Я склонен полагать, что все-таки дело в первую очередь в трех вещах, ни одна из которых никак не касается генетики и врожденных способностей.
Интерес к познанию/учебе вообще и к конкретным предметам в частности. Ребенок, которому интересно, который хочет знать и уметь больше, учится намного старательнее и обширнее, чем те, кого толкают только оценки и ругань родителей. Вообще, на мой взгляд, одна из двух главных задач современных школьных учителей - вызвать у учеников интерес к своему предмету (вторая - ответить на вопросы и помочь с поиском и анализом информации). Но этот интерес может исходить не только от учителей, но и от родителей.
Это дисциплина, навык продираться сквозь рутинные вещи и заканчивать начатое дело. Даже в самом интересном и захватывающем деле встречаются моменты (и довольно много), через которые нужно просто продраться, просто взять и сделать. Скучно, неинтересно, муторно, монотонно, но надо. Вот навык следования этому "надо" у ребенка должен быть развит, и должен быть развит еще до школы в процессе воспитания.
Правильные ориентиры и желание достижений. Социализация - великая вещь, но только когда есть правильно выстроенные навыки. Очень часто дети начинают ориентироваться далеко не на лучших представителей своей среды: оправдывают свое поведение и свою низкую успеваемость отсылкой к другим. Так проще, чем тянуться и стараться, чтобы быть лучше. Но если ребенок приучен и воспитан тянуться за большим, хотеть быть лучше и быть лучшим (без фанатизма, разумеется), для него не будет в этом проблемы.
А так да, какие-то врожденные склонности, конечно, свою роль играют.
Все просто. Дети усидчивые ,затурканные родителями в школе учатся лучше, но они как правило более бестолковые и думают стандартно за счёт чего получают лучшие оценки. Прочие нормальные дети более не усидчивые ущемляются учителями оценками. А в вузе давление родителей уменьшается и всё дифференцируется, как правило.