Из гнусных вспоминается отчего-то не порнократия или разные антипапы, и даже не Александр VI, а более современные истории: 2013 год.
Обычно Папу забывают довольно быстро после смерти (Иоанн Павел II всё-таки исключительный случай за счёт длительного понтификата (27 лет - целое поколение!), развития технологий, а также своей полезной для Церкви медийности), но уход на покой Бенедикта XVI стал уникальной ситуацией. Папа жив, но о нём забыли. Более того, иерархи стали позволять себе очень резкие высказывания о его понтификате. Доходило до выражений в духе "До сих пор мы вдыхали зловоние болотных вод, а теперь повеяло воздухом свободы" (архиепископ Пьеро Марини, бывший папский обер-церемонимейстер). Кардинал Дзивиш (секретарь ИП II, которого Бенедикт XVI назначил архиепископом Кракова и которому даровал кардинальское достоинство) выразил неодобрение уходы Папы на покой словами «Войтыла решил остаться на папском престоле до конца своих дней, потому что считал, что с креста не сходят». Другой бывший секретарь польского Папы, архиепископ Львова Мечислав Мокшицки также сравнил понтификаты, повернув смысл не в пользу Ратцингера, который, однако, был избран не в 58, а в 79 лет, и не отменил ни одного мероприятия, а на встречи с ним народу приходило больше. Американский кардинал Махони (известный по педофильским скандалам) в своём твиттере радовался движению от высокой Церкви к низкой Церкви и прекращению использования кружевных облачений. Только что избранный епископом Рима Франциск сказал папскому обер-церемонимейстеру монс. Гвидо Марини (однофамилец Пьетро) по поводу облачений и церемониала вообще "Карнавал окончен. Можете сами это надеть". Кардинал Вальтер Каспер в интервью La Repubblica дал Папе на покое совет более не лезть в управление Церковью (на сайте интервью пропало, но сохранено здесь, на французском). Кардинал Ланца ди Монтецемоло, известный как специалист по церковной геральдике, заявил, что Бенедикту XVI нужно сменить герб. Можно очень долго перечислять, как видные церковные деятели некрасиво отзывались о Папе или что-то от него нахально требовали сразу после его ухода на покой.
Из светлых историй... Пожалуй, Пий XII. Этот Понтифик немало сделал для спасения евреев в годы Второй мировой войны - отдал внутрицерковный приказ выдавать евреям фальшивые документы и прятать их в монастырях и приходах, превратив и свою летнюю резиденцию в Кастель-Гандольфо, и Ватикан в еврейские лагеря, собрал для еврейской общины Рима недостающее золото для откупа от оккупационных властей. И после войны главный раввин Рима Исраэль Антон Золли принял крещение под именем Эудженио в честь Папы (мирское имя - Эудженио Пачелли). "В 1920-м Исраэль был назначен раввином Триеста, принадлежавшего тогда Австро-Венгерской империи. Кроме того, он занимал кафедру древнееврейского языка и литературы в университете Падуи. В 1940-м фашисты лишили его этого поста, и он был направлен в Рим, где стал главным раввином города. 14 июля 1944 г. нью-йоркское издание «The American Hebrew» опубликовало интервью с раввином Золли. Он, сам укрывавшийся в Ватикане во время немецкой оккупации Рима, решительно заявлял: «Ватикан всегда помогал евреям, и евреи очень благодарны Ватикану за его благотворительные труды, предпринимавшиеся без всякого различения рас». Золли посвятил немецкой оккупации Рима целую главу своих мемуаров и восхвалил руководящую роль Папы: «…Народ Рима испытывал к нацистам омерзение, а к евреям — большую жалость. Он охотно помогал эвакуации еврейского населения в отдаленные деревни, где их прятали и защищали христианские семьи. Принимали евреев и христианские семьи в самом сердце Рима. В казначействе имелись деньги на поддержку нищих из числа укрытых таким образом беженцев. Святой Отец лично послал епископам письмо, в котором распорядился отменить дисциплину затвора в мужских и женских монастырях, чтобы те могли стать убежищами для евреев. Я знаю один монастырь, где сестры перебрались спать в подвал, свои постели предоставив беженцам-евреям. Перед лицом такого милосердия особенно трагической становится судьба многих гонимых». Раввин Золли — самый важный из некатолических свидетелей роли Пия XII в жизни военной Италии во время нацистской оккупации и гонений на евреев. Ученый-библеист непревзойденной смелости и прямоты, Золли получил убежище в Ватикане. Его жену и двадцатилетнюю дочь Мириам укрыли в женском монастыре. Они стали свидетелями депортации римских евреев, проведенной гестапо в 1943 году. Золли попросил, чтобы Папа его принял. Его встреча с Пием XII состоялась 25 июля 1944 г. Записки ватиканского Госсектераря Джованни Баттисты Монтини (будущий Папа Павел VI) подтверждают тот факт, что 23 июля раввин Золли выступил в синагоге с обращением к еврейской общине и публично поблагодарил Святого Отца за все, что тот сделал, ради спасения евреев Рима. Эта речь была передана по радио. 13 февраля 1945 г. в церкви Санта-Мария дельи Анжели раввин Золли был окрещен вспомогательным епископом Рима Луджи Тралья. На церемонии присутствовал о. Агостино Беа, исповедник Папы и будущий протагонист межрелигиозного диалога во время II Ватиканского Собора. В знак благодарности к Пию XII Исраэль Золли принял христианское имя Эудженио. Год спустя крестились также его жена и дочь. Мириам вспоминает пророческие слова ее отца о Папе: «Ты увидишь, они будут винить Пия XII в том, что мир молчал перед лицом преступлений нацистов!». И она настаивает на том, что ее отец никогда не отрекался от иудаизма: «Он считал себя иудеем, пришедшим к вере в иудейского Мессию». В своей книге «Antisemitismo» раввин Золли заявляет: «Мировое еврейство обязано Пию XII огромным долгом благодарности за его постоянные и настойчивые призывы к справедливости по отношению к евреям, а когда их оказывалось недостаточно — за решительные протесты против пагубных законов и процедур». Золли, нашедший во время войны убежище в Ватикане, утверждал: «Нет во всей истории героя более воинственного, сталкивавшегося с большим сопротивлением, более — героического, чем Пий XII в его трудах подлинного милосердия!.. и ради всех страдающих детей Божьих»". Да, Папа молчал - когда его ругали, но в годы войны он действовал, и боролся со злом по мере своих сил. Своими делами Пий XII даже привёл в христианство главного раввина Рима.
Для эффективного управления. На самом деле, ничего сложного) Стандартная схема довольно проста: викарий --> настоятель --> епископ --> Папа. Викарий - второй священник в приходе, если перевести на мирской язык - зам. начальника отдела филиала корпорации, епископ - директор филиала, Папа - гендиректор и/или председатель совета директоров.
Если смотреть схему управления в целом, то покажется сложной, это правда: викарий --> настоятель --> генеральный викарий --> ауксилиарный (вспомогательный) епископ --> [правящий] епископ --> архиепископ --> митрополит --> кардинал --> Папа Римский.
Курсивом выделил тех, кто бывает не во всех странах. Теперь пояснения: 1) генеральный викарий - священник, который помогает епископу в управлении епархией, своего рода заведующий канцелярией, референтурой и управлением делами; 2) ауксилиарный (вспомогательный или викарный) епископ (т.е. епископ-помощник, бывает при крупной епархии или огромном количестве верующих, или если кому-то нужно дать сан епископа, не давая епархии); (бывает ещё коадъютор - викарный епископ, который в будущем унаследует главенство в епархии. Пример - монс. Мечислав Мокшицки был секретарём Папы, потом был отправлен коадъютором к пожилому архиепископу Львова и через пару лет занял эту кафедру, когда пожилой архиепископ ушёл на покой=на пенсию) 3) архиепископ - или глава простой епархии, имеющий персональный сан архиепископа, или высокопоставленный сановник в Ватикане (секретарь конгрегации или глава иного подразделения - как префект Папского дома архиепископ Георг Генсвайн, или Апостольский нунций - посол Святого Престола в том или ином государстве), или глава архиепархии как церковного округа из нескольких епархий, которому требуется управление. В последнем случае ему подчинены епископы, правящие в этих диоцезах и так архиепархия выглядит аналогом нашего федерального округа; 4) митрополит - если есть митрополия, опять же, это не всегда бывает. В России формально есть архиепархия - обычная епархия, но с историческим статусом, при этом архиепископ одновременно митрополит, хотя после Кондрусевича об этом стараются не вспоминать) 5) Коллегия кардиналов делится на три чина - кардинал-диакон, кардинал-пресвитер, кардинал-епископ. Первые возглавляют второстепенные конгрегации (департаменты Святого Престола) или получили шапку за заслуги, вторые - возглавляют крупные или значительные епархии, третьи - Восточнокатолические Церкви или первостепенные конгрегации). Каждая из частей коллегии кардиналов, каждый чин имеет своего главу - старшего по назначению, это, соответственно, кардинал-протодиакон, кардинал-протопресвитер, декан коллегии кардиналов. Среди кардиналов-епископов есть ещё кардинал-камерленго - он руководит Церковью в период Sede Vacante.
В целом же структура священства проста: диакон --> священник --> епископ. Всё. Папа Римский - первый среди епископов мира. Кардинальское достоинство - не сан. Есть лишь три степени священства, в знак чего епископ и носит на Святой Мессе облачение диакона - далматику, облачение священника - орнат (казулу), инсингии епископа - митру и пасторал (посох).
У монашеских орденов и конгрегаций тоже всё не сложнее, чем в любом светском учреждении: монахи(ни) --> настоятель(ница) --> окружной/ая настоятель(ница) --> генеральный/ая настоятель(ница). И вот, грубо говоря, "генерал ордена" подчиняется префекту конгрегации по делам институтов посвящённой жизни и обществ апостольской жизни (эту должность занимает кардинал).
Есть ещё почётные титулы (почётный каноник, прелат Его Святейшества, Апостольский протонотарий), но они в иерархии роли не играют.
«Когда орган начал применяться при богослужениях, точно неизвестно. Согласно свидетельству Юлиана Толетанского, использование органа было обычным в испанских церквях в середине V века. Папа Виталиан официально ввёл орган в церковную службу. Способствуя введению римской литургии во Франкском королевстве, Пипин Короткий установил подаренный ему византийским императором Константином V Копронимом орган в храме св. Корнелия в Компьене; в одном из писем Папы Иоанна VIII содержится просьба к епископу Аннону Фрейзингенскому прислать ему хороший орган и искусного органиста. Хотя Церковь никогда не предписывала использование органа, фактически с IX века оно стало общераспространённым в Западной Церкви». (Католическая энциклопедия, т.3)
«В латинской Церкви надлежит высоко ценить орган, как традиционный музыкальный инструмент, звуки которого могут придавать дивное величие церковным торжествам и мощно возносить души к Богу и к небесам». (Конституция Второго Ватиканского Собора о Священной Литургии «Sacrosanctum Concilium», 120)
В общем, так сложилось. И закрепился орган именно из-за своей звучности, своего величия. Да и в средневековых соборах он наверняка фантастически звучал (особенно для людей того времени, к музыке по большей части непривычных).
Однажды я отвечал на подобный вопрос: Вопрос к верующим. Почему вы выбрали именно /название религии/, а не иную другую? Почему вы считаете её самой правильной?
Я там, правда, не упомянул о книгах и фильмах, которые повлияли - "Quo vadis", "Иоанн Павел II. Свидетель надежды", журнал "Истина и жизнь" (к своему удивлению, сейчас узнал, что он был католическим). Нельзя сказать, что это был только мой интерес - мне было всего 16 лет! Это было нечто большее, и оно шло постепенно, 3 или 4 года, и без резких всплесков, всё очень своевременно. (Про такие ситуации верующие обычно говорят, что Бог вёл. Возможно, это оно и есть.) А потом уже было всё как обычно - пришёл в храм, поговорил со священниками, остался на Мессу, потом месяц думал и взвешивал свои ощущения, приехал снова, поговорил с настоятелем, стал ходить на катехизацию, присоединился к Вселенской Церкви.
Но самое главное не в механизмах - как это было, через кого, когда, из-за чего. Важнее этого (осо)знание того, что это твоё, ты дома, на своём месте, едва ли не родился католиком и постепенно стал им, вырос как тюльпан из луковицы. И никакие кризисы веры или церковности, никакие конфликты или неприятные открытия не могут этого сломать.
Статей много - на этой теме не спекулировал только ленивый. Объективных не знаю ни одной. Внутри Церкви говорят, что были случаи клеветы (были, да не в таких масштабах), вне Церкви говорят, что всему виной целибат (но это та же кривая псевдологика, что объединяет педофилию и гомосексуальность; плюс к тому незачем лезть со своим уставом в чужой монастырь). Взвешенного, беспристрастного и профессионального анализа я не встречал.
