Почему одни дети учатся лучше (в школе, и в вузах впоследствии), чем другие? Это врождённое, или дело в особенностях воспитания?

332
4
0
3 мая
16:34
май
2016

Я склонен полагать, что все-таки дело в первую очередь в трех вещах, ни одна из которых никак не касается генетики и врожденных способностей.

1. Интерес к познанию/учебе вообще и к конкретным предметам в частности. Ребенок, которому интересно, который хочет знать и уметь больше, учится намного старательнее и обширнее, чем те, кого толкают только оценки и ругань родителей. Вообще, на мой взгляд, одна из двух главных задач современных школьных учителей - вызвать у учеников интерес к своему предмету (вторая - ответить на вопросы и помочь с поиском и анализом информации). Но этот интерес может исходить не только от учителей, но и от родителей.

2. Это дисциплина, навык продираться сквозь рутинные вещи и заканчивать начатое дело. Даже в самом интересном и захватывающем деле встречаются моменты (и довольно много), через которые нужно просто продраться, просто взять и сделать. Скучно, неинтересно, муторно, монотонно, но надо. Вот навык следования этому "надо" у ребенка должен быть развит, и должен быть развит еще до школы в процессе воспитания. 

3. Правильные ориентиры и желание достижений. Социализация - великая вещь, но только когда есть правильно выстроенные навыки. Очень часто дети начинают ориентироваться далеко не на лучших представителей своей среды: оправдывают свое поведение и свою низкую успеваемость отсылкой к другим. Так проще, чем тянуться и стараться, чтобы быть лучше. Но если ребенок приучен и воспитан тянуться за большим, хотеть быть лучше и быть лучшим (без фанатизма, разумеется), для него не будет в этом проблемы. 

А так да, какие-то врожденные склонности, конечно, свою роль играют.

4
2
май
2016

 На успешность обучения влияет группа факторов. Это и личностные особенности, включая и интерес, и пресловутый интеллект, и особенности нервной системы. Про первые два пункта подробно описано выше, обращу внимание на последний. 

Процесс восприятия и переработки информации крайне сложен. Мозговые структуры, которые их осуществляют, устроены крайне сложно. И если в какой-то участок «сбивается», то это влияет на работу всей системы. Часть таких «сбоев» не является медицинской патологией, а только лишь формирует стиль нашей познавательной деятельности. Если человек не понимает своих особенностей восприятия информации, то ему будет труднее, чем могло бы быть. 

2
0
май
2016

Мне кажется, тут главную роль играет мотивация. Человек видит, улучшает ли образование каким либо образом качество его жизни. Я не считаю, что дорогие подарки  могут  кардинально что-то поменять, если ребёнку не интересно учиться. На своём примере могу пояснить, что мне родители никогда денежных поощрений за учёбу не делали, кроме символических подарочков, но это не суть. Но мне были ясно видны причины, почему мне стоит уделять учёбе внимание - это уважение со стороны учителей и одноклассников, не в пример меньше нервотрёпки - никто не смеет на меня орать, никакого страха перед родительскими собраниями и проверкой дневников. Хотя как это объяснить, если мои одноклассники, находящиеся в таких же условиях , кажется, не прикладывали к учёбе и минимум усилий?
Это такая простенькая мотивация на уровне социума самой школы. Некоторые люди к концу средней школы становятся обеспокоены своей дальнейшей судьбой, уже решают, что, по их мнению, пригодится в жизни, и уделяют этим предметам больше внимания.
Я знаю людей, которые учатся просто от скуки. Но это никак нельзя выработать в компанейских людях, редко бывающих дома, разве что увезти их в деревню вместе с кучей учебников.
В общем, очень важно обозначить цель образования. Я часто слышу вопросы типа, "зачем мне математика? а физика зачем?".  Вот и подумайте над этим. Может, действительно, кому-то и незачем? (Хотя математика очень многим может в жизни пригодиться, но вопрос был не об этом). Математика не нужна, так по крайней мере баллы ЕГЭ для поступления нужны.
Некоторые люди уверены, что их жизнь прекрасно сложится и без образования (типичный пример, "родители устроят, батя на работу возьмёт"). Вот это уже проблема воспитания.
Наверное, врождённый элемент тоже есть. Неспроста же это деление на "математиков" и "гуманитариев". Кто-то ну просто не понимает эти моли и арксинусы, кто-то даты не помнит. Но если человек хочет, он найдёт способ. Потратит больше времени, сил, но сможет. И будет собой доволен.

0
0
показать ещё 2 ответа
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта