Ответ на первый вопрос: Чечня не интегрирована в российское правовое пространство, то есть на территории Чеченской республики действуют свои законы, идущие вразрез с общероссийскими.
Ответ на второй вопрос: в 90-ые годы очень остро стоял вопрос отделения национальных республик, в том числе Татарстана - там были очень сильны сепаратистские настроения, и до 1993 года была очень велика вероятность того, что Татарстан отделится. Ельцин убедил татар не отделяться, и вскоре после этого началась Первая Чеченская война. Вообще, эта война - это показательный пример некомпетентности и попросту глупости окружения Ельцина и его самого, которые допустили начало войны, поскольку изначально представители Ичкерии не хотели участвовать в войне, но отказ российских властей от переговоров с ними и ввод войск в Чечню порубил на корню любую возможность мирного урегулирования. Результаты высокомерия и некомпетентности российской власти мы наблюдаем до сих пор и, к сожалению, будем наблюдать ещё очень долго, поскольку решить конфликт по обоюдному согласию для меня на данный момент представляется невозможным.
Например, отвечу почему я не люблю кавказцев. Мой отец, когда снимал крупную сумму в банке, был в дальнейшем ограблен в ситуации автомобильной "подставы" именно выходцами Кавказа. Затем, через несколько лет, у него угнали автомобиль, в последствии выяснилось, что это были опять кавказцы (другие). Я однажды ел в КФС и, по мнению кавказцев, неправильно посмотрел в их сторону. Выйдя из кафе я получил удар в спину, обернулся и это были те самые люди. Их было трое, один согласился пойти "разобраться". Когда мы зашли в подворотню, он исподтишка ударил меня, в дальнейшем именно он и получил больше всего. Его друзья было начали защищать его, но один получил удар в грудь ногой, другой просто стоял. Я не хвастаюсь, но вероятно у них просто не было ножа, ведь это единственное чем они умеют защищаться. Однажды в метро я стал свидетелем ситуации, когда около дверей состава человека просто в наглую обворовывают пять кавказцев (плохо, что в этой ситуации все молчат, я "позвонил" машинисту, но это оказалось бесполезно). В общем складывается впечатление, что кавказцы это такие нечестные и вороватые люди, хотя я знаю и совершенно честных представителей Кавказа. Также в России регионы Кавказа являются дотационными, что не нравится остальному населению. Складывается впечатление, что мы платим налоги для хорошей жизни этих регионов, а они только воруют у нас. Также теракты, все они совершены выходцами Кавказа. Нелегальный алкоголь, по большому счёту, производится в Дагестане, от которого много умирает людей. Мужчины Кавказа считают почти всех русских женщин проститутками. В общем можно сказать, что не любят кавказский народ именно из-за явных преступлений, которые диссонируют с общим восприятием народа со своими традициями. Можно меня минусовать, ибо не толерантно, но факт остаётся, русские в большем проценте не любят кавказский народ.
Позволю себе не согласиться с Андреем, рассуждающим с позиций геополитики времен 19-го века и раньше.
Таджики и узбеки в Россию едут потому, что с их странами, во-первых, нет визового режима, а во-вторых на них наживаются российские коррупционеры.
То же с Чечней. Можно сколько угодно притворяться, что это часть РФ, но по факту это регион, живущий по своим законам, чье население не считает себя россиянами. К тому же, это бездонная дыра в бюджете. Деньги туда идут миллиардами и не совсем понятно, зачем. Взрывоопасность региона никуда не денется, все противоречия с центром замалчиваются, но там так или иначе рванет, когда денежный поток прекратится. Так не лучше ли перестать делать вид, что проблемы нет и без конца закидывать пожар деньгами?
Из записок генерала Алексея Ермолова, управлявшего Кавказом в 1816–1827 гг.: «… приказал я Войска Донского генерал-майору Сысоеву с небольшим отрядом войск, присоединив всех казаков, которых по скорости собрать было возможно, окружить селение Дадан-юрт, лежащее на Тереке, предложить жителям оставить оное, и буде станут противиться, наказать оружием, никому не давая пощады (курсив мой – А.У.). Чеченцы не послушали предложения, защищались с ожесточением. Двор каждый почти окружен был высоким забором, и надлежало каждый штурмовать. Многие из жителей, когда врывались солдаты в дома, умерщвляли жен своих в глазах их, дабы во власть их не доставались. Многие из женщин бросались на солдат с кинжалами». Так российский генерал описывал штурм чеченского селения Дади-Юрт 14 сентября 1819 года. Большой поселок, насчитывавший 200 домов, был разорен полностью и исчез навсегда. Ермолов полагал, что жестокость заставит горца смириться с новым порядком, который на штыках своих солдат утверждала Российская империя. Но жестокость порождала только жестокость.
Горцы отправлялись в набеги на укрепления Кавказской линии, крестьянские поселения, казачьи станицы, нападали на небольшие российские отряды и плохо защищенные транспорты. Кавказская война сделала Российскую империю и многих горцев, потерявших землю и имущество, но не желавших расставаться со свободой, непримиримыми врагами.
Не меньшим препятствием к миру на Северном Кавказе было взаимное недоверие сторон. Горцы не верили обещаниям российских военных, а те, в свою очередь, не раз убеждались: горец не считал большой проблемой нарушение клятв, данных неверным «гяурам». Поэтому многочисленные попытки мирных переговоров заканчивались ничем. Но случалось, что переговорам мешали и различные курьезы и казусы.
В конце 1842 года на переговоры с Шамилем собирался отправиться российский офицер, осетин по происхождению Муса Кундухов. Но за несколько дней до начала своей миссии Кундухов упал с лошади и сильно расшибся. Переговоры не состоялись. В 1845 году военное начальство Кавказской линии пыталось организовать переговоры с адыгами Северо-Западного Кавказа – шапсугами и натухайцами. Теперь вмешалась погода. Проливные дожди вызвали настоящее наводнение: многочисленные реки притоки Кубани вышли из берегов и затопили равнину. Адыги не могли ни собраться для избрания послов, ни отправить их на переговоры.
Так Кавказская война стала самым продолжительным военным конфликтом