Какие есть свидетельства важных и полезных для развития человечества и прогресса исторических событий и научных открытий, произошедших благодаря религии?

951
5
0
30 апреля
14:13
Фотография: TetraktysOfficial
апрель
2016

В Средние века монастыри были центрами образования и науки - там учили и учились, там создавались и хранились книги.

Основоположником генетики был августинский аббат Грегор Мендель. И этот монах был не единственным священником-учёным, их было очень много; из самых известных, помимо Менделя, о. Жорж Леметр - астрофизик, заложивший основы теории Большого взрыва.

Ivan RenardОтвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
16
0
май
2016

Протестантская идея очищения веры и обращения только к Библии привела к тому, что изобретенное книгопечатание стало колоссальным образом востребовано. До этого книги фактически переписывались на заказ, книгу писали ровно для того, кто её будет читать, экземпляры книг можно было пересчитать. А после за первые тридцать лет было напечатано 10 000 книг, а за следующие тридцать уже 17 000 000 ! И всё это,  в основном Библия. Каждый протестант желал сам читать Библию, как это следует из его принципов. Библию уже не переписывали для храма на заказ, а печатали столько сколько можно напечатать, сколько можно будет продать.

А это в свою очередь привело к взрыву грамотности и далее к экономическому взрыву в протестантской Европе. 

8
0
апрель
2016

В плане изучения, наверное, самого значимого и важного события в мировой истории, перехода от аграрного общества к индустриальному, можна найти некоторые положительные влияния на кристаллизацию модерного общества. 

Прежде всего, общество аграрного периода, а в частности Средних веков, пользовалось понятием "сакрального времени". Из названия ясно, что в нём заключена некоторая сакрализация времени. То есть, времени не линеарного, не линейного, а замкнутого на себе, спирального. Крестьянин XIII века отождествлял себя современником Иисуса Христа, потому что все изменения в быту, нравах, погоде были лишь условностями в огромном пласте времени, согласно этим представлениям. Кстати, поэтому картины Средневековья и многих гениев живописи эпохи северного Возрождения изображали героев библейских сцен в одежде и на манер своих современников. 

Также, общество доиндустриального периода не мыслило именами существительными, оно мыслило глаголами. В церкви всегда была милостыня, но не было такого слова во многих европейских языков примерно до XVII-XVIII веков; несмотря на то, что слово "пожертвовать", "помочь" были. Институты церкви были мощными, активными двигателями социальной мобильности и сознания населения, а особенно крестьянства. Аграрное общество не мыслило понятиями, как сказано, именами нарицательными, а только в рамках формы и предназначения своих действий. Понятия "национальности" не существовало, а понятие "верноподданства" была на втором месте. Главным конструктом была вертикальная иерархия "Бог - индивидуум", и духовенству отдавалась прерогатива монополии контроля над этими отношениями. Таким образом, религия сильно и безусловно повлияла на формирование и консервацию аграрного общества, которое в будущем выродилось в индустриальное.

Как сказано выше, монастыри (и не только католические в западноевропейской традиции, но и буддистские, и монастыри дервишей) были центрами концентрации образования и науки в Средневековье. И вокруг них возникали поселения, а позднее и города. Оборонная функция монастырей была не вспомогательной, а одной из основных в раннее Средневековье. Поэтому, в развитии и распространения не только деревенских, но и городских поселений особую роль сыграли монастыри. В истории города, урбанистики, им стоит отдать должное. К примеру, монастырь Клюни, Мон-Сен-Мишель, Оксфорд и так далее. 

В формировании концепта наций и национализма. Один из главных теоретиков национализма, английский историк Эрнест Геллнер утверждает, что церковь была цементирующим средством для поддержания диктата государства. Опираясь на известную теорию Макса Вебера, что государство призвано исполнять исключительное право насилия для восстановления общей справедливости, Геллнер рассматривает государства античных времён и средневековья, а вместе с тем и церковь, религию, как первые протонациональные государства. Ссылаясь к известной речи Эрнана Ренана, произнесённой в Сорбонне в 1882 году, забывание прошлого, забывание насилия захватчиков, забвение захватчиков своего прошлого были интеграционными движениями при образовании конгломератов этносов и верований, таких как Римская империя, империя Карла Великого, Франкская империя, Священная Римская империя и т. д. Церковь удачно исполняла "функцию забвения" в массах, интегрируя разрозненные группы, общности в один конгломерат. Прозелитизм, так ярко выразивший в период Высокого Средневековья стал финальным завершением создания таких, с позволения сказать nation-free states, "государства без наций". 

В своей роботе "Imaginated Communities" Бенедикт Андерсон, преемник и критик Геллнера в изучении вопроса наций и национализма, утверждает среди причин и условий развития современных наций несколько связанных с религией. И среди них, религия как универсалистский конструкт, существующий в массовом сознании. Так, во время Реформации, когда "95 тез" Мартина Лютера на дверях собора в Виттенберге 31 октября 1517 года нивелировали монополию духовенства на непогрешимость и миссию откровения Истины, начали появляться первые переводы Библии на немецкий. На само деле, перевод Лютера попал в нужное место, в нужное время. Английский перевод Уиклиффа не смог стать популярным из-за того, что книгопечатание ещё не существовало в Европе. А усиленное развитие печатного станка позволило тиражировать Библию и открыло широким массам глаза на то, что миллионы людей собираются каждое воскресенье читать одну и ту же книгу. Среди распространения книг, и осознание своей общности, Андерсон выделяет ещё несколько причин, которые правда не связаны с религией напрямую в создании понятия нации. А ещё один историк, римско-католический священник, Адриан Хастингс, утверждает, что предыдущие исследователи национализма ошибались, и ошибались в том, что не открывали Библию. Так он критикует работы по этому поводу марксистского историка Эрика Хобсбаума. Именно в Библии, уже в Старом завете, как он утверждает есть пример национального государства, и это пример Израиля, с собственынм пророком и национальной идеей. Таким образом, не надо смотреть на словари (критикует Хобсбаума), что слово "нация" появляется только с конца XVIII века. Так как, доиндустриальное общество не может мыслить абстрактными понятиями, оно тем не менее было знакомо с концептом "национальность".

Видно, что религия, безусловно, повлияла не только косвенно на некоторые научные изобретения или возникновения социальных движений, но и на центральное явление в мировой истории.

2
0
показать ещё 3 ответа
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта