Почему далеко не глупые люди верят в бога? Чем отличается их критическое мышление от моего?

3879
7
3
21 апреля
16:39
апрель
2016

Я атеист.

Да, далеко неглупые люди верят в бога.

Есть, как минимум, навскидку несколько причин.

1. Смысл жизни. Похоже, для нас, как вида, смысл жизни - отчего-то важный конструкт. Предположения разные, отчего так; не суть. Для атеиста нет объективного смысла жизни, мы находим разные временные, субъективные смыслы в разные периоды своей жизни, или имеем мужество (или отчаянье) жить без смысла.

Верующий имеет ясный данный ему смысл своей жизни. Уж кто спасение во Христе, кто рай с дофигищей гурий-девственниц, кто Валгаллу с пьянкой. Он считает его объективным. И в этом очень много облегчения.

Это один из, но не единственный из основных экзистенциальных вопросов, на которых религиозность даёт ответ, освобождая от человеческого неразрешимого, на самом-то деле, напряжения.

2. Неодиночество. – Глубоко верующий человек никогда не одинок. У него есть бог. 

Вера в бога в этом смысле (да и не только) – психотерапевтична.

Я уж не говорю, как это может (реально!!) остановить и спасти в жесточайшем жизненном кризисе, когда вообще в жизни не за что и ноготком зацепиться. Бывает...

3. Потребность в справедливом мире. – Мир на самом деле несправедлив. А потребность в справедливости, похоже, такая же у людей фундаментальная, как потребность в смысле жизни.

На самом деле справедливее мир от допущения бога не становится, но тут появляются шикарные объяснения:

- потом все получат по заслугам. На том свете.

- неисповедимы пути господни. Если вот этот ребёнок погиб мучительной смертью, это чем-то ему хорошо. Или его родителям хорошо. Или… ну, неисповедимы пути господни. В общем, всё равно это справедливо и хорошо.

4. Суеверное мышление. Прошу прощения, это буквальный термин социальной психологии. Характеризует тоже фундаментальную особенность человеческой психики в условиях неопределённости искать (и всегда находить!) закономерности. Там, где их в принципе нет, в хаосе данных и связей. Смотри, например, Дитрих Дёрнер «Логика неудачи», - там описания экспериментов, совсем классика – Д. Канеман (Нобелевский луреат) и А. Тверски «Принятие решений в неопределённости», - сейчас как раз читаю…

  • ...Кстати, Канеман и Тверски постоянно подчёркивают, что типовые ошибки мышления такого рода, когнитивные искажения, свойственны людям самого разного уровня интеллекта и образования!

То есть суеверные, ну или истинно-верные благочестивые связи люди склонны находить и в полном хаосе событий (типа, помолились – дождь пошёл), и тем более там, где связи есть, но природа их пока совсем непонятна.

5. Низкая толерантность (устойчивость, переносимость) к неопределённости. – Без обид, есть люди с высокой – и с низкой толерантностью к неопределённости. Вторые имеют большую потребность в предсказуемости, контроле над жизнью, везде бы соломку подстелить, стабильность-надёжность-консервативность. – Сильная Рука, Вождь индейцев. Отец. Во главе государства, эээ?.. На Небе. Главный такой, чтобы всех по справедливости (см. п.3), всем сёстрам по серьгам, по заслугам и табели о рангах, и если хорошо себя ведёшь – гарантия, что поставят, ну, не «отлично», гордыня – грех, но «хорошо» точно. Точно. Определённо. Я могу контролировать свою жизнь, - ну, хотя бы посмертную.

6. Разрешается экзистенциальный вопрос о смерти. Не-е, весь я не умру!..

А атеист – весь. Ну и живи с этим, мучайся!)

  • ...Ну вот, как обещал, навскидку. А уж есть ли бог, нет ли бога, ненене, сами решайте. Для меня вероятность его/или их (чтой один-то??) существования - слишком маловероятная версия, настолько, что ею стоит пренебречь. Но это мой личный вывод, для себя и своей жизни. Вы уж как хотите))
70
13
апрель
2016

Я отвечу объективно,сам за себя.

Может я конечно и не не глупый человек,но в школе отличником был,в вуз без репетиторов поступил,высшее получил,не ахти конечно достижение,но 2*2 сосчитаю.

Так вот предположим,что я не глупый.Ну пожалуйста!!!

Меня,как и многих волнуют вопросы бытия и появления вселенной.

Я по образованию физик и мир вижу соответственно. А еще я люблю автомобили.Так вот если я вижу перед собой новый,высокотехнологичный автомобиль,смотрю на его дизайн,интересуюсь устройством двс,великолепными инженерными решениями,тысячами научных открытый и изобретений ,над которыми трудились величайшие умы человечества,я вижу поистине шедевр,который человека увидевшего это чудо впервые должен потрясти до мозга костей. И вот если подойдет ко мне некто и скажет,видишь все это? Это все получилось само собой,без участия разума или разумов. Я посмотрю на него даже не как на дурака,а как на провокатора.

А вот когда я смотрю на наш мир.Воображаю себе энергию,которая априори должна иметь источник,которая сворачивается по определенным законам так,что получаются частицы материи,как эти частицы взаимодействуют по строгим правилам,как все это ровно и красиво.Я вижу как бы некий сложнейший механизм,в котором простейший винтик в тысячи раз сложнее устроен,чем самый технологичный автомобиль,и кто  то вдруг к мне подойдет и скажет,видишь все это??Это все появилось само собой,без участия разума,Я посмотрю не него....ну вы поняли.Ну а дальше уже начинается процесс познания того самого Разума.

24
18
апрель
2016

Лично я, поставив в определенный момент перед собой соответствующие вопросы, решил «изучить тему». И так получилось, что совершенно случайно открыл для себя поразительную красоту христианской интеллектуальной мысли, не остановившуюся в своем развитии на протяжении двух тысячелетий.

Яркие творения Святых Отцов, противоречивый неоплатонизм Оригена, диалектика Гегеля и даже экзистенциализм Хайдеггера (я надеюсь в этом треде не объявятся дипломированные философы :-), Бердяев, Соловьев, Достоевский, Розанов. Я был совершенно обескуражен тем фактом, насколько христианская философская и религиозная мысль, устойчива в своей основе и насколько гибка во второстепенных сущностях. Весь догматизм христианства (во всяком случае православия) очень легко смыкается в очень краткую формулу Символа Веры и также легко размыкается, оставляя гигантское пространство для мысли и того самого критического мышления.

И через вот это вот все пришла вера в Бога. Но это, повторюсь, сугубо личный ответ. Но именно в этом и заключается одна из удивительных сторон православия. Ответ на вопрос «почему» у каждого свой и по опыту своих знакомых, могу заверить, что он сильно отличается от высказываний предыдущих участников треда.

9
8
показать ещё 5 ответов
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта