Россия и Европа издавна разные, виновны ли в этом средневековые различия миро- и сампознаний греческой и западной веры?

102
2
0
26 апреля
15:10
апрель
2016

Россия и Европа не "разные". Мы разные с Азией, Ближним Востоком, Африкой. С Европой мы одинаковые, поскольку живём в едином цивилизационном пространстве общих идей и культуры. Мы пользуемся в этом пространстве подчас разными концептами, но они из одного мира, и не следует переоценивать различия между ними. Как не стоит переоценивать и влияние религиозного фактора: конечно, латинобоязнь, навязываемая русским православием, привносит когнитивный диссонанс, но всё же не мешает нам смотреть на мир через образы Шекспира, Бальзака, Бетховена, Рембрандта, Сезанна.

В русской истории - не только в Средневековье, но и вплоть до наших дней - было немало поворотов, которые уводили Россию дальше от Европы, и мало поворотов, которые нас сближали. И проблема совсем не в войнах - в Европе все воевали друг с другом.  В экономике Россия регулярно на протяжении всей своей истории сама выбирает решения, которые её ослабляют. 

На самом деле, выйти на повороты к сближению несложно: это вопрос просвещения и доверия.

Андрей АвраменкоОтвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
5
10
апрель
2016

Во-первых, Россия и Европа (если брать западно-европейские развитые державы) не были такими уж разными первоначально. Киевская Русь была вполне встроена в тогдашнюю европейскую цивилизацию, чему не мешали даже религиозные разногласия между Православием и Католицизмом. Встроена культурно, технологически, экономически и даже генеалогически. Ярослав Мудрый был женат на шведской принцессе, его старшая дочь - замужем за французским королем Генрихом I, младшая дочь - замужем за норвежским королем Харальдом III Хардрадой. 

Различия начались позже, когда Русь на 150 лет выпала из европейских процессов под владычеством Золотой Орды и с точки зрения государственного устройства превратилась в помесь европейского и азиатского (с явным преобладанием азиатского). Православие, конечно, сыграло свою роль, но позже, после падения Конститантинополя и объявления Москвы Третьим Римом. 

Россия, освободившись от власти Орды, так и не смогла полноценно вернуться в европейский контекст. Мы пропустили европейское Возрождение, эпоху великих географических открытий, почти не задели реформацию (попытки были, но движение нестяжателей на успех Лютера претендовать не могло). 

1
4
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта