Спешу вам сообщить, что далеко не все актеры брали свой "Оскар".
5 марта 1973 года Марлон Брандо не принимает награду Киноакадемии за лучшую мужскую роль — Вито Корлеоне, которого он сыграл в фильме «Крестный отец». И по очень неожиданной причине.
На 45-й церемонии вручения призов Киноакадемиии Брандо не появляется и отправляет вместо себя малоизвестную актрису, представительницу индейцев апачи по имени Сашин Легкое Перо.
Вечер 5 марта 1973 года. Лив Ульман и Роджер Мур вскрывают конверт и зачитывают имя лучшего актера. Вдруг на сцену поднимается девушка в национальном костюме апачи с длинными, черными как смоль волосами. Мур протягивает статуэтку Сашин. Она останавливает его жестом, дав понять, что не примет награду. Она разворачивает лист бумаги, который у нее в руках, представляется и говорит:
— Марлон Брандо доверил мне честь представлять его на этой церемонии и сказать вам от его имени… что он, к сожалению, не может принять эту высокую награду. Причиной этому послужило существующее в настоящее время в киноиндустрии отношение к американским индейцам.
В публике поднялся шум. Легкое Перо опускает глаза: «Простите меня». Часть зрителей аплодирует, пытаясь подбодрить девушку. После этого она говорит еще несколько слов о том, что не может зачитать письмо актера полностью, но обязательно передаст его прессе, еще раз извиняется благодарит публику и спускается со сцены.
Джордж К. Скотт
Актёр известен по ролям в фильмах «Паттон», «12 разгневанных мужчин», «Мошенник», «Анатомия убийства» и др. Скотт знаменит не только, как профессионал в своём деле, но и просто неординарная личность: коллеги по цеху восхищались им точно также, как и боялись его.
Именно он стал первым, кто выразил своё недовольство AMPAS’ом (Academy of Motion Picture Arts and Sciences), отказавшись в 1970-м году от «Оскара» за «Лучшую мужскую роль» в фильме «Паттон». Тогда он заявил, что считает Киноакадемию варварской и коррупционной, поэтому не примет от неё награду. Сама церемония по его словам является «парадом свиных туш».
От нобелевской премии отказывались, как правило, из этических соображений, потому что это "кровавые деньги", полученные Нобелем за динамит. Или как в случае с Пастернаком - из-за давления властей.