Почему курс доллара понижается, а цены в Макдоналдсе повышаются, хотя продукты там от Российских производителей?

173
4
0
28 апреля
23:42
апрель
2016

Для ответа на этот вопрос следует знать какова доля номинированных в долларе издержек в структуре затрат российского подразделения. Компания заявляет, что она минимальна.

На сегодняшний день более 85% продукции компания закупает у 160 российских производителей, а общий объем закупок составляет около 25 млрд. рублей в год. Более 100 000 рабочих мест создано на предприятиях поставщиков для обслуживания «Макдоналдс» в России.

https://mcdonalds.ru/press_release/201501311

Лезть в детальные данные мне лень, поэтому поверим пресс-релизу. Значит, курс доллара на производственную цепочку Макдональдса влияет опосредованно через эффект переноса. Поэтому цены в Макдаках сильнее зависят от индекса цен производителей в России, чем от курса доллара. Что не означает, что не зависят во все, так как в структуре затрат поставщиков долларовые издержки могут быть выше, чем у Макдональдса.

Помимо этого, ценам свойственен "эффект храповика" - понижаются они значительно реже, чем повышаются. Чаще всего это происходит на конкурентных рынках однородного товара. Макдональдс конечно работает на почти таком рынке, но тут надо отметить два факта. Во-первых бренд компании обеспечивает некоторую монопольную власть над ценообразованием в определённом диапазоне, а во-вторых компания является высокоэффективной и цены особо понижать некуда.

Так по данным Economist Big Mac Index с апреля 2000 года по январь 2016 года цена Бигмака выросла в 2,88 раза. А цены на продовольственные товары с 2000 по 2015 год выросли в России почти в 5 раз. Таким образом, компании удавалось удерживать производственную цепочку, управляя издержками и делая продукт относительно доступнее населению за счет меньшего темпа роста. (Здесь стоит учесть, что изначально цены на продукцию были относительно других продуктов питания завышены).

В завершение стоит добавить, что в России Бигмаки в долларовом выражении самые дешевые в мире (если не брать в расчет Венесуэлу) по данным Economist Big Mac Index на январь 2016 года один Бигмак по курсу обходился в 1,53 доллара, дешевле даже чем на Украине 1,54. В долларах он за 16 лет вырос всего на 10%. В штатах рост составил 90%.

2
0
апрель
2016

Потому что российские производители повышают цены, а не курс доллара. Почему цены повышают российские производители, здесь уже отвечали несколько раз, воспользуйтесь поиском. Еще рекомендую загуглить такую вещь, как цепочка поставок/логистическая цепочка. Это понятие исчерпывающе объясняет ваш вопрос.

1
0
апрель
2016

Я бы отметил, что политика Макдональдса крайне простая - он поднимает цены по инфляции с большой инерцией. Когда я приехал в Москву семь лет назад, Биг Мак стоил 78 рублей. Затем я начал замечать, что через два-три месяца цена выросла до 79 рублей, а к концу года - до 80 рублей. Вот так, по рублю в сезон, цена поднималась - и это без всякого кризиса. Когда случился кризис, и курс резко скакнул, цены в Маке не изменились ни на рубль. Лишь спустя полгода началось повышение - на рубль-два в месяц. Сейчас Биг Мак стоит 120 рублей, т.е. цена выросла примерно на 60% с 2009 года, что ниже общей инфляции за этот период. В целом, цены в Макдональдсе всегда растут независимо от внешней конъюнктуры, изменяется только скорость этого роста. Эффект повышения, который мы видим, зачастую является отложенным следствием решений, принятых на полгода-год ранее.

0
0
показать ещё 2 ответа
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта