Photo by Markus Spiske on Unsplash
Сергей Шеховцов
9 июля 23:07.
14049

Почему у детей-мальчиков с рождения предрасположенность к «машинкам», а у девочек — к куклам?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
9
25 ответов
Поделиться

Эту предрасположенность правильнее называть «предрасположенностью родителей поощрять игру мальчиков с машинками и игру девочек с куклами». Исследования показывают, что предубеждения родителей касательно того, что следует поощрять в поведении детей проявляются с первых лет их жизни — например, люди склонны воспринимать громко кричащих трехмесячных мальчиков как менее маскулинных, а тихо кричащих девочек — как менее феминных. Помимо этого, гендерные стереотипы проявляются и в подготовке к рождению ребенка — матери, более заинтересованные в том, чтобы узнать пол ребенка, воспитывают своих детей в большем соответствии с гендерными ролями, тратят больше времени на предварительную закупку «правильных вещей» и планирование бюджета на финансирование «правильных занятий».

Казалось бы, неважно какими игрушками играют дети, но, на самом деле, девочки, играющие с куклами Барби, а не более нейтральными игрушками, воспринимают себя менее подходящими для «мужских» профессий. Поэтому, невинное «девочки должны играть с куклами, а мальчики — с машинками» в долгосрочной перспективе делает вклад в слабую представленность женщин в социальных и математических науках. Подробнее об этом (со ссылками на научные работы) можно прочитать здесь.

219

- Дочь, что тебе подарить на день рождения?
- Бластер человека-паука и глобус.
(про мою дочь))

+38
Ответить

Eugeny, подарите, прошу вас!)

+21
Ответить

Aksana, ну конечно подарил)

+13
Ответить
Ещё 5 комментариев

Браво, наконец-то об этом написали

+2
Ответить

Результаты исследований, на которые ссылается автор вопроса, можно интерпретировать и иначе:

а. Люди, поставленные в условия дефицита информации, склонны ориентироваться на стереотипы (что не говорит о сколько-нибудь значимом их влиянии в условиях, когда дефицита информации нет);

б. Люди, придающие значение полу, более склонны использовать эту информацию в планировании своих действий (т.е. наблюдаемая корреляция здесь заложена в самом методе исследования);

в. Девочки, предпочитающие кукол, считают для себя менее предпочтительными определённого рода профессии (контрольная группа в исследовании несколько отличается от исследуемых групп, из-за чего становится невозможным однозначно установить причины отклонения).

Т.е. социальная природа феномена меньшей представленности женщин в определённых профессиях так и не показана.

+5
Ответить

Степан,
а. В исследовании проверили, связаны ли результаты с дефицитом информации. Если сказать родителям пол ребенка, то они все равно будут в среднем оценивать мальчиков с высоким голосом как менее маскулинных, а девочек с низким голосом - как более маскулинных. Сказать пол младенца прямым текстом это все еще дефицит информации или это не считается за "сколько-нибудь значимое влияние"?
б. Вы просто пересказали результаты еще раз, я не понял контраргумента.
в. Детей спрашивали смогут ли они выполнять определенную работу когда вырастут, а не нравится ли им эта работа. Да, конечно можно сказать, что слова "сможешь ли ты?" и "нравится ли тебе?" контролируют поведение детей одинаковым образом, но это спорный тезис, который требует подкрепления данными потому, что вроде как взрослые отвечают на эти вопросы по разному.

0
Ответить

а. Во-первых, людям может оказаться сложно отказываться от своего мнения, в данном случае от выбранного за ориентир стереотипа, вследствие чего они и начинают объяснять расхождения со стереотипом таким образом. Во-вторых, дефицит информации никуда не делся, они по-прежнему не могут никак оценить состояние ребёнка кроме как по плачу. Эксперимент вынуждает их ориентироваться на пол ребёнка, предлагая им его угадать, а потом объяснить, почему они не угадали, и людям естественно пытаться обнаружить хоть какую-то закономерность в представленных данных и как-то свой выбор объяснить. Такое вот возможно когнитивное искажение, заводящее в стереотипное мышление. Но как те же люди поведут себя с детьми, к которым у них доступ будет, из данной постановки эксперимента остаётся неясным.

б. Контраргумент в том, что статья показывает корреляцию между зависимыми переменными, т.е. её результаты не сообщают ничего содержательно. По сути, анонс статьи можно было бы переформулировать так: "Люди, склонные придавать значение полу, склонны придавать значение полу".

в. Мой тезис в том, что заниженная самооценка девочек и предпочтение ими кукол Барби могут относиться к одному феномену, и природа этого феномена не обязательно социальная, как утверждается в статье.

+3
Ответить

Иван, огромное спасибо вам за интересный и развернутый ответ. Мы немного отредактировали его, поправив знаки препинания и абсолютно не изменив текст, чтобы вынести вопрос с вашим ответом в соцсети.

0
Ответить
Прокомментировать

Я, наверно, пожалею о своём "каминг-ауте", но я в детстве играл в куклы со своей старшей сестрой, а машинки меня привлекали не сильно. К большому неудовольствию моего папы. Даже когда я "переключился" на технические игрушки (ибо других мне не покупали), я предпочитал строить истории своих игр вокруг пилотов, нежели вокруг непосредственной техники.

105

А, и "Лего" ещё. С этим проблем не было, что построил - в то и играй. Моим любимым было сторить ОБЧРов, причём обязательно с пилотами!

+14
Ответить

Мне не очень  нравились именно куклы, потому что они оставляют как-то мало пространства для игры. Что если я хочу играть в общество, состоящее из разных личностей, как мне вписать в такую игру куклу-младенца? Поэтому я играла в мягкие игрушки, кубики, лего и всё такое. Разумеется, и в машинки, надо же на чём-то ездить.

+1
Ответить

Я терпеть не мог играть в куклы с сестрой, но играл когда приезжал к ней в гости. За это она при ответном визите играла со мной в солдатиков. тоже без восторга но играла.

0
Ответить

Я очень любил играть и в машинки, и в самолеты, однако каждую из них я наделял своим характером, манерами, очеловечивал, создавал из них семьи и т.д.

0
Ответить
Ещё 1 комментарий

А я все детство с садика играл с радиодеталями и почему-то у меня всегда сгорал диод... А дед не хотел тащить новый. Мол я сам его спалил. Но я то хз, почему он сгорал... Я наверное изначально ненормальный был... )

0
Ответить
Прокомментировать

Это обычная гендерная стереотипизация.Потом эти розово-кукольные девочки будут кухонными рабынями и овуляшками,а мальчишки казаки-разбойники станут "добытчиками" и "сильным полом",а во многих случаях во всем правыми тиранами.

57

Поверхностный обывательский бред

-22
Ответить

Девочки, играющие с куклами, просто проявят интерес к профессиям, ориентированным на взаимодействие с людьми. А "овуляшки" могли играть во что угодно.

-12
Ответить

Поправочка: я о тех детях, у родителей которых тереотипный подход к детскому воспитанию .О тех семьях где девочка постоянно слышит "ну ты же де-е-е-е-вочка",а мальчик "тыж мужик",в иной раз когда выбирает что-то не гендерно определенное.Если девочки действительно выберут по своей воле игры в куклы и в дальнейшем будут иметь право на свободу распоряжения своим телом и жизнью, на одежду,прическу,образование,профессию,интересы - тогда это очень хорошо,что девочка делает то,что она действительно хочет.

+26
Ответить
Ещё 1 комментарий

Плюсую, плюсанул бы дважды, но нельзя. 

+4
Ответить
Прокомментировать
Читать ещё 22 ответа
Ответить