Господа, история, которая преподаётся выдумки иль нет?

97
5
0
1 мая
18:51
май
2016

Постулат "историю пишут победители" никто не отменял. В СССР в школах яро пропагандировали культ РККА и большевиков, свергнувших тирана-царя и разгромивших жадных до власти и крови белогвардейцев. Однако, в современной России Николай II была канонизирован вместе со своей семьей. Значит ли это, что в истории, которую преподавали в школах более полувека, что-то "не так"? Это ведь нельзя назвать 100% выдумкой - это просто предвзятый взгляд на то, что происходило. Уверен, у белогвардейцев он кардинально отличался от того, что нам преподают в школах. Но за 45 минут в школе или 90 минут в институте просто невозможно все значимые исторические события проанализировать и рассказать "с двух сторон". Поэтому и принят более-менее единый курс того, что и как было, называемый "историей" в современном варианте. Но и она отличается в разных странах. Посмотрите хотя бы фильм "Ярость" с Брэдом Питтом: до него я и не подозревал, с какими серьезными потерями танковые части США и Канады зачищали Европу. Я-то наивный думал, что они вступили в войну в 1944 году и, не смотря на серьезное ослабление обороны Германии переброской германских воинских частей на восточный фронт, едва смогли продвинуться от Ла-Манша до Берлина при поддержке англичан и прочих союзников, пока СССР освободил Балканы, Восточную Европу и вышел к столице Гитлера с другой стороны.

1
0
май
2016

Ох уж эта тема "историю переписывали, ничего теперь не докажешь, историки врут".  Разумеется, в школе вам никто не будет расписывать основы источниковедения, или читать лекции об возможных подходах к восприятию спорных или просто сложных моментов отечественной истории, но о основные вехи преподаваемой истории, я думаю, вполне себе соответствуют истине.  Не говоря уже о том, что вряд ли кому то в российской школе понадобится "фальсифицировать" информацию о столетней войне или периоде Эдо, другое дело, к относительно современным вопросам следует относится более осторожно. 

1
0
май
2016

Я считаю, что нет. Дело в другом - как преподавать эту историю, и личностный фактор - компетенция и предвзятость педагога. Под первым аспектом я имею ввиду то, что открытой лжи, вы, скорее всего, в школьных или вузовских учебниках не найдете точно. Там все правда, но проблема в том, как эта правда преподносится. Ведь история - самый удобный способ формировать идеологию. Некоторые факты замалчиваются, значение (а значение - это дело трактовки) некоторых фактов преувеличивается, а некоторых принижается. Но ведь замалчивание - это не ложь. Ну, максимум, могут выстраиваться какие-то сомнительные связи, в стиле "Не случись Октябрьская революция в России, Гитлер бы не пришел ко власти в Германии". А ты попробуй докажи, что это не так. В результате из всей этой полуправды у ученика, особенно у такого, кому не очень интересно, может создаться действительно ложная картина мира. Но ему же почти ни разу не соврали - можно это назвать "выдумками" или нет, это вопрос взглядов. 

Ну и педагоги - они же тоже люди, и у них могут быть свои взгляды. Но это тоже, конечно, работает в основном с оценочными суждениями. Это, в принципе, проецирование первого фактора на уровень отдельно взятого человека. Помню, была у меня в школе учительница, правда, по биологии. она была верующая и рассказывала про эволюцию как про лишь одну теорию, которая нам, православным русским людям, должна претить. Ну и еще учитель может быть просто напросто некомпетентным. Задаешь ты ему, например, вопрос "Сколько русских воевало в частях СС?" а он кроме того что патриот, так еще и представления не имеет, и говорит "ну человек 500 максимум, и те в основном украинцы". Вот здесь уже ложь. Но все же, думаю, такие отдельные вещи на общий вектор обучения не сильно влияют. 

Еще я считаю, что в 21 веке, когда есть интернет и хоть какая-то свобода слова, нет смысла государству обильно врать, так как рано или поздно люди, которым это интересно, все равно скорее всего узнают правду. 

0
0
показать ещё 3 ответа
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта