Мэри Иванова
январь 2020.
6084

Почему герой русских народных сказок Иванушка-дурачок? Почему не какой-нибудь богатырь,или благородный Робин Гуд,например? Почему дурак то?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
1
6 ответов
Поделиться

У  каждого  народа  своя  ментальность.  Так  сложилось  веками.  Сказки  народные - прямое  отображение  жизни.  Если  не  было  на  Руси  палаты  лордов  и  парламента,  то  и  в  сказках  их  не  будет.  А  будет  крестьянский  сын  Иван. 

Во-первых,  я  никогда  не  считал    Иванушку  из  сказки  дураком.

Умный,  сметливый,  хитрый,  умелый,  способный  к  выживанию  Иван  загнан  в  самый  низ  социальной  лестницы  и  веками  тащил  и  тащит  на  себе  всю  конструкцию  русского  государства,  как  бы  оно  не  называлось. Тащит  и  кормит,  обслуживает.  И,  как  может,  борется  за  свою  честь  и  достоинство.  Это  он  только  для  барина  дурак.  А  Иван-то  себе  на  уме.

А  во-вторых,  в  русских  сказках  полно  других  типажей:  и  богатыри-защитники,  и  разбойники  благородные  и  не  очень,  и  несуществующие  в  жизни  волшебные  создания  народного  воображения.  Одним  Иваном  сказки  не  ограничиваются.  Героев  разных  хватает.

7
0
Прокомментировать

Этот ответ написан и доступен на

Этот ответ написан и доступен на Яндекс Кью

А разве про богатырей русские сказки вам незнакомы? Дурак только один из героев. Такие герои популярны у многих народов: например, у англичан, немцев, итальянцев, чехов, поляков, даже у филиппинцев [имена у всех разные, но суть одна]. Потому что простак и дурак очень репрезентативная фигура и очень удачная для различных похождений. Он выходит невредимым из множества сложных ситуаций не за счёт хитрости, образованности, изощрённого ума, а именно за счёт свой бесхитростности. Это всегда вызывало симпатию у простых людей. К тому же, на примере дурака многое можно показать предельно наглядно. См., например, пишущуюся прямо сейчас книжку "Поход Ивана-дурака за смыслом".

Юрий Тихонравовотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
6
-2

Про богатырей тоже есть,но про Ивана-дурака больше сказок. А почему его дураком зовут? Это такая самоирония у русского народа?

0
Ответить

Любопытно, как вы подсчитали. Также непонятно, почему речь о самоиронии целого народа. Не все же себя с дураками отождествляют. Да, среди нас есть дураки, и их приключения забавны. А у немцев есть Hans Dumm, у итальянцев Pietro pazzo, у испанцев Juan Estupido, у поляков Głupi Jasio, у чехов Hloupý Honza и т.д.

+1
Ответить
Ещё 2 комментария

У нас и пословиц тоже много с дураками связанных. Вообще интересно о происхождении самого слова узнать.

0
Ответить

В инете много вариантов значения слова "дурак". Мне одно из них показалось наиболее правдоподобным: на Руси в те времена слово "дурак "было фамилией,и причём носили её вполне уважаемые люди. Тогда оно ещё не несло смысла "глупости", а имело какое-то другое значение.

0
Ответить
Прокомментировать

Самая умная дама которая отвечала на нашем сайте называла себя официанткой Макдоналдс или еще помидором. И это не единичный случай, есть несколько очень глубоких по знаниям людей, которые называли сами себя примерно также. Никто в пальто и тому подобные имена.

Ваш вопрос о русских народных сказках и многие думают, что это только у нас и делают даже далеко идущие выводы из своего незнания мирового фольклора.

Погуглите если непонятно из имен, чьими героями являются Hans Dumm,  Pietro pazzo,  Juan Estupido,  Дурак Ётаро (иероглифы не осилю), Lazy Jack, Жан дуралей -- не знаю как на французком оригинал называется.

Писал тут уже когда-то:

Третий сын, это дурак не потому, что он тупой (истории обычно показывают его наоборот, адекватным, или хитрейшим), а потому, что его статус -- дурак. Статус, то что устанавливается и поддерживается окружающими. Третий сын, тот, кто в наследстве получает менее всех или вообще ничего, тот кто только мешается старшим сыновьям которые все поделили. "Куда лезешь?" к этой фразе автоматом хочется добавить что-нибудь пренебрежительное, например, "дурак". Этим закрепляется тот статус которых хотят дать окружающие. Какой статус дать третьему сыну -- статус шута, чтобы обосновать, почему ему не должно ничего достаться.

Каждый сюжет народной сказки надо разбирать отдельно, но именно народной, а не авторские пересказы которые были сделаны относительно недавно собирателями фольклора. В авторской сказке часто смысл противоположный или вовсе отсутствует, в фольклорной смысл скорее всего в современной культуре просто не считывается. Иван-дурак не к одинокой старушке с окраины деревни заглядывает по пути в далекие края, а идет в потусторонний мир и баба Яга один из проводников и стражей этого мира. Действия героя могут быть при этом совершенно непонятны. Ведь мы думаем об обычном сложном путешествии, а ему надо умереть но обмануть смерть.

3
0

Я читала ответы этой дамы-помидорки,она молодец, и Некто в пальто тоже. А куда они делись?

0
Ответить

Знаю, что редакция работала над тем, чтобы они вернулись, но... Почему ушли, сложно сказать, у каждого своя причина. Плохо, конечно, что ушли.

0
Ответить

А  будете  продолжать  такую  редакционную  политику,  рано  или  поздно  уйдут  все. Из  приличного  ресурса  получилась  заурядная  тролятня.  Набегают  на  любой  вопрос  просто  несметные  орды  нулевых  аккаунтов,  зарегистрированных  буквально  несколько  дней  назад,  вчерашних  школьников,  оскорбляют  всех  и  опошляют  всё.  Хамство,  тупость,  тыканье,  попирание  здравого  смысла,  правды,  грамматики  и  норм  языка.  Ну,  и  мировоззрение  оплаченного  писателя   понятно  какое.

Демократия  -  это  не  только  возможность  ,,говорить,  что  думаешь '' ,  но  и   ,,думать,  что  говоришь''.  

Я  всё  равно  настаиваю  на  таком  нововведении:

Нулевой  аккаунт  не  должен  иметь  право  комментировать  и  оценивать  ответы  других  юзеров,  пока  не  ответит  хоть  на  5  вопросов  и  не  наберёт  хоть  20  баллов  в  плюс.  Во-первых,  будет  существенная  прибавка  массы  ответов  и  вопросов.

Во-вторых,  человеку  будет  что  терять.  Заблокированный  аккаунт  не  сможет  вести  свою  подрывную  деятельность,  придётся  считаться  с  мнением  других  о  себе.  Будет  хоть  немного  больше  порядка  и  меньше  ,,срачей''  в  100-200 комментов,  когда  просто  идёт  хамство  мутным  потоком  и  давно  забыли,  о  чём,  собственно,  был  вопрос...

+2
Ответить

@Тарас Ильчук, только уточню, что я не имею отношения к редакции. Когда-то был модератором, это только означало помощь пользователям, но никакого отношения к редакционной политике. Может быть нас когда-то снова пригласят помогать модерировать, но я уже в этом сомневаюсь.

Главной проблемой на сейчас я вижу отсутствие очистки ленты от дублей и скрытие адекватных ответов. Это лишает мотивации писать ответы. В общем и мне становится это всё мало интересно.

0
Ответить
Прокомментировать

Китаец поклоняется труду.  Крестьянин с утра до ночи пашет, чиновник (до бескультурной революции Мао) - с утра до ночи Конфуция и прочую классику зубрит.

Американская мечта - поклонение предприимчивости.  Современный Китай её во многом заимствует.

Древние греки, это - Геракл, культу силы, культ героев.  Американское заимствование - культ супергероев.

Монотеисты поклоняются сверхсиле, это - культ Абсолютной Силы.  Тут они идут дальше греков.

Русь поклонялась Фортуне, богине удачи.  Не случайно они пригласили на царство морских разбойников, викингов.  Те - тоже в первую очередь - удачу в своих конунгах ценили.  Как он силён, храбр и свиреп, сколько он трудится - важно, но второстепенно.  Нет у конунга удачи - и воины от него уйдут!

Вот и герои Руси такие - удачливые.  По-настоящему народные.  Отдельно можно выделить унаследованных от викингов с одной стороны и монголотатар - с другой батыров, богатырей.  Там - весь комплект.  Силён, храбр, свиреп, но главное - удачлив!

2
0
Прокомментировать

Действительно, существует такой стереотип, дескать, у нас - Иван-дурак, у них - благородный Робин Гуд. Этот стереотип основан на подмене понятий. Примерно также можно было бы сравнить: у них - разбойник Робин Гуд, а у нас - балет Лебединое озеро.

Дело в том, что сказка - это жанр, в котором персонажи и явления основаны на элементах волшебства - т.е., подчёркнуто вымышленные. Этим принципам подчинена культура сказок практически у любого этноса (хотя, даже в этом жанре иногда встречается лютый трэш, не вписывающийся в общепринятые рамки "без возрастных ограничений")  Практически в любом фольклоре сказочного направления имеются свои дураки, принцессы, волшебные животные и бижутерия и т.п. 

Но Робин Гуд - герой средневековых народных баллад. А это - совершенно другой жанр - жанр народной поэзии. Робин Гуд - это наиболее известный и воспетый персонаж наряду с королем Артуром. Ему посвящено порядка 40 этих самых баллад. Точнее, 40 - дошло до нашего времени. 

Жанру англо-шотландской баллады наиболее соответствует наш жанр былины. Былина - это тоже народная поэзия, зачастую - песня-сказание.  Они носили эпический характер, воспевали подвиги богатырей и исторические события. Всего их дошло до нас - порядка сотни былин. Посвящены они реально существовавшим лицам как то: Алеша Попович, Илья Муромец,  Добрыня Никитич, Владимир Святославович, Садко, Мономах,  Василий Буслаев и т.п.  Появились наши былины - примерно в то же время, что и английские баллады, возможно, на век-другой раньше. И примерно в одно и то же время - в восемнадцатом-девятнадцатых веках - их стали собирать, систематизировать и публиковать в виде сборников.

Если оценивать с точки зрения популяризации в массах - то и в этой категории что у нас, что у них - множество великих поэтов и писателей посвящали персонажам былин-баллад свои произведения: Пушкин, Толстой, Лермонтов, Мей; у нас наиболее известен образ Гуда по творчеству Вальтера Скотта. 

У них - конечно же лучше поставлено дело с популяризацией и коммерциализацией образов героев народной поэзии. У нас знают о Гуде - большинство, у них о Муромце - известно разве что специалистам по мировому фольклору. 

Мне не удалось найти статистических данных, но могу с уверенностью заявить, что до начала ХХ века в нашем обществе популярность былинных героев была ничуть не меньше таковой героев баллад в том же Британском королевстве. 

Если же оценивать популярность персонажей сказок, эксплуатирующих собирательный образ этакого дурачка-простофили - она так же примерно одинакова у разных этносов.  

Обобщая наблюдение, и анализируя содержимое наших сказок, пришедших мне на ум, скажу, что введение типажа дурачка - это не его идеализация или отражение интеллектуального уровня русских. Скорее, напротив - в данном контексте высмеивается инфантильное отношение к жизни. Подобные сказки, скорее несут в себе воспитательную функцию при помощи иносказания для самых маленьких: мол, получить что-то, не прилагая усилий - возможно лишь в мире, где есть говорящие щуки, самоходные печи и прочий полтергейст.

Но твой вопрос - абсолютно справедлив: появление в обществе такого стереотипа вопреки фактам - свидетельствует о перекосах в культурной политике государства. Я бы рад сказать, что нужно сделать, чтобы скорректировать траекторию - да сам не представляю решения проблемы.

1
0

С культурной политикой государства сейчас вообще беда. Объявили о поиске национальной идеи,а как они собираются это сделать без знания своих корней, своей исконной культуры? Я вот тоже не понимаю.

+1
Ответить

У какого еще свободолюбивого народа столько героев-разбойников, которым посвящено масса песен, былин, мифов? Начина от Соловья-разбойника и далее. 

Кудияр-атаман, Стенька Разин, Ляля, Ермак, Емельян Пугачев, Болотников, Ванька Каин (вообще шедевральный персонаж), Ленька Пантелеев, Япончик (Беня Крик) (не всех вспомнил, навскидку). Тоже ведь тема.

+2
Ответить
Прокомментировать
Читать ещё 1 ответ
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью