Есть ли предпосылки к возвращению культа литературы, или клиповое сознание не оставляет этому шансов?

178
2
0
22 апреля
12:54
апрель
2016

«Клиповое сознание» — это всё-таки в значительной мере модная страшилка, хотя и имеющая под собой кое-какие основания, но существенную роль в перераспределении авторитета и влиятельности между видами искусства сыграли гораздо более «земные» материально-технологические факторы: ещё в XIX веке литературное произведение (в форме книги) было единственным произведением искусства, которое могло попасть в каждый дом и в руки каждому человеку (ну, понятно, умеющему читать, что, конечно, тоже немало) — за всем остальным надо было идти или ехать, подчас довольно далеко (помните историю про Иоганна Себастьяна Баха, который ради знакомства с игрой и произведениями другого знаменитого органиста пошёл пешком за 100 километров?). Музыка и кино, легко доступные всем и каждому, неизбежно отодвигают литературу на задний план в массовом потреблении — по множеству причин. Но, разумеется, они не могут отнять у литературы её специфику (индивидуальный темп восприятия, задаваемый читателем, определённое соотношение заданного в тексте и домысливаемого при чтении, и ещё многое другое) — и в этом смысле за будущее литературы в ограниченном, элитарно-нишевом потреблении можно не беспокоиться. А культ на то и культ, чтобы быть временным явлением.

10
0
апрель
2016

Место литературы в плане воздействия на масс заняли СМИ, и это абсолютно логично. Первоначально газеты выходили на нескольких полосах, ограничиваясь самыми важными новостями, поданными весьма скупо и сухо. Сегодня печатные и онлайновые СМИ являются поставщиками увлекательнейших историй из жизни. Спрашивается, зачем читать "Тэсс из рода д'Эрбервиллей", если многостраничное интервью с известной актрисой или манекенщицей куда интереснее? 

2
0
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта