Почему разные тональности воспринимаются с разным настроением (мажор - весело, минор - грустно etc. )?

433
1
1
27 апреля
21:58
апрель
2016

Здесь нужно выделить в ответе два уровня. Для начала разберемся, чем отличаются чистые интервалы (октава, квинта, кварта) от всех прочих. Еще древние греки, изучая колебания двух монохордов (струны на палке), заметили, что только при определенных длинах струн звук становится приятным. При возбуждении колебаний струны формируется не только основная частота f, но и побочные, кратные f - гармоники. В то же время, если сложить колебания от двух струн с основными частотами f и g, то в сумме появятся модуляционные гармоники f+g и f-g. Это же справедливо и для гармоник основного тона - они складываются с другими гармониками и с основными тонами. Для каких длин струн число дополнительных гармоник будет наименьшим? Можно показать, что длины струн должны соотносится как рациональные дроби (в порядке возрастания числа дополнительных гармоник) 3/2, 4/3, 5/4, 6/5, 8/9, 10/9 и т.д. Эти же дроби получили и древние греки, назвав их натуральным строем. 

Итак, мы поняли, что музыкальное восприятие звуков в основном определяется модуляционной картиной гармоник. Остается вопрос, почему мажорное трезвучие звучит позитивно, а минорное - грустно, при схожих картинах распределения гармоник. Есть гипотеза, связанная с психоакустическим восприятием голоса. Проведем такой эксперимент: попробуем издать шумовой звук на выходе, а затем подтянем уголки губ вверх, имитируя улыбку. Слышимая частота шума немного повысится, изменяя гармоническую картину. Аналогичное наблюдение можно получить, опуская уголки губ вниз. Возможно, мажорные\минорные тональности являются выученным рефлексом на некоторые особенности речи, которые, в свою очередь, обусловлены особенностями голосового аппарата.

Впрочем, в современной музыке полно примеров, когда "позитивная" песня написана в минорной тональности, и этого никто особо не замечает. Особенно это касается тяжелой музыки, где гармоническая картина очень сложная, и настройка усилителя и ритмика играют более важную роль, чем интервальная психоакустика.

1
0
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта