Что в наших школах нужно сделать что бы учителя учили детей с интересом для детей?

278
5
0
22 апреля
19:49
апрель
2016

1. Омолаживать профессию. Если учитель сорок лет скучно рассказывает каждый день одно и то же, вы его не исправите ни зарплатой, ни классными рассказами о "заинтересуйтесь предметом!", у него уже устоявшийся рефлекс. You can't teach an old dog new tricks

2.  Сжечь те педагогические вузы, что есть сейчас и построить новые. Потому что где брать хороших молодых специалистов? Вот тут плохая новость: нигде. Пед вузы сейчас по факту являются запасными вариантом для всех, кто не смог поступить в вуз мечты. Получаем совершенно немотивированного на развитие в профессии студента + низкое качество пед образования и через четыре года такой человек приходит работать в школу. Есть у него мотивация что-то искать и придумывать по своему предмету? Конечно нет, он его сам толком не знает. Нельзя взять неосознанного человека, который поступил в университет по ошибке и четыре года проплыл по течению и приплыл в школу, и получить из него нормального специалиста. Для этого нужна осознанная и реально трудная работа.

3. Окей, новость еще хуже: даже те, у кого изначально есть мотивация преподавать должны разбиться в лепешку, чтобы чему-то научиться. У нас так построено образование, что вместо конкретных практических навыков, обязательных для работы, тебя научат всему остальному, кроме них: истории педагогики наизусть, методам обучения руссо, заставят читать азбуку ушакова, но ничего нормально не расскажут о психологии, о том что тебе делать, когда у тебя пятиклассница на уроке расплакалась, о том, как работает память, процессы запоминания. Это проблема не только пед образования, а вообще практически любого в нашей стране, но здесь это особенно кощунственно. Мы столько узнали о мозге за последнее десятилетие, о том, как мы учимся, как формируем привычки, нейронаука в рассцвете, но нет, давайте почитаем философов, которые жили 200 лет назад и даже не воспитывали своих собственных детей. Плюс сами преподаватели в университетах не представляют современных детей даже приблизительно, не понимают их. Например нам на методике преподавания иностранного языка рассказывали такое: аудирований по французскому нигде не найти, поэтому нужно взять диктофон и самим начитать текст, а потом пусть дети его слушают с кассеты. С КАССЕТЫ КАРЛ. Во времена ютьюба, аудиокниг и подкастов!

4. Менять школы. Потому что вот еще хуже новость: даже нормальный учитель очень часто связан по рукам и ногам учебным планом. Например, есть предписанный для школы учебник английского языка и все должны заниматься по нему, вот тот который сейчас во всех общеобразовательных школах — просто жесть. Чтобы по нему чему-то кого-то научить, надо наверное перенестись в параллельную вселенную. Те, кто приходят в школы с большим энтузиазмом в большинстве случаев его растрачивают на бесчиленные разговоры с администрацией в попытках что-то объяснить, подготовке материала в десять раз, чем было бы необходимо при нормальном учебнике, и написании плана урока, который никто не будет читать. Будут школы популярны? Конечно нет, а пока нет спроса на профессию, так и будут в пед вузы идти левые люди и потом кое-как преподавать в школах, и так по кругу. 

Без мощной тотальной реформы образования не обойдешься, нельзя просто как-то замотивировать людей, чтобы они интересно преподавали. Тут много всего повязано, их не научили преподавать, не научили работать с детьми, у них непопулярная малооплачиваемая профессия, на них много бюроократии висит, надо все это разгружать, чтобы получить реально ценного хорошего специалиста

10
0
апрель
2016

Выше уже изложен полный ответ, но мне хотелось бы добавить от себя. Учитель должен уметь заинтересовать ребенка, отвечать на все вопросы ребенка не "на отвяжись", а увлекательно, чтобы ребенок понял его ответ и на его основе продолжить свои размышления. По-моему, это самое главное в обучении. И наверно из этого следует, что на одного учителя должно приходиться не 25-30 учеников, как это происходит сейчас, а 5-7. Кроме того учителя должны меньше зависеть от бумажной работы (заполнение журнала, электронных дневников, etc)

2
0
апрель
2016

Тут я вижу два вопроса:

— Что нужно сделать, чтобы учителя обучали детей;

— Что нужно сделать, чтобы обучение было для детей интересным.

По моему личному мнению, исходящему из опыта обучения как в государственных образовательных учреждениях, так и в частных, во-первых, образование нужно сделать полностью частным (и не потому, что пара частных школ, в которых мне довелось учиться, были лучше, это не совсем так). Причина очевидна: частник должен работать (и работать качественно), чтобы получать деньги, в то время как доходы бюджетника не зависят от качества выполняемой им работы (по этой причине, вне зависимости от сферы деятельности, бюджетники так или иначе приходят к состоянию "лишь бы меня не трогали"). Во-вторых, опять же, по моему личному мнению и ощущению, как клиента, самая распространенная ныне система образования не может работать эффективно, так как предлагаемый коллективизм несет с собой большое количество элементов жизни помимо непосредственно образования. Лично я считаю, что это негативно влияет на качество получаемых человеком знаний и жизненного опыта, поэтому образование должно быть в идеале личным. В-третьих, как известно, человек по своей природе — исследователь, маленький ученый. Маленький человек, в отличие от человека повзрослевшего, имеет тягу к новому, к экспериментам, а еще амбиции и мечты. Уже давно ставшая традиционной нынешняя система образования основывается на принуждении. Принуждение к режиму, принуждение к работе, принуждение к повиновению и навязывание иерархической системы авторитетов — удивительно, что люди вообще получают знания в подобной среде, вопросом интереса детей пока и не пахнет.

Если говорить про интерес, опять же, исходя из личного опыта в качестве клиента имеющейся структуры, могу сказать, что необходимо именно индивидуальное обучение и отказ от принуждения. Если человек (пусть и маленький) понимает, что ему тот или иной предмет не нужен или не интересен, то хоть тресни, но от принуждения его изучения счастливее человек не станет, равно как и не полюбит этот предмет. Но ведь он вырастет дебилом! — возразите вы, на что я в ответ посмею утвердить, что человек скорее вырастет неучем, если принуждение к чтению нудятины породит в нем искреннюю ненависть к чтению как к процессу, отчего он полностью закроется от массы хороших книг, которыми при прочих обстоятельствах человек мог бы насладиться. Или вот — озвучьте мне сходу молярную массу молибдена. Не смогли? А как же всестороннее школьное образование? Вероятно, дала сбой. Какой же тогда смысл усердно преподавать то, что с большой вероятностью никогда не пригодится человеку в будущем? Тут я вижу невероятно неэффективное использование денежных средств и работы людей. Азы, общие положения в предмете, основы дисциплины — это всегда интересно и служит своеобразной рекламой для детей, после ознакомления с которой дети и принимают решение о том, заинтересоваться ли этим предметом в принципе.

Чтобы человека действительно заинтересовать учебой, помимо уже описанного мной выше, преподаватель должен: 

— сам быть заинтересован в своем предмете (а еще лучше — увлечен, ребенок всегда увидит эту страсть и, вполне вероятно, заразится); 

— разбираться в своем предмете (когда преподаватель, скажем, английского знает язык хуже ученика, произносит слова с деревенским гхэканьем и говорит что-нибудь вроде "хлахол хоу" — это просто позор);

— обладать прекрасными коммуникативными навыками (ну это довольно очевидно);

— развиваться в своем предмете, изучать новые технологии, научные работы, открытия, новости и иметь желание получаемыми знаниями делиться, а также желание обсуждать их со своими клиентами;

Когда я думаю про образование, а именно про то, как бы сделать его лучше, у меня в голове начинает крутиться слово "игра". У меня нет готовой концепции применения игры и развлечения в учебе, но я решил, что необходимо отметить и этот момент — людям должно быть весело и приятно, иными словами — интересно. И прошу не заблуждаться при прочтении слов "игра" и "развлечение" — они не зарезервированы за задротством в Доте и пьянками с телочками в клубе, есть масса иных способов развлечься, а дети знают в этом толк (т.н. взрослые могли бы у них поучиться).

А учителям, любящим свое положение в иерархии авторитетов, которое позволяет им манипулировать людьми, эксплуатировать светлые развивающиеся умы и самоутверждаться за счет тех, кто не может дать отпор, я бы запретил приближаться к детям юридически (а лучше ко всем людям), не говоря уж о возможности их работы в системе образования. Таких я, к сожалению, за школьные и студенческие годы успел повстречать немало. 

tl/dr: Не стоит пытаться бороться с природой человека и противостоять ей, с ней, наоборот, нужно работать.

И в заключение скажу, что если ребенок таки вырастает болваном, ничем не заинтересовался и не хочет ничего делать, будьте уверены, что не виноваты ни он, ни преподаватели (хотя они порой свой вклад вносят), ни плохие ребята, ни масоны или жидорептилоиды, а только те самые т.н. взрослые, которые в результате экспериментального изучения школьной программы биологии стали его родителями. Возможно, вам просто не интересен ваш собственный ребенок.

2
0
показать ещё 3 ответа
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта