Что такое русский космизм и насколько это научно?

1633
1
1
26 апреля
15:28
май
2016

Идеи русского космизма лежат в области философии, но, действительно, имеют некоторые связи с естественными науками.

Отцом русского космизма принято считать мыслителя Николая Федорова (1829-1903 гг.), труды которого были собраны в книгу “Философия общего дела”.

Николая Федорова в современной ему культуре особенно сильно возмущали две вещи: 1. (метафизическая) философ Фридрих Ницше, который, как известно, провозгласил смерть Бога; 2. (естественно-научная) гипотеза неизбежной тепловой смерти Вселенной как замкнутой системы от растущей энтропии (на основании второго начала термодинамики), выдвинутая Рудольфом Клаузиусом в 1865 году. Обе эти вещи говорили о том, что человеческое существование теряет всякий смысл: за земную жизнь никем и нигде не воздастся, да и все плоды ее вот-вот канут в лету хаоса.

Поэтому, вопреки всему, Николай Федоров мечтал о бессмертии, и считал это - главной всеобщей целью человечества, ради которой оно должно сплотиться и забыть о всех остальных “мелких” заботах. Его философия противоречива и существует на грани вменяемости, как настоящее юродство. Федоров - одновременно консервативный христианин и, любитель всех “традиционных скреп” (секс не ради зачатия - это гадко и ведет к смерти, мужчина женщине голова и т.п.), но одновременно он и безудержный фантаст и футурист. В христианстве больше всего ему нравилась идея всеобщего воскрешения, но он предлагал не дожидаться дня Страшного суда, а уже сейчас начинать работать над рецептами оживления мертвых: сначала оживлять тех, кто только что умер, затем - тех, кто еще не сильно разложился, потом по мере продвижения науки - тех, кто почти разложился, и уже достигнув супер-мастерства - тех, от кого остались одни атомы! (при желании в этом, конечно, можно увидеть предсказание клонирования по остаткам ДНК)

Поскольку, таким образом, воскресающие и неумирающие люди быстро перенаселят Землю, необходимо будет осваивать другие планеты, совершив экспансию в Космос. Однако термин “космизм” стоит рассматривать не в рамках Космоса как пространства, а в греческом смысле слова “космос” — “упорядочивания мира”, т.е. борьбы с хаосом, энтропией. Федоров любил упорядочивание и сулил вечную жизнь не только людям, но и всем вещам, поэтому боготворил музеи и библиотеки — верные хранилища прошлого. Он и сам работал библиотекарем в Румянцевском музее в Доме Пашкова, где с ним познакомился небезызвестный Константин Циолковский.

Циолковский имел проблемы со слухом и из-за них не смог окончить школу, поэтому был ученым-самоучкой. Однажды с ним даже случился такой казус, что он открыл кинетическую теорию газов, не зная, что ее уже открыли 25 лет назад.

Циолковский называл Федорова своим учителем, но не был близок к его религиозным идеям, его больше всего увлекала идея освоения Космоса и торжества человека над природой (удивительно, что, занимаясь всю жизнь естественными науками, он считал, что “психикой” в мире обладает все, включая атомы — такого не позволял себе даже гуманитарий Федоров). В Космос, как предполагал Циолковский, возьмут не всех, а только, тщательно отобранных, самых здоровых представителей человеческого рода. Евгеника — скажете вы, но пока, согласитесь, в Космос только такие и летают.

Ценность наследия Циолковского — все еще дело спорное, зато как фантаст он предсказал многие вещи: например, орбитальные станции и космический лифт. В своих описаниях Циолковский любил инженерную точность и внимание к деталям. Новый мир ему виделся в точности до винтика. Он, например, подробно описывал, как человек превратится в абсолютно новое существо, вроде бабочки, с непроницаемой оболочкой, пригодной для существования в Космосе. И он не шутил.

Из реальных научных достижений: Циолковский вывел формулу, вычисляющую скорость движения реактивной ракеты. Но, все-таки, его роль, как “отца русской космонавтики” была сильно преувеличена советской пропагандой. Он был, скорее, ее безумным дедушкой.

Были среди космистов и другие ученые: например, зачинатель науки биогеохимии, исследователь радиоактивных минералов, Александр Вернадский. Он ввел понятие “ноосферы” — оболочки Земли, созданной под влиянием человека, как Разума (именно с большой буквы, космисты, вообще, любили заглавные буквы не меньше, чем Пауло Коэльо). И вся жизнь на Земле неразрывно связана с Космосом, как с организующей силой. Вернадский, как и Федоров, остерегался развития техники (особенно военной), говоря, что она отнимает у ноосферы энергию. В этом нет следа экологии — наоборот, Вернадский считал, что все природное должно быть заменено искусственным, т.е. обработанным человеческим Разумом. Многие современники относились к идее ноосферы скептически и видели в его фантазиях явную утопию.

На энергии (правда, с добавлением восточного мистицизма) была основана философия космизма и другого ученого - биофизика, художника и поэта Александра Чижевского (друга Циолковского и такого же “чудака и шарлатана”, по мнению ряда современников). Он превозносил науку и связывал биологические явления с явлениями астрологическими через электро-магнитную энергию. Особенно любил Чижевский Солнце — проявителя самой мощной “лучистой” энергии. Он изобрел ту самую “люстру Чижевского” — ионизатор воздуха, который некоторые используют до сих пор.

В общем, основными идеями русского космизма были: объединение, упорядоченность, освоение Космоса, единство Вселенной и бессмертие и всемогущество человека, обладающего разумом и приручившего науку (простите: “Разумом” и “Науку”).

К предтечам космистов конца 19 - начала 20 века часто приписывают писателей первой половины 19-го века Владимира Одоевского с его футуристическим романом-утопией “4338-й год” (очень любопытно полистать) и Александра Сухово-Кобылина.

Русский космизм интересовал многих художников и интересует до сих пор. Отсылки к нему можно найти у Павла Пепперштейна или в проектах Арсения Жиляева. Искусствовед и философ Борис Гройс недавно выпустил свой сборник-антологию космизма. Его эссе можно почитать здесь: http://www.theartnewspaper.ru/posts/1886/

Надеемся, из этого длинного рассказа понятно, почему на фестивале “Политех” русский космизм появляется именно в ироничном проекте о науке и лженауке “Теория “Супер-врун”, или Космическая карусель, не вставая с дивана” арт-группы “ЕлиКука”. Приходите — будет весело: http://fest.polymus.ru/ru/programm/super-liar/

Подробнее о русском космизме можно почитать (или найти и послушать лекции) Светланы Семеновой и Анастасии Гачевой. https://fzrw.org/lib/Cosmism_anthology.pdf

Про анархистов-биокосмиситов можно прочитать здесь: http://ttolk.ru/?p=26505

И напоследок цитата из “Праздника бессмертия” писателя-космиста Александра Богданова:

“Городов - как в прежнее время - уже не существовало. Благодаря легкости и общедоступности воздушного сообщения люди не стеснялись расстоянием и расселились по Земле в роскошных виллах, утопающих в зелени и цветах.

Спектротелефон каждой виллы соединял квартиры с театрами, газетными бюро и общественными учреждениями. Каждый у себя дома мог свободно наслаждаться пением артистов, видеть на зеркальном экране сцену, выслушивать речи ораторов, беседовать со знакомыми...

На месте же городов сохранились коммунистические центры, где в громадных многоэтажных зданиях были сосредоточены магазины, школы, музеи и другие общественные учреждения”.

23
1
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта