Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему люди на картинах позднего средневековья, изображающих события в российском государстве, одеты в такую разноцветную яркую одежду?

ИсторияИскусство и культура+6
Александр Землянский
  · 758
редактор паблика «Римский взгляд», кандидат исторических наук, преподаю историю  · 30 апр 2016  ·
dies_civilis

До Петра в России было принято ярко одеваться, да и вообще яркость была свойственна не только костюму, но и декору помещений. Так, к примеру, полавочники (специальные тканевые покрытия для лавок), где середина была одного цвета, а кайма - другого, и тут встречается настоящее буйство красок: красный, зеленый, голубой, желтый. Стены покрывались разноцветным сукном, иногда одноцветным (например, красным), иногда «в шахмат» (в шахматную клетку, где соседствовали два ярких цвета). Что до одежды, то вот, например, костюм жильца (особый чин) Г.Т. Муромцева, который упал в обморок 8 февраля 1664 года во время приема послов: зеленый терлик (парадная одежда), шапка золотная алого цвета, красный кушак (пояс). Какая пестрота! Цвета, свойственные традиционному русскому костюму, таковы: красный (различных оттенков и глубины), желтый (лимонный, шафранный, песочный), лазоревый, зеленый. Николаас Витсен, голландский дипломат, в своих записках пишет, что парадные одеяния приставов (представители русского царя, сопровождавшие иноземных послов во время их пребывания в России) сделаны из парчи, украшены драгоценными камнями и жемчугами, однако одежда эта - из царской казны, выдается лишь по парадным случаям и ее ни в коем случае нельзя запачкать (иначе накажут!). Описывая наряд царя, этот же автор указывает, что одеяние его (видны были два слоя, которые названы кафтанами) жесткое от золота и драгоценных камней, на ногах - желтые сапоги, а на пальцах - роскошные перстни с различными камнями. Вообще, пестрота и блеск играли важное значение в этой повседневной эстетике. Для первого знакомства стоит почитать очерк Н.И. Костомарова из его работы «Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях», а также работу И.Е. Забелин «Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях», где подробно расписана вся повседневная жизнь государева двора, в том числе и одежда.