Как объяснить 12-летнему ребенку художественную ценность «Черного квадрата» Малевича и супрематизма вообще?

5783
6
0
23 апреля
21:49
Фотография: http://www.adme.ru/tvorchestvo-hudozhniki/10-smyslov-chernogo-kvadrata-508405/
апрель
2016

Вызовите ребёнка на разговор и размышления. Спросите его, что он себе представляет, глядя на чёрный (с маленькой буквы) квадрат, чем он, квадрат, ему нравится или не нравится. Пусть он предложит несколько вариантов. Скажите ему затем, что искусство - это не только об  узнаваемых образах, а во многих случаях даже и вовсе не об образах, а, как например именно в случае с Чёрным квадратом, о геометрии и цвете. Почему все художники должны передавать узнаваемые образы? Многие это сделали, и мы наслаждаемся, созерцая такие картины. Но окружающий нас мир - это также геометрические формы и цвета. Другой вид искусства - архитектура - это геометрическая форма. Мы же не критикуем архитектуру за то, что она не видит мир в образах человеческих фигур. Почему же живопись должна только человеческие образы воспроизводить? Геометрия и цвет авангардизма совсем не отрицает реалистическое или другие виды искусства. Но даже так называемое реалистическое искусство реалистично на полотне лишь весьма условно. Где в повседневной жизни вы увидите, например, тот поразительный мистический свет, какой мы видим на полотнах Рембрандта? Левитановские пейзажи намного поэтичнее и образнее оригинала.

Расскажите ребёнку, что чёрный цвет в моде держится уже два десятка лет. Почему простой чёрный цвет может быть столь привлекательным?

Но независимо от замысла самого художника любой из нас, в т.ч. 12-летний ребёнок, вправе видеть в Чёрном квадрате свой, совершенно определённый смысл, возможно даже никак и не связанный ни с геометрией, ни с цветом. 

Минимум, что ребёнок должен запомнить: нравится или не нравится произведение искусства - оно имеет право на существование, мы должны хотя бы просто знать это произведение. Не нравится - подожди и в какой-то момент твоей жизни возникнет ситуация или настроение или образ, который вызовет ассоциацию именно с Чёрным квадратом, который сразу же наполнится для тебя понятным смыслом и займёт в твоей внутренней галерее своё место.

Андрей АвраменкоОтвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
42
7
апрель
2016

Доступный для каждого смысл "Черного квадрата": откройте любую фотографию на компьютере и медленно начните приближать ее, пока на фотографии не появятся различимые пиксели-квадратики.  Затем опять уменьшите масштаб кадра и снова приблизьте. 

Вот и базовый смысл "Черного квадрата". По сути, он - "пиксель" искусства, единица, из которой состоят картины (все условные "Моны Лизы" и "Подсолнухи" - набор цветных квадратов). И сам квадрат при этом "всё", потому что он - базовый элемент, из которого можно построить что угодно, и "ничто", потому что сам по себе лишен конкретного смысла. 

Пиксельная метафора наглядно иллюстрирует и смысл, и ценность: ваше лицо на цифровой фотографии никогда бы не сложилось, если бы оно не состояло из тысячи цветных "квадратов". Но каждый отдельно взятый квадрат не несет никакой информации о ваших глазах, губах, волосах (одновременно с этим - он и есть единственный источник информации о вашем лице)

27
2
апрель
2016

"Вот что ты видишь в этой картине? Просто "черный квадрат"? Вот так же, многие люди видят в других людях только шаблоны. А мир - он сложнее, нельзя видеть в мире только "хорошо" и "плохо", нужно МЫСЛИТЬ ШИРЕ. В этом и весь смысл!" - Я думаю, что лучше объяснить ребенку про широту взглядов.

8
2
показать ещё 4 ответа
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта