Как вы думаете, ужасно ли говорить человеку "молодец", используя это в качестве стимула совершенствоваться?

1471
3
0
10 мая
07:19
Фотография: anya conservi
май
2016

Позитивное подкрепление, как часть дрессировки? - Да, любое подкрепление эффективно, если воспринимается как таковое. Хоть молодец, хоть молоток, хоть ну ты вааще.

Единственно, согласен с VLADIMIR FROLOV, чтобы подкрепление работало на закрепление нужного поведения, нужно очень конкретно пояснять, что именно закрепляем-подкрепляем. То есть или развёрнуто сразу поясняем, какое именно поведение нам понравилось, или по контексту человеку должно быть совершенно понятно.

Да, и "дрессировка" здесь без отрицательного смысла. Поведенческая психология, бихевиоризм, на этом и построена.

Классическая книга - Карен Прайор, "Не рычите на собаку".

8
0
май
2016

Хорошо говорить: “Молодец, хорошо поработал/а!”

Плохо говорить: “Молодец, умный/ая!”

Больше можно прочесть в статьях The Secret to Raising Smart Kids и 100 Percent Is Overrated (англ).

Похвала полезна, когда даёт человеку понять, что он делает правильно, чтобы он мог это повторять. Например, приложить усилия и хорошо потрудиться — это правильно и заслуживает похвалы.

В комментарии вы спросили, как быть, если “хорошо, но не достаточно”. Дополню ответ.

Если хорошо, но не недостаточно, то так и нужно говорить, акцентируя внимание или на “хорошо”, или на “недостаточно” в зависимости от ситуации. Отзыв о работе всегда должен быть достаточно детален, чтобы человеку было понятно, в каком направлении двигаться.

При этом вы не обязательно прям уж каждый раз раскладываете всё по полочкам. Совсем нет. Во-первых, вы не единственный в мире эксперт и, во-вторых, по многим вопросам вы совсем не эксперт. Но важно хотя бы указать направление, в котором человек должен двигаться и возможные источники информации. Человек может учиться у других людей и из других источников и ему это будет интересно.

Надо также объяснять почему и зачем что-то надо делать. То есть ради чего вся эта работа. Это уже про мотивацию, которая, по моему пониманию, состоит из двух вещей.

Первая — это его ощущение и понимание того, что он вообще способен сделать, что нужно сделать. Для этого человеку надо видеть путь. Он должен обладать необходимыми знаниями и навыками, чтобы действовать более уверенно. В больших, многоходовых делах он, конечно, не может знать всего. Но точно нужно знать достаточно, чтобы понимать, как выполнить следующий шаг. Если вообще непонятно, что делать, когда делать что-то надо, мотивации не будет, а будет фрустрация.

Вторая — это ради чего нужны эти усилия. Что хорошего будет, если будет сделано так, а не иначе. Нужно на примерах показать разницу в результатах, которые выйдут из одного исполнения и другого. Также надо показать, что в этом для самого человека. Должна быть достаточно очевидная выгода из приложений всех этих усилий, в чём бы она ни заключалась. Без этого человеку будет представляться, что ему что-то навязывают, а не что он сам в этом заинтересован.

Чтобы вы могли это делать — подсказывать, куда двигаться; что конкретно сделать на текущем шаге; и зачем прикладывать усилия, — вам тоже надо быть довольно развитым человеком и продолжать развиваться.

(Этот ответ наверняка не универсален; возможно, с кем-то и в каких-то ситуациях нужны ещё какие-то подходы, но сейчас на уме только это.)

7
5
май
2016

Ничего ужасного, у умной женщины муж вначале моет посуду потому, что он этого не умеет, а затем потому, что у него это получается лучше, чем у Вас. Удачи!

1
0
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта