«Колесницы» буддизма — этапы развития одного учения или разные конфессии? Как друг к другу относятся современные Тхеравада, Махаяна и Ваджраяна?

544
3
1
26 апреля
01:13
апрель
2016

Это во многом вопрос точки зрения. С точки зрения махаяны - этапы развития учения. С точки зрения тхеравады - разные конфессии. 

Вот я вас сейчас вкратце обрисую, а вы уж сами решайте:

В тхераваде основной упор делается на индивидуальную практику, ведущую к освобождению от бесконечных перерождений и связанной с ними дукхи (страдания). Есть три типа просветленных, достигших ниббаны (нирваны): самасамбудда, то есть самостоятельно достигший просветления и давший учение; паччекабудда, то есть самостоятельно достигший просветления, но учения не дающий; арахант, то есть просто достигший просветления (обычно имеется в виду использующий учение данное самасамбуддой). Иными словами, каждый будда - ахарант, но не каждый арахант - будда. 

Самасамбудда - наивысшая степерь развития живого существа. Это выше божественного статуса, потому что заслуги, накопленные будущим буддой невозможно сравнить ни с кем. За одну кальпу (период существования вселенной в несколько миллиардов лет) в мире может рождаться до пяти будд в счастливую кальпу (мы как раз живем в такой - Будда Готама был четвертым и ожидается появление Будды Майтрейи) и ни одного в несчастную. Он "открывает" учение (Дхамму) с помощью которой другие могут перестать рождаться на свет.

Паччекабудда обладает на порядок меньшими заслугами чем самасамбудда. Он приходит в мир тогда, когда Дхамму никто другой из живущих понять не в состоянии, потому что она трудна для восприятия. Грубо говоря, в том мире в котором рождается Паччекабудда просто не для кого проповедовать. Собственно и Будда Готама когда достиг просветления учения давать не хотел, но к нему явилось существо из мира Брахмы по имени Брахма Сахампати и попросило Будду дать миру Дхамму. Тогда Будда осознал, что в мире всё-таки есть некоторое количество существ, ум которых не сильно замутнен и которые в принципе способны понять то же что понял и он сам.

Обычный человек на пути к ниббане проходит 4 стадии: 1) вступивший в поток (сотопанна - будет рождаться только в мире людей и богов и достигнет просветления максимум за 7-8 жизней); 2) однажды возвращающийся (сакадами - родится все один раз в будущем); 3) не возвращающий (анагамин - после смерти родится в мире Брахмы и там уже достигнет освобождения); 4) арахант (просветленный, особожденный). 

Ну и, самое главное: основная цель пути для практикующего - достижение ниббаны. Когда человек достигает арахантства - прекращаются условия для его дальнейшего рождения и после смерти (париниббаны) он перестаёт жить в сансаре. 

Но в 1-2 вв. нашей эры, то есть через пятьсот лет после смерти Будды Готамы, появляется корпус сочинений, т.н. сутр Праджняпарамиты, среди которых наиболее известна Праджняпарамита хридая сутра (сутра сердца бесконечной мудрости), в которых, уже на санскрите, (язык тхеравады - близкородственный санскриту пали, на котором составлена Типитака, то есть "палийский канон") изложена по сути совершенно новая доктрина. Сама себя она называет Махаяной (большая, великая колесница), а всё что было прежде, в том числе тхераваду - хинаяной, то есть презренной, убогой колесницей (традиционный перевод "малая" неверен). 

Хинаяна считается убогой не потому что не эффективна, а потому, что её адепты, с точки зрения махаяны, ведут себя крайне эгоистично, заботясь исключительно о собственном благе. Наибольшей критике тут подвергается фигура паччекабудды.

Если тхеравада особенно сущностью будд нее интересуется, так как "эгоистически" концентрируется на практике по собственному освобождению, то махаяна делает упор на том, что в каждом живом существе содержится природа будды, который каждый практикующий и должен развивать и таким образом идти к освобождению.

Но само по себе освобождение тут недостаточно. Идеалом выглядит фигура боддхисатвы - будды достигшего просветления, но отказавшегося от нирваны для того, чтобы приблизить её для всех остальных. Собственно одной из главных идей махаяны таким образом становится "благо всех живых существ". Махаяна потому гораздо более социально активна и гораздо более популярна на Западе.

Различные боддхисатвы и будды в махаяне начинают составлть практически религиозную иерархию, напоминающую уже традиционные религии. Эти персоны становятся своего рода святыми, заступниками, помощниками (абсолюта эта идея достигает в амидаизме - поклонениии будде Амитабхе, который после смерти может забрать молящихся ему в свой Западный рай). 

Также следует упомнятуть идею т.н. "мгновенного просветления", особенно выраженного в дальневосточном чань или дзен-буддизме. Это конечно не означает, что можно взять и по мановению волшебной палочки достить нирваны (в любом случае требуются десятилетия практики), но в тхераваде для этого требуется очень много жизней...

С точки зрения тхеравады - это уже действительно другая религия получается. Тхеравадин думает о том, как достичь просветления (а на самом деле просто как улучшить свою карму, чтобы когда-нибудь, в отдаленном будущем смочь его достичь). То есть это долгий путь постепенного изменения себя. А адепт махаяны стремится стать буддой, про которого обычно тхеравадин в общем мало что знает, кроме того, что это уникальное существо, зарабатывавшее заслуги не одну кальпу. Быть буддой он не просто не желает - это в общем большое искушение стремиться быть буддой. Для этого надо быть очень уверенным с своих силах...

Потом, с точки зрения тхеравады махаяна страшно нелогична. Потому что невозможно больше рождаться в мире достигнув ниббаны, ибо у араханта (будды) больше не возникает условий для нового рождения. Но махаянский боддхисаттва (термин в тхераваде употребляющийся крайне редко и обозначающий того, кто станет буддой в будущем) легко гуляет от сансары к нирване и обратно. С точки зрения тхеравады сама идея нирваны являет собой абсолютную ценность, но в махаяне это нечто относительно легко достижимое и нечто от чего возможно отказаться. А такая картина в голове тхеравадина плохо укладывается.

Ну и идея боддхисатвы спасающего человечество с тхеравадинской точки зрения напоминает известную поговорку про то что проще любить всё человечество чем соседа по лестничной клетке.

Вот и получается, что для адепта махаяны тхеравада - просто более примитивное учение, более трудный путь к тому же самому просветлению. Для тхеравадина - во многом близкая, но как будто даже уже и другая религия...

Что касается дружбы-вражды: в России тхеравадины и махаянцы хорошо живут. Есть ортодоксы, воспринимающие махаяну в штыки. Но в основном отношение нейтральное или благожелательное. Каким бы разными мы не были - практиковать махаяну гораздо лучше, нежели чем не практиковать ничего. Всё равно ближе чем махаянцы у тхеравадинов родственников нет и не предвидится.

Если же говорить об отношении махаянцев, то тут есть очень красноречивый пример: в Москве есть две небольшие общины тхеравады, не имеющие своего помещения, и вот одна из них проводит занятия в центре тибетского буддизма Риме, а другая - в центре корейского Дзена Дальма-са. :)

15
0
апрель
2016

А что, по вашему, такое "конфессии", если не результат "развития одного учения"? Вот было христианство первоначальное, известное как христианство восточного (греческого) обряда (мы его знаем как "православие"), потом из него с веками выделился католицизм, западная ветвь, как этап его развития, потом, как реформа - протестантизм, а в Англии, как результат некоторых событий - англиканство. То же самое и с буддизмом. Сперва был буддизм, без "детализации". Со временем традиционную его ветвь стали называть Тхеравадой, а получившееся в результате нескольких веков развития учения - Махаяной. А некая боковая ветвь, ушедшая в сторону и в горы, и там сильно скрестившаяся с некоторыми очень сторонними учениями, стала зваться Ваджраяна.

Но если для христианства вопрос самоидентификации критически важен, в христианстве не может быть нескольких правых, правильное христианство может быть только одно, то у буддизма на этот счет подход гибче. Признаешь Восьмеричный Путь и Четыре Благородные Истины - все, ты буддист, как бы странно ты не выглядел и как бы странно не молился.

Так что короткий ответ на вопрос: Да и Да. Это И этапы развития, И разные конфессии, одновременно.

1
3
апрель
2016

Ну, вообще-то, понятие "конфессии", строго говоря, можно применять только к христианству. В других религиях и традициях было бы неправильно применять этот термин, слишком многое вобравший в себя из специфики христианства, потому что само применение этого термина в контексте других (незападных, не-европейских) религиозных традиций во многом демонстрирует упрощенный взгляд и упрощенное понимание.

Так что в буддизме "конфессий" не существует. А есть "колесницы" как "течения". Так будет более нейтрально.

Насчет различий. Учение буддизма включает в себя в качестве основного метафизического контура мобильно-кочевое понятие «колесницы» далеко неспроста. Саки-кочевники из Центральной Азии в качестве завоевателей пришли в Индию около двух тысяч лет назад. По сей день официальный календарь, которым ежедневно пользуются индусы, называется календарем саков. И одно из имен Будды — «Сакья муни» — означает «мудрый человек Саков». Этот легендарный человечек принадлежал к имеющему кочевые корни арийскому племени Сакья. Отцом его был Суддодана, раджа Капилавасты — небольшого княжества на границе с Непалом. Здесь Будда и родился в 563 г. до н. э. Показательным и указующим на принадлежность к традициям кочевой военной демократии является не только то, что Гаутама принадлежал к касте воинов и правителей — кшатриев, но и его вполне царский отказ от аристократического санскрита. Проповедь Татхагаты на языке простого народа — пракрите — была понятна широким массам и оставляла внекастовый, освобождающий след в языковом сознании того времени.

С учетом вышеприведенных данных немудрено, что первым учением Будды стала проповедь Хинаяны (Малой колесницы, «яны»), через несколько лет он проповедовал избранным ученикам учение Махаяны (Большой колесницы). Впоследствии появилась сложнейшая и страстно изощренная Ваджраяна (Алмазная колесница). Это третье, завершающее и объединяющее учение, сакский принц дал в последнюю очередь, незадолго перед уходом в абсолютную нирвану в возрасте 80 лет. Метаморфический, привечающий страсть человека путь Ваджраяны позволяет достичь Освобождения в течение одной человеческой жизни. Между собой эти «колесницы» различаются в метафизических способах продвижения к освобождению: Хинаяна символизирует пеший путь, Махаяну можно ассоциировать с использованием авто, а Ваджраяна (Тантраяна), пожалуй, тянет если не на звездолет, то на реактивный самолет уж точно.

Тут следует еще раз, пожалуй, коснуться сути слова «нирвана». Вот как трактуется этот термин самими буддистами в книге «Тибетская йога и тайные учения» в переводе российского востоковеда Ольги Тумановой: «Европейцы, которые воспринимали только экзотерические аспекты значения слова «нирвана», ответственны за распространенный сейчас ошибочный взгляд, что нирвана, суммум бонум буддизма, означает «полное уничтожение». На самом деле нирвана означает «угасание» или «охлаждение» Трех Огней Желания, которыми являются похоть, злая воля и глупость. Когда они «охлаждаются» или, в эзотерическом толковании, трансмутируются в целомудрие, доброту и мудрость, невежество (санскр. «авидья») исчезает и рождается Совершенное Знание в Состоянии Будды. Великие буддийские ученые Индии, под чьим руководством осуществлялся перевод с санскрита текстов религиозного учения, составляющих теперь тибетские канонические книги Махаяны, знали это скрытое значение термина «нирвана» и перевели это слово на тибетский язык как «беспечальное состояние» (мья-нан-мед)».

Иными словами, течения в буддизме соответствуют жизненному пути самого Будды Шакъямуни. Так что, это вполне естественно, ведь с высоты прожитого многое видится по-другому.

Да, забыл сказать, что объединяющим все эти течения является как раз личность, а точнее, жизнь самого Будды. Думаю, в целом, так к этому и надо подходить, а не формализировать эти течения какими-то искусственными догматами. Они близки и родственны друг другу точно так же как близки и родственны друг другу наши собственные бесшабашная юность, сочувствующая зрелость и отточенно-точная старость.

-3
0
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта