Совсем непорядочные поступки оправдываются, если они сделаны ради благородной цели?

69
2
0
6 мая
18:36
май
2016

Любая мораль относительна, и оправдываете вы в первую очередь себя сами. Поэтому если вы исповедуете принцип "цель оправдывает средства" и "победителей не судят", то да, всё действительно так.

На деле же нам редко встречаются чёрно-белые ситуации, и нам неизбежно приходится принимать решения, в которых мы что-то теряем – или будем кусать локти впоследствии, или думать "а имел ли я право". Важно не зацикливаться на них, а проанализировать и в дальнейшем поступать так, как комфортнее лично вам – ещё раз, нет "правильных" и "неправильных" решений, есть только те, которые устраивают конкретно вас. Поэтому не корите себя за упущенные возможности/глупые поступки в порыве чувств, а будьте счастливы и не повторяйте своих ошибок.

1
0
май
2016

Русский философ XIX века Владимир Соловьев в своем капитальном труде «Оправдание добра» дал очень ясное и четкое определение нравственности: «Господство над материальною чувственностью, солидарность с живыми существами и внутреннее добровольное подчинение сверхчеловеческому началу — вот вечные, незыблемые основы нравственной жизни человечества». Соловьев также существенно уточняет понятие «категорического императива» немецкого философа Иммануила Канта. Различие между добром и злом, как нормальным и ненормальным, предполагает, очевидно, что первое, то есть нормальное, есть всеобщее и необходимое, второе же есть только частное и случайное. Отсюда выражение нравственного принципа: поступай так, чтобы правило твоей деятельности могло стать в твоей воле всеобщим и необходимым законом. Отсюда вторая формула категорического императива: действуй так, чтобы все разумные существа, как такие, были сами по себе целью, а не средством только твоей деятельности.

Иными словами, Соловьев учит видеть любой объект мира как точку «сборки миров», как пирамиду-шатер со своей собственной целью-вершиной и вместе с тем учит мягкому приближению-проникновению в суть Добра как общего и единого для всех существ «Мы».

Если же говорить о таком глубочайшем русском философе как Николае Онуфриевиче Лосском, то его классический труд «Условия абсолютного добра» есть качественная, пошаговая презентация осуществляющейся мировой эволюции к абсолютному добру, которое представляется мыслителю в оригинально трактуемой им форме Царствия Небесного. Также философ дотошно выявляет обычно не замечаемые материальной наукой закономерности в альтруистическом поведении в мире животных. Он успешно противопоставляет целое сообщество натуралистичных и регулярно повторяющихся и необъяснимых с точки зрения дарвинизма фактов видового и межвидового альтруизма среди диких зверей и птиц шаблонным представлениям ортодоксальной теории естественного отбора. И приходит к выводу, что миром (от электронов до высших существ) движет тяга к добру-собиранию миров в эволюционную пирамиду цели. И что все отклонения от альтруизма есть зло эгоизма, которое не обладает характером универсальности, несмотря на поспешные заявления об этом многих иных неглубоких исследователей.

Надеюсь, объясняется доходчиво.

Впрочем, могу добавить: стиль/способ/средство достижения цели/блага -- важнее этого блага/цели. Потому что, как очень точно подмечает достаточно современный нам философ-культуролог Григорий Померанц, "дьявол начинается с пены на губах ангела".

0
0
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта