложено откладывать деньги "про запас", мало ли что). Плюс ко всему, страна в начале 80-х ослабляет валютный контроль, а во второй половине 80- х отказывается от политики слабой йены, в результате чего она резко укрепляется (курс на тот момент начал составлять 259 йен за доллар вместо прежних 150). Экономика начинает резко расти, растут в цене акции, индекс Nikkei достигает рекордных отметок (за десятилетие увеличился на 500%). Параллельно на рынке недвижимости прослеживается аналогичный бум. Взвинчиваются цены на площади. Цена за сотку в престижных районах начала достигать 10 тысяч долларов за сотку, а стоимость обычных площадей в Токио увеличивается в  3,3 раза.

__"На пике рынок недвижимости оценивался в 2 трлн иен, что в четыре раза выше, чем оценка всей недвижимости США на тот же период. Земля под королевским дворцом в Токио стоила больше, чем вся Калифорния или Канада".

__Активно развивается сектор роскоши, 50% мировых инвестиций приходится на японцев. Внимание японцев перекидывается и на рынок произведений искусства. Вот вам занимательная история про "Подсолнухи" Ван Гога:

«В 1987 году аукцион “Кристис” выставил на торги в Лондоне один из вариантов “Подсолнухов” Ван Гога. Картина была написана в 1888 году, и это совпало с годом основания японской страховой корпорации “Ясуда”. Упустить такой “подарок” к своему столетнему юбилею она не могла. На специальном заседании правления “Ясуды” ее президент Гото Яшио заявил: “Ван Гог будет нашим, чего бы это не стоило”.

“Кристис” грамотно разыграл карту: продажа “Подсолнухов” происходила в день рождения Ван Гога. Картина с 1983 года находилась на временном хранении в Лондонской национальной галерее. По традиции, если вещь удостаивалась такой чести, то она уже не покидала стен прославленного музея: ее выкупало либо государство, либо вся нация вскладчину по подписке. Аукцион стал настоящей битвой за первенство на арт-рынке. Картина была оценена в 10 млн долл. На торгах цена взлетела в четыре раза, но японцы не отступили. Победа обошлась “Ясуде” в 40 млн долл.

Картина ушла в Токио. Великобритания, а в ее лице и вся Европа были посрамлены Страной восходящего солнца. Впервые картина художника-модерниста, проданная на открытых торгах, побила рекорды старых мастеров… Ни до, ни после случая с “Подсолнухами” рекордная цена не увеличивалась сразу в 4 раза.

Подобный пузырь удалось раздуть за счет беспрестанной циркуляции денег из одного состояние в другое. Поясню: чем выше взвинчиваются цены на акции, тем больше кредитов можно взять под их обеспечение и вложить в недвижимость. Цены на недвижимость растут, растет ее залоговая стоимость, следовательно, под ее залог можно взять еще кредитов и опять вложить их в акции... 
Примечательно, что  у Японии на тот момент не было золотого стандарта. Акции, грубо говоря, обычные бумажки (подкрепленные недвижимостью, разумеется) выступали в такой роли, банки включали в свои резервы акции, которые росли в цене => резервы увеличивались=>выдавалось еще больше кредитов.
Разумеется, всему есть свой предел. "Западные" деньги, которые вкладывались инвесторами в развивающуюся японскую экономику, выводились из страны и в какой-то момент отток денег начал превышать общий приток. Старый министр финансов сменяется новым и берется курс на "протыкание пузыря". В два присеста повышают учетную ставку до 6%.
«В середине 1991 года, через 18 месяцев после начала оглушительного схлопывания пузыря на фондовом рынке, Япония вступила в полосу тяжелой рецессии. Первоначально все ожидали обычного циклического спада – никто в стране и за ее пределами не мог предположить, что страна, четыре десятилетия подряд поражавшая мир небывалыми темпами роста, технологическими новинками и экспансией капитала, окажется ввергнутой в мучительную многолетнюю полосу стагнации. Неуправляемое сдутие пузыря активов вызвало паралич финансовой системы, что самым негативным образом отразилось на экономике, прежде всего на компаниях, ориентированных на внутренний рынок и лишенных доступа на международные рынки кредитов и капитала…"
Процентную ставку потом опять понизили, но уже было поздно. Обанкротились крупнейшие банки. Примечательно, что правительство старательно делало вид, что все хорошо и помогало банкротившимся компаниям скрывать убытки (ввиду того, что просто не хотело "потерять лицо" перед международными коллегами и своими гражданами). В 90-х годах пять крупнейших банков мира из десяти были японскими, сейчас - только один. Кризис японского "пузыря" отразился на развивающихся странах, однако он был не таким сильным.

Как пишет в "Эре турбулентности" Алан Гриспен: 

"Если бы власти Японии действовали решительно, заставили закрыть плохие займы, распродав (почем получится) залоги, то падение было бы глубже, но и выздоровление произошло бы быстрее. В результате экономика в целом выиграла бы, а не находилась в летаргическом сне вплоть до 2005 года".

Следовательно, можно говорить о том, что кризис сегодняшней японской экономики - это все еще следствие "протыкания пузыря" в 90-х из-за жесткой монетарной политики властей, резкого повышения ставки и прочих губительных методов, которые вогнали экономику в подобное состояние.