Конечно, Spotlight отличный фильм, и на Медузе было интервью с одним из его героев (прототипом персонажа, редактором этого отдела), но это фильм. Пускай и основанный на реальных событиях. И есть другой хороший фильм, который затрагивает эту тему - Calvary (Голгофа. Об одном ирландском священнике. Снят в 2014-м).
Возможно, нужные вам статьи есть на иностранных языках, но у меня нет в этом уверенности - главным образом из-за того, что тема педофильских скандалов чересчур любима врагами Католической Церкви.
Могу высказать моё личное мнение: Церковь - часть общества, и священники с монахинями не с Луны к нам падают, они все растут рядом с нами и живут рядом с нами, варятся в том же соку, имеют те же достоинства и недостатки, и, как в любом коллективе, есть среди них полезные и вредные, добрые и злые, внимательные и равнодушные, святые и лицемеры; как в любом обществе, внутри Церкви есть коррупционеры, алкоголики, садисты (моральные уж точно), атеисты, засланные казачки, геи и лесбиянки, тайные отцы незаконнорожденных детей, педофилы, нарушители ПДД и другие вариации того, что на взгляд обывателя не соответствует образу Церкви и чего там быть не должно. Но это есть. Кого в Церкви точно нет - так это безгрешных ангелов. Потому что это люди, а они везде одни и те же. Только на этих людях ещё сказывается формация в замкнутой среде, а затем профдеформация и монотонный уклад жизни. Как с этим бороться, я не знаю. Разумеется, если у кого-то есть достоверные сведения о том, что служитель Церкви насилует детей - об этом нужно сообщать епископу, а также в полицию. Но повторюсь - достоверные!; потому что уже немало жизней погублено такой клеветой.
О том, почему иерархи молчали (и молчали ли), я писал здесь: https://thequestion.ru/questions/95435
И здесь - о том, что сейчас, благодаря любимцу ширнармасс Франциску, священники-педофилы, лишённые сана Бенедиктом XVI, вновь стали уважаемыми людьми: https://thequestion.ru/questions/244816
И, как обычно, напоминаю, что если не будет завышенных ожиданий, не будет и горьких разочарований. У святых тоже были недостатки, и не все верующие святые. Это те же самые люди, которые окружают нас в повседневной жизни. Просто некоторые из них действительно стараются жить так, как говорят. И у них иногда получается.
Не так уж часто - не чаще таких же монархов, как минимум.
На мой взгляд, есть несколько причин:
- Несовершенство механизма Церкви, из-за чего часто играли роль клановость, происхождение, интриги и деньги;
- Не было полноценной учёбы богословию (семинарии появились лишь после Тридентского Собора, спасибо кардиналу Карло Борромео);
- Переизбыток власти - высшая духовная вкупе со светской многим бы вскружила голову (если не сказать "снесла бы крышу");
- Огромную роль сыграли "просветители", которые для своей цели "раздавите гадину" пользовались самыми низкими средствами, распространяя Чёрную легенду и другие мифы о якобы разгуле мракобесия в Средние века;
- Мы смотрим на этих людей с современной точки зрения, но в те времена они были самыми обыкновенными правителями (тут уместно процитировать Мориса Дрюона: "Когда наш современник старается представить себе Средневековье, ему кажется, что добиться своей цели он может лишь напряженной работой воображения. Средние века видятся ему зловещей эпохой, отступившей во мрак прошлого, тем часом истории, когда на небе вовсе не появлялось солнце, а тогдашние люди, общественное устройство в корне отличались от того, что мы видим сейчас. А ведь достаточно получше присмотреться к нашей Вселенной, читать каждое утро свежие газеты, чтобы понять: Средневековье у нашего порога, оно не желает уходить прочь и выражает себя не только в материальных памятниках; оно продолжает жить за морем, омывающим наши берега, рядом, всего в нескольких часах полета").
Согласно Библии, в рай попадут только те, кто принял Христа своим Спасителем. Остальным придётся отвечать за свои грехи лично, ответ будет состоять в мучительной смерти, аналогичной той, которой умирал Христос при Своём первом пришествии на землю около двух тысяч лет назад.
Возможность купить индульгенцию или сходить поставить свечку не является основанием для очищения от греха. Это было придумано в средневековье для "темного" люда, которому запрещалось читать Библию самостоятельно.
Индульгенции приносили колосальнейший доход Римской церкви, позднее, после появления православной церкви, эта система была перенята и народу внушалось, что для отпущения грехов, необходимы посредники и определённые обряды. Такая практика не поддерживается Писанием, напроти, даже порицается, и недвусмысленно даётся понять, что природа происхождения этой всей бесовщины - от антихриста. Спасает только личное общение со Спасителем и примирение с Богом. Благополучие и процветание в этом случае даётся не только после смерти, но и при этой жизни.
Естественно мог, особенно учитывая его критику оккультизма и презрение к мракобесию в Майн Камфпе, а так же эту цитату о Гиммлере и ранге святости в СС (который уже по серьезке был оккультистом):
Какая ерунда! Здесь мы, наконец, достигли эпохи, которая оставила позади всю мистику, и теперь он хочет начать все заново. С таким же успехом мы могли бы остаться с церковью. По крайней мере, это было традицией. Думать, что когда-нибудь я могу стать святым в СС! Вы можете себе это представить? Я бы перевернулся в могиле...
- Адольф Гитлер. Альберт Шпеер - "Внутри Третьего Рейха".
Кто и мог продать душу дьяволу, так это Гиммлер. Сам Гитлер насмехался над оккультизмом Гиммлера, Розенберга. Короче фигня всё это.
В принципе, да. Это будет процесс длительный и нервозатратный, но он может увенчаться успехом. Положительными примерами могут быть сёстры-служительницы Иисуса в Евхаристии (основаны в 1923 году епископом Юргисом Матулайтисом) и сёстры-миссионерки Божественной Любви (основаны матерью Терезой в 1948 году).
Но монашество теперь не в моде. В чём суть монашеской жизни? Размышления, молитвы, труд. Не участие в музыкальных конкурсах и сомнительные объяснения жажды популярности и славы "способом евангелизации" (многих ли эти поющие и пляшущие привлекли ко Христу?). Когда монашествующие забывают о своём призвании, о своём пути, и перестают подавать пример молодым - их община вымирает, нет желающих посвятить жизнь Богу в монашестве (участвовать в условном "Голосе" может и мирянка всё-таки). В том числе поэтому в католичестве стали популярны разнообразные церковные движения - Фоколяры для беззаботных, Communione e Liberazione для умников, Неокатехуменальный путь для безбашенных (многие не без оснований считают Неокатехуменат внутрицерковной сектой, некоторые епископы запрещают Неокатехуменату работать в своих епархиях), и так далее. Движение также должно получить одобрение Святого Престола и находится под постоянным контролем одной из ватиканских конгрегаций. Рассказывают, что соосновательница Неокатехумената Кармен Эрнандес (вон какая модница и неформалка) на утверждении устава движения в присутствии Папы Иоанна Павла II позволила себе несколько раз перебивать докладчика, из-за чего Папа на неё прикрикнул. А спустя несколько десятков лет любящие Неокатехуменат ватиканцы пытались подсунуть Папе Бенедикту XVI на подпись недоработанный и не исправленный вариант устава (не соответствовал католической теологии), за что получили взбучку. Ещё про них любопытно - основатель движения Кико Аргуэльо не знает нот, но написал симфонию. Вот её третья часть (в описании ссылки на другие фрагменты):
https://www.youtube.com/embed/2K8SIHKZrU4?wmode=opaque
Пожалуй, самым успешным стало детище испанского священника Хосемарии Эскрива - Opus Dei. Единственная во всей Католической Церкви персональная прелатура, очень духовно сильная организация. И далеко не такая всемогущая, как считают многие. К Opus Dei принадлежат всего 2 кардинала, и те уже не имеют права голоса на конклаве (к примеру, благоволящих неокатехуменату кардиналов насчитывалось порядка 20), и достигнутый прелатурой максимум - пресс-секретарь Святого Престола в 1984-2006 гг. (испанский психиатр и журналист Хоакин Наварро-Валльс). Дух Opus Dei прост - делаешь свою работу на самом высшем уровне, тем самым её освящая и преподнося в дар Богу. При всём многообразии причастности к Opus Dei это, по сути, лучший вариант синтеза монашеского опыта и современного мира.