Когда люди учатся говорить, как они понимают значение слов, для которых нет однозначного определения? Например совесть, смысл, счастье.

107
1
1
21 апреля
15:08
апрель
2016

1) Когда люди только учатся говорить, они и не употребляют этих слов. Активный словарь двух-трех летнего ребенка чаще всего не подразумевает абстрактные понятия. 
2) Также не стоит путать понятия "учиться артикулировать" с "учиться анализировать", Вы в своем вопросе изначально, на мой взгляд, их смешали. Когда малыши учатся произносить те или иные звуки, а потом их соединять в слоги, часто это вообще либо просто не слова, а некий "промежуточный" элемент, ребенок просто соединил фонемы, у него получилось, он произносит, повторяет, но о богатстве лексических значений всех этих "ба", "ма", "ля" он точно не задумывается - на начальном этапе эти "слова" несут лишь некую узкую номинативную функцию. "Ма" - мама. "Ля" - музыка во всех видах.
3) Когда ребенок уже подрос и полностью овладел речью, ну, предположим, в 5 лет, здесь, на мой взгляд, работают 2 механизма. Первое: ребенок постоянно окружен взрослыми носителями языка, в речи которых очень много клише, устойчивых выражений. Он их часто слышит, и тоже может пытаться применять. Если же у ребенка спросить, что это такое, он может перевести разговор на другую тему. Дети очень тщеславны, они не любят признаваться, что не понимают чего-то. Посмотрите выпуски "Взгляд снизу" из "Вечернего Урганта". Часто Иван Андреевич задает детям всякие ученые вопросы, и при этом дети активно высказывают свою позицию - в отношении налогов, СССР, выборов в США и пр. :) 
Второе: надо сказать, что при этом основную суть вопроса дети улавливают. Это происходит потому, что все слова они усваивают в контексте. Родители разговаривают с ними не просто отдельными словами, а фразами, из которых можно примерно понять, что счастье - это когда приятно, совесть -это то, что удерживает человека от дурных поступков и др. ("О, есть на свете счастье!" - сказал уставший родитель, присев отдохнуть после тяжелого рабочего дня. "Совести у тебя нет!" - сказала бабушка, когда внук насорил в свежеубранной комнате). Дети слышат много рекламы, реплики героев мультфильмов, ходят в детский сад, ездят в троллейбусах, они слышат всякую речь, они растут в социуме. Поэтому постепенно они осознают всякие абстракции. Но они постигают лишь один верхний слой этих понятий, вряд ли в 5 лет они будут ломать голову над философскими дилеммами, что есть действительно счастье. 
Можете почитать "От двух до пяти" Чуковского, там много веселого и интересного материала о том, как, например, строится процесс усвоения лингвистических явлений, грамматических категорий и прочего. :)

-1
0
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта