Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как достичь гармонии с самим собой?

Психология
Ослепительный Сон
  · 1,9 K
почти культуролог  · 13 мая 2016

Первая благородная истина открытая Буддой Готамой гласит: в каком бы мире не жили живые существа - они испытывают ощущение, называемое палийским словом dukkha, которое обычно переводится на европейские языки как "страдание". Это не совсем точный перевод, потому что дуккха - не только физическое страдание, но и все виды душевного дискомформа. То есть человек страдающий от головной боли испытывает дуккху и лирический герой песни (I can't get no) satisfaction испытывает её же. Иными словами: страдание есть по сути форм проявления жизни, её манифестация. Невозможно жить и не страдать в той или иной степени.

Но вообще благородных истин четыре. Вторая (о происхождении страдания) гласит: причина дукхи - желания и страсти. Потому что, согласно буддизму, именно желание рождения и является его причиной, а рожденное в снсаре существо волей-неволей испытывает дуккху. Живое существо хочет жить, желание жизни в нём превыше всего и оно (существо) стремится в тоже время избежать страдания. Ну как умеет и на сколько у него хватает у него на это разума. 

Что мы получаем в итоге? Если мы говорим о человеке, то мы получаем индивидуума, испытывающего внутреннюю дисгармонию (дукху) и желающего этой дисгармонии избежать (спрятаться от дукхи). И тут человек чаще всего попадает в обычную ловушку: желая избежать страдания он порождает другое страдание.

Третья благородная истина открытая Буддой говорит: можно достичь состояния, при котором живое существо перестанет испытывать дукху. Это состояние на языке пали называется ниббаной а на санскрите, которым пользуется буддизм махаяны - нирваной. То есть в вашем случае, это перестать испытывать дисгармонию и стать полностью гармоничной личностью. 

Четвертая благородная истина - истина о пути, ведущем к прекращению страдания. Он называется благородным восьмеричным путем.

Подробное описание благородного восьмеричного пути человеку, который, скорее всего, не собирается достигать ниббаны (то есть буквально перестать рождаться в мире) - дело конечно бессмысленное. Но вкратце можно остановится на некоторых важных аспектах.

Во-первых,  самое главное - понять, что полностью гармоничным человеком может быть только человек, достигший просветления, то есть арахант или Будда. Но для того чтобы достичь такого состояния надо в буквальном смысле этого слова отречься от мира, чего вы, скорее всего, делать пока не собираетесь. На первых порах постарайтесь принять сам факт неудовлетворенности как неотъемлемой части жизни. Это непросто, но стоит того, поверьте! Очень важно понять относительность таких понятий как "достижение", "желание", "необходимость". Ведь неудовлетворенность проистекет в значительной степени от завышенных ожиданий, которые мы имеем по отношению к себе и которые посторонние имеют по отношению к нам: я должен много зарабатывать, я должен нравиться девушкам, я должен стать КМС по настольному теннису! Кому должен? Себе? А может быть телепередаче в которой говорят что все должны быть "крутыми"? А может родителям, которые все хотя гордиться своим чадом и никак не могут? 

Конечно, полностью принять себя таким какой ты есть практически невозможно. Но стоит хотя бы маленькими шажками двигаться в торону этого принятия.

Во-вторых, постарайтесь понять, что удовлетворение желаний не является путем к счастью. Желания, какими бы приятными они не были, приедаются или оборачиваются своей противоположность. Постепенное принятие относительности желаний и хотя бы небольшое, частичное избавление от них привнесут в вашу жизнь гораздо больше покоя. Помните, что истинно свободным является человек у которого ничего нет. Чем меньше в вашей жизни привязанностей к материальному, к "статусу", чем меньше вы являетесь конформистом (а любой конформизм - страх потери), тем свободнее, гармоничнее и счастливее вы становитесь.

В-третьих, постарайтесь как можно больше делиться, отдавать другим, в том числе то, что для вас ценно. Постарайтесь выслушать переживания друга, искренне принять его проблему, понять насколько ему тяжело (только не сливаясь с его переживаниями - от этого хуже будет всем). Постарайтесь увидеть его дуккху именно как дуккху, как чистое страдание, и искренне пожелать ему, чтобы страдания в его душе стало меньше. Постарайтесь не отказывать в помощи и самим предлагать помощь тогда, когда вы способны её оказать (но не в прямой ущерб близким). Это может быть милостыня нищему, волонтерская работа или кормление брошенного котёнка. И это должен быть просто искренний, бескорыстный акт дарения: возьми это, потому что это нужно тебе!

Проректор Института Междисциплинарной Медицины, клинический психолог, реабилитолог  · 12 мая 2016
Смириться с собой. Принять то, что вы что-то не умеете, что-то не хотите, что-то вас в себе раздражает, а что-то нравится. Причем, вам может нравится то, что остальные люди воспринимают странным или морально-недопустимым, а может быть, вам хочется быть как все и вам все-равно на индивидуальность. Вы один единый мир для самого себя, живущий по тем правилам, которые вам... Читать далее
Нет добра и зла, и все имеет право существовать? А если человек - маньяк-убийца, и для него гармонично резать... Читать дальше