Что такое ресентимент?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
3
2 ответа
Поделиться

http://echo.msk.ru/blog/a_goldfarb/1451376-echo/

АЛЕКСАНДР ГОЛЬДФАРБ :: БЛОГ 

====

Вы жили по правилам – соблюдали законы и заповеди, платили налоги, слушались городового и священника, уважали власть. Но вам не везло в жизни. Все вокруг богатели, процветали и радовались. А у вас все не так – и денег не хватает, и начальник идиот, и жена спит с соседом и дочка хамит. В общем вы – неудачник, лузер, случайный гость на празднике жизни. И хотя вы гоните от себя эту мысль, в глубине души вы понимаете, что винить здесь некого, кроме самого себя, если здесь вообще есть виноватые. Может быть, вы просто таким уродились? Но вам от этого не легче.

И тут вы слышите по радио, что на самом деле вы ни в чем не виноваты. Причина ваших несчачтий – не вы сами, а Некто, кто посягнул на ваши блага и права, причитающиеся вам по рождению, ваш Враг.

И вы такой не один. Все вам подобные (братья по классу или братья по крови) находятся под постоянной угрозой того же Врага (эксплуататора, европейца). Именно Он – виновник ваших несчастий. А правила и законы, по которым вы до сих пор жили с ним в мире, придуманы как раз для того, чтобы вы безропотно ему подчинялись.

И вы вдруг понимаете, что вы вовсе не лузер, и что вам есть чем гордиться, и за что себя уважать, и что вместо того, чтобы смириться, вам следует встать с колен, расправить плечи и осознать что во всем виноват Враг.

И вы, вместе с вам подобными, начинаете ненавидеть Врага. И вместе с этой ненавистью к вам возвращается чувство собственного достоинства.

Если ваши мысли в последнее время шли по этому пути, и вы неожиданно для себя одновременно обрели самоуважение и ненависть к Врагу, то вы страдаете психологическим состоянием под названием «Ресентимент» - (фр. ressentiment - «негодование, злопамятность, озлобление»), синдромом ущербной агрессивности.

Понятие ресентимента впервые было введено немецким философом Фридрихом Ницше в его работе «К генеалогии морали» (1887). Ресентимент по Ницше - это чувство враждебности к тому, что субъект считает причиной своих неудач («врагу»), бессильная зависть, «тягостное сознание тщетности попыток повысить свой статус в жизни или в обществе». Чувство слабости или неполноценности, а также зависти по отношению к «врагу» приводит к формированию особой системы ценностей, которая отрицает систему ценностей «врага». Субъект создает образ «врага», чтобы избавиться от чувства вины за собственную ущербность.

Ресентимент является более сложным понятием, чем простая зависть или неприязнь. Феномен ресентимента заключается в сублимации чувства неполноценности в особую систему морали. Ницше считает ее определяющей в самоосознании "рабов":

“Восстание рабов в морали начинается с того, что ресентимент сам становится творческим и порождает ценности: ресентименттаких существ, которые не способны к действительной реакции, реакции, выразившейся бы в поступке, и которые вознаграждают себя воображаемой местью. В то время как всякая преимущественная мораль произрастает из торжествующего самоутверждения, мораль рабов с самого начала говорит “Нет” «внешнему», «иному», «несобственному»: это “Нет” и оказывается ее творческим деянием. Этот поворот оценивающего взгляда - это необходимое обращение вовне, вместо обращения к самому себе-как раз и принадлежит к ресентименту: мораль рабов всегда нуждается для своего возникновения прежде всего в противостоящем внешнем мире.”

====

69
-1

А копировать название и автора статьи не надо?

Я за Вас это сделал, Вы, наверное забыли ))

+1
Ответить

Это похоже на синдром морального превосходства. Когда обиженному, можно сказать, нравится оставаться в положении обиженного, потому что в глазах общественности он является правым по одному только факту, что он является жертвой. Обидчик ведь не может быть ни правым, ни справедливым, он всегда плохой, потому что обижает. А обиженный всегда молодец, всегда прав, все на его стороне. И этот статус "морального превосходства" над обидчиком настолько удовлетворяет обиженного, что для него даже не важно, что обидчик всегда имеет больше, чем обиженный, а сам он по факту очень ограничен. В русском менталитете подобная логика часто мелькает "Да, я нищий, ничего не добившийся, зависимый, занимаю нижнюю ступеньку социальной лестницы простой рабочий, зато честный и открытый. А ты богатый, счастливый, свободный, с насыщенной жизнью, но хитрый, изворотливый, эгоистичный". То есть убежденность своего превосходства лишь на основе собственных моральных представлений

0
Ответить
Прокомментировать

Хорошо описал это явление Шелер в своей книге "Ресентимент в структуре моралей". Ресентимент - это злопамятность в том смысле, что она не исчезает, а погружается в центр личности и заставляет переживать эмоцию снова и снова, но при этом не мстить.

Далее по Шелеру:

  • Удавшаяся месть утоляет жажду мести точно так же, как и наказание того, на кого нацелен импульс мести, например, самонаказание, искреннее прощение;  это не ресентимент.

  • Зависть тоже исчезает, если блага, из-за которых я кому-то завидую, становятся моими собственными. Это не ресентимент.

  • Недоброжелательность выискивает в вещах и людях те объекты и ценностные моменты, которые могут её удовлетворить. Свержение с пьедестала и унижение, выпячивание негативных ценностных моментов в вещах и людях, которые и заметны-то лишь потому, что встречаются вместе с явно выраженными позитивными ценностными моментами; концентрация на негативных моментах, сопровождаемая острым чувством наслаждения. Заведомо негативное отношение к людям, концентрация на их негативных чертах, т.е. видеть врагов во всех и каждом, природная агрессивность. Это не ресентимент.

  • Коварство: недоброжелательность погружается еще глубже, и этот импульс готов выдать себя в любой момент – манерой смеяться, каком-л. жесте. Это не ресентимент. 

  • Злоба пытается найти все новые и новые возможности позлорадствовать и уже выказывает себя более независимой от определённых объектов, чем злорадство. Это не ресентимент. 

Все это не ресентимент, а стадии его становления. Они формируют ресентимент, если не происходит ни нравственного преодоления (в случае мести, например, - искреннего прощения), ни действия (ругательства, размахивание руками, драка и т.д), и где это не происходит потому, что такое действие или выражение сдерживается еще более очевидным сознанием собственного бессилия. Их "сдерживают, закусив губу", - из-за физической или духовной слабости, из страха и трепета перед тем, на кого направлены аффекты. Если слуга, с которым плохо обошлись, позволит себе "выругаться в прихожей", он не впадет в ту внутреннюю "ядовитость", что свойственна ресентименту; но это произойдет, если он должен будет делать "хорошую мину при плохой игре", затаив в себе отрицательные, враждебные аффекты. 

Таким образом, ресентимент - это самоотравление души, имеющее вполне определенные причины и следствия. Оно представляет собой долговременную психическую установку, которая возникает вследствие систематического запрета на выражение известных душевных движений и аффектов, самих по себе нормальных и относящихся к основному содержанию человеческой натуры, - запрета, порождающего склонность к определенным ценностным иллюзиям и соответствующим оценкам.

 Составляющие ресентимента:
- бессилие, невозможность ответить сразу, потому что любая ответная реакция приведет к поражению.

- импульс мести, то есть, раз не получилось ответить сразу, хочется ответить потом, еще сильнее, но это только импульс. Настоящая месть не происходит.

    В итоге, чувство изменяется от желания мести через злобу, зависть и недоброжелательство к коварству.

Ницше (все, что напишу далее - мнение Шелера) писал, что ресентимент - это основа христианской морали и любви. Христианская любовь выросла из этой ненависти еврейского народа. Ненависть – корень этой любви, и это дерево стремится к свету и к высоте, к добыче, соблазну и целям этой ненависти, а то время как корни ненависти впитываются во все, что есть злого на земле, и берут оттуда подпитку. Иисус, который пришел как спаситель грешников, униженных, бедных и больных, принеся с собой как раз этот окольный путь и соблазн в его наиболее уродливой форме. (Имеется в виду, что больные и бедные наполнены ненавистью, и они, не сумев получить счастье и чувство глубокой любви на земле, в достаточной степени пострадав, «злобно» надеются отомстить за все после смерти, потому что богатые и счастливые должны попасть в ад, и мучения там более чем отлично расписаны. Разве это не мстительность и не апелляция к Большому Царю Небесному, который отомстит за них после смерти? Это прямая надежда на то, что счастливые на земле испытают на себе все глубины страданий, причем на сей раз вечных.) Мораль рабов говорит «Нет» внешнему миру и таким образом она изначально нуждается во внешнем мире, чтобы сказать ему «Нет». Она не берется изнутри. «Слабость следует перелгать в заслугу, а бессилие, которое не воздает, в «доброту», трусливую подлость – в «смирение», а подчинение вышестоящим, кого раб ненавидит, – в «послушание», т.к. это послушание предписывается богом». Безобидность слабого, сама трусость, которой у него вдосталь, его попрошайничество, его неизбежная участь быть всегда ожидающим получает здесь слишком ладное наименование - "терпение", она столь же ладно зовётся добродетелью; неумение отомстить за себя называется нежеланием мстить, может быть, даже прощением ("ибо они (власть имеющие) не ведают, что творят, - только мы ведаем, что они творят!"). Говорят также о "любви к врагам своим" - и потеют при этом'.

4
0

Только он Шелер. С одной "л".

+1
Ответить

Точно. Сейчас исправлю

+1
Ответить
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью