Не знаю, как это с научной стороны) - Разные мы. Темперамент разный, воспитание, ценности, характер, жизненный опыт. - Надо ли это как-то научно обосновывать? - Собственно, обосновано многократно.
Мало того, мы сами меняемся в течение жизни (ценности/опыт/физиология - точно), поэтому и вкусы у нас тоже меняются в течение жизни, - у одного и того же человека.
А корреляции, при каких именно личностных особенностях статистически чаще людям нравится Кафка в сравнении с Малевичем, - вполне себе тема для чьего-нибудь исследовательского труда))
Единственно, сейчас подумал, научно достоверно придётся учитывать ещё фактор ситуации, чтобы не совершать фундаментальную ошибку атрибуции. Ошибка эта - считать, что человек ведёт себя так-то (допустим, обожает Кафку), потому что он "такой" (т.е. из-за личностных особенностей). - Нет, в огромной степени всегда - под влиянием ситуации, в которой оказался.
То есть если по всем телеканалам страны гонять туда-сюда что-то дурное, пакостное, это - научно доказано, - будет действительно, на самом деле, прививать вкус к дурному, пакостному. В ситуации, где в почёте (моде) критическое мышление и образование, - будет прививаться реально вкус к образованию и критическому мышлению.
На телевещание в своей комнате мы влиять вполне можем. И на создание развивающей среды для себя - конечно. И это имеет прямой смысл.
Говорят, чтобы начать понимать картины, надо посмотреть 3000 картин. - Это и есть создание для себя среды.
Классическую музыку много слушал с детства, и не воспринимал при этом вообще, - а сработало, когда влюбился, в 20 лет. Вот тогда прошибло, - но это от того, что помещал себя много в её среду. А уехал работать акушером в район, не до того стало, и всё: нет музыки в моей жизни много лет, никакой, - и потребности нет...
Словом, ответ на ваш вопрос:
1) различие в личностных факторах: темперамент, характер, воспитание, ценности, жизненный опыт и пр.
2) различие в факторах среды
3) меняя среду и опыт, на свои вкусы влиять - можно.
На вкусы своих детей тоже, кстати. Да, в какой-то степени. Но точно, что мы - в очень большой степени часть их среды))