В ближайшей перспективе падение цен на нефть – это снижение транспортных издержек. Розничные цены на бензин в США уже снизились почти вдвое, в Германии – в 1,5 раза. Но глобально от падения цен на нефть больше всего выиграют экономики развивающихся стран – импортеров нефти, включая Китай и Индию: транспортные расходы там – более значимая часть бюджета как для домохозяйств, так и для компаний. Кроме того, крупнейшие нефте- и газохимические мощности, работающие на углеводородном сырье, находятся именно в этих странах.
Бюджеты стран, для которых очень важен доход от экспорта нефти, в ответ на падение цен вынуждены тратить резервные фонды, как в России. Там, где резервы не сформированы, сразу встает выбор: ослабление валюты и инфляция или бюджетный и валютный кризис. Наиболее остро из крупных экономик, на мой взгляд, этот вопрос в 2015 г. встанет перед Алжиром, Венесуэлой, Нигерией и Ираном.
Низкие цены на нефть делают невыгодными целый ряд инвестиционных направлений. В первую очередь это касается дорогой в добыче нефти: на шельфе, сланцевой нефти, нефтяных песках. В 2014 г. было свернуто много проектов по добыче нефти на шельфе и из нетрадиционных источников, в 2015 г. за ними, скорее всего, последует ряд проектов добычи сланцевой нефти, в основном в США. В то же время менее выгодными становятся и инвестиции в энергоэффективность, в альтернативные виды моторного топлива, в том числе электромобили, возобновляемые источники энергии.
В среднесрочной перспективе недостаток инвестиций замедляет рост добычи нефти, формируя будущий дефицит. Параллельно замедляется внедрение новых технологий в энергетике, что делает мировую экономику более уязвимой к энергетическим шокам.