Nikolai Mertsalov
май 2016.
1415

Нужно ли было сдать Ленинград немцам, чтобы избежать неоправданных жертв среди мирных жителей?

Ответить
Ответить
Комментировать
2
Подписаться
2
6 ответов
Поделиться

Нет. По двум безумно простым причинам.

1. Цели "сохранения жизней мирного населения" так не достигнуть. Адольф Гитлер не имел никакого желания сохранять жизнь ленинградцам, кроме того, я не уверен, что немецкие войска группы "Север", даже проникнись они гуманизмом, имели бы возможность снабжать население Ленинграда продовольствием.

2. Ленинград приковывал к себе до 30 процентов немецких сил на Востоке. Сдать его - значит освободить эти силы. Группа армий "Север" после падения Ленинграда могла бы двинуться на Юго-Восток, обходя Москву. Так и до полноценной блокады Москвы недолго.

--------------

Резюмируя - это не спасло бы жизни тех, кто погиб в блокаду, но поставило бы под серьезнейшую угрозу жизни многих миллионов других людей, а возможно - и судьбу всей нашей страны. А пади наша страна - то национал-социалистическая Германия имела бы все шансы существовать дальше.

32
Прокомментировать

Дополню ответ Павла Вячкилева.

Дело в том, что ко времени установления блокады население уже было немного знакомо с тем, что делают немцы во взятых ими городах.

Люди не хотели сдачи города и не хотели бежать.

Но и возможность падения Ленинграда не исключалась. По словам Жукова:

положение, сложившееся под Ленинградом, Сталин в тот момент оценивал как катастрофическое. Однажды он даже употребил слово „безнадёжное“. Он говорил, что, видимо, пройдёт ещё несколько дней, и Ленинград придется считать потерянным

http://www.hrono.ru/libris/lib_s/simonov26.php

В город прибыло около 300 000 беженцев из уже сданных городов и сел. Они знали на опыте чего ждать от немцев. 

Моя бабушка и её сестра начали войну медсестрами, они служили в Балтийском флоте. Моя бабушка здесь, в Ленинграде, а её сестра на базе в Прибалтике. Нечасто рассказывают, а вы почитайте. Сестре выпал https://ru.wikipedia.org/wiki/Таллинский_переход *. Погибло, видимо, до 15 тысяч человек, из них до 4,5 тысяч гражданских. Конечно, эти люди не хотели сдаваться вообще, и особенно, после подобной мясорубки.

В сданном Киеве осталось 400 тысяч человек. После добрых немцев осталось 180 тысяч.

*ссылка из за сайта не работает, можно перейти скопировав.

15
Прокомментировать

В сданном Ржеве оставалось более 30 тыс. гражданского населения. После освобождения Ржева в городе нашли чуть больше 100 (!) гражданских. … В основном, старики и старухи ...

Почему Ленинград должен был стать исключением?


5
Прокомментировать

Как интересно сформулировали вопрос талантливые профессионалы!

Если бы, чисто гипотетически, Ленинград осадила некая воображаемая очень гуманная армия, для которой представляла бы некую ненулевую важность задача накормить и согреть мирное население и военнопленных в захваченном городе - может быть.

Но ведь все, кто задаёт такие вопросы, понимает, что не получилось бы спасти ничьи жизни сдачей города.

Ленинград осадили (совсем не гуманные) нацисты - вермахт и финны. Если бы, чисто гипотетически, они с разбега заняли город осенью 1941о, то фантазировать, кае они приложили бы ненулевые усилия к заботе о мирном населении, весьма не реалистично. Смертей от голода и холода было бы не меньше.

Dimitri Vulisотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
3
Прокомментировать

Дополню ответы выше:
В одном документальном фильме (к сожалению, не помню ни названия, ни канала ТВ) было подробно и визуально доходчиво показано, что было бы с Ленинградом после сдачи. Город планировалось буквально стереть с лица земли и застроить монументальными безликими зданиями.
ПыСы Постараюсь найти и кинуть ссылку. 

Хороший человек Евгений Пятаков нашёл эту программу, это "Урок истории. Фильм о Ленинграде",  смотрите:
https://www.youtube.com/watch?v=4WzO-jj5Vts

2

Это был урок, посвященной героической обороне Ленинграда, для современных старшеклассников. Из ПЕТЕРБУРГА. Учительница столкнулась с серьезной проблемой: ребята искренне не понимали ужаса тех фактов, что им приводили, а также причин фанатизма, с которым ленинградцы боролись за родной город.  Например, когда сташекласникам рассказывали, как неумолимо урезались пайки хлеба, одна девица даже сказала, что она вообще хлеб не ест, поэтому ей не понятно, чего тут такого. Дело сдвинулось с мертвой точки тогда, когда ребятам дали попробовать хлеб, специально выпеченный по рецепту блокадного (грубая мука пополам с отрубями и прочей малосъедобной дрянью). А "добила" их учительница следующим заходом: попросила каждого рассказать о любимых местах в городе. Ученики легко справились с задачей. У каждого нашлось немало любимых мест, включая архитектурные красоты. И вот тут-то им и сказали, что после захвата города Гитлер планировал сравнять его с землей. А когда после войны город бы восстановили, его бы застроили типовыми Сталинскими высотками. В лучшем случае, воссоздали пару соборов. С Ленинградом как с жемчужиной мировой архитектуры случилось бы то же самое, что с Дрездоном. В прошлом - конкурентом Праги. После тотальной бомбежки и восстановления город стал всего лишь деловым и промышленным центром без намека на былое средневековое великолепие. И все это ребятам показали при помощи компьютерной графики и исторических фотографий. После этого учительница попросила учеников еще раз подумать, почему их деды и прадеды умирали за этот город, но не сдавали врагу. И окончила урок. Ребята расходились задумчивые, молчаливые и бледные. Ни намека на то веселье и дурашливость, что были в начале урока.

+1
Ответить

Совершенно верно. Но не нашла в сети, к сожалению. И подробности стёрлись из памяти, спасибо. 

0
Ответить

МАРИЯ БАРАНОВА Ловите ссылку. Если хотите, объясню, как скачать без использования специальных программ.

www.youtube.com

+1
Ответить
Ещё 2 комментария

Евгений, спасибо огромное!

0
Ответить

Пожалуйста.

0
Ответить
Прокомментировать
Читать ещё 1 ответ
Ответить