Как так получилось, что в коммунизме появился атеизм? Почему?

177
5
1
1 мая
10:38
май
2016

Наверное потому, что один из философских базисов коммунизма - материализм, который в прочтении Маркса является отрицанием всего духовного. Маркс был атеистом, и писал, что религия -обман, ненужный социальный институт:

«… человек – не абстрактное, где-то вне мира ютящееся существо. Человек – это мир человека, государство, общество. Это государство, это общество порождает религию – превратное мировоззрение, ибо сами они – превратный мир. … Она претворяет в фантастическую действительность человеческую сущность, потому что человеческая сущность не обладает истинной действительностью Следовательно, борьба против религии есть косвенно борьба против того мира, духовной усладой которого является религия»

Ну и, естественно, данный тезис перешел и в марксизм-ленинизм, возможно, даже в более опошленном виде. 
8
0
май
2016

С моими познаниями рассуждать будет трудно, но я попробую. Мне кажется, что в коммунизме большую роль играет идеология. Как строить общество абсолютного равенства, если не на вере в него? Религия же в свою очередь выступает конкурентом в борьбе за умы людей, поэтому атеизм и стал спутником коммунизма. Слишком трудно было бы людям верить и в великую идею и в Бога одновременно. Кстати, есть такое понятие, как квазирелигия, это совокупность идей в обществе, которые заменяют религию. Мне кажется, что идеология в СССР была как раз такой квазирелигией. 

3
0
май
2016

Все уж так получилось. Но Маркс никогда не был оголтелым атеистом. Да и при создании своего "Капитала" он просто не мог принять за какую-то могучую экономическую силу тонкий ручеек тогдашней экономики знаний, он просто не придал должного значения интеллектуальному труду, в результате сделал акцент на пролетариат, физический труд. Когнитариат тогда особо не светился на поверхности истории.

А поскольку пролетариат в основе своей был зажат в рамках теистических традиций, то, естествено, для "освобождения рабочего класса" необходимо было раздуть пламя религиозного антипода. Этим антиподом в то время наиболее активным было именно течение атеизма в очень разрозненных вариантах. Маркс  с Энгельсом просто взяли "кустарный атеизм" отдельных мыслителей и поставили его на "фабричные рельсы". Появилась коммунистическая идеология с атеистическими идеалами во главе, подкрепляющимися участившимися научными открытиями, которые традиционная релишиозная мысль не могла объяснить.

Однако сейчас можно заявить, что вполне возможно построение коммунистического общества но уже во главе с новой идеологией -- информационной, которая во главу угла ставит информацию (самое срединно-нейтральное, точное и ёмкое понятие нынешнего человечества), а не атеизм, религию или что-либо еще. Понятие «информации» есть сердцевина, резонанс и, что очень важно, объединяющий резонанс современной цивилизации. Оно стало гласно и негласно доминировать во всех слоях общечеловеческого социума. Причем, внешнее, техническое понимание (в русле кибернетики и информатики) термина уже достаточно разработано интеллектуальными кругами, тогда как внутреннее, собственно вертикальное (философское и духовное) осознание феномена информации все еще находится в стадии становления.

И еще. Русский философ XIX века Владимир Соловьев в своем капитальном труде «Оправдание добра» дал очень ясное и четкое определение нравственности: «Господство над материальною чувственностью, солидарность с живыми существами и внутреннее добровольное подчинение сверхчеловеческому началу — вот вечные, незыблемые основы нравственной жизни человечества». Соловьев также существенно уточняет понятие «категорического императива» немецкого философа Иммануила Канта. Различие между добром и злом, как нормальным и ненормальным, предполагает, очевидно, что первое, то есть нормальное, есть всеобщее и необходимое, второе же есть только частное и случайное. Отсюда выражение нравственного принципа: поступай так, чтобы правило твоей деятельности могло стать в твоей воле всеобщим и необходимым законом. Отсюда вторая формула категорического императива: действуй так, чтобы все разумные существа, как такие, были сами по себе целью, а не средством только твоей деятельности.

Вот и кажется, что настала пора скорректировать духовные основы коммунистической идеологии и начать созидать интегральное общество на основе целей, не ущемляющих интересы как отдельных государств, так и отдельных личностей. Это трудно, это кажется невозможным, но это вполне осуществимо, если каждый из нас внесет свою посильную, путь даже интеллектуальную лепту.

Кстати, отдельные личности уже весьма глубоко копают в этом направлении, взять того же Жака Фреско и его проект "Венера". Взять того же Ауробиндо Гхоша с его опытом по трансформации клеточной материи, думаю многие даже просто не "светятся" на публике, а просто делают, работают на общее благо, фактически строят коммунистическое будущее Земли. И их кстати, невозможно назвать атеистами, как невозможно назвать и верующими, в то же время они не фанатики, такие вот строители-работяги светлого будущего.

Кстати, про атеистов я высказался здесь.

1
0
показать ещё 3 ответа
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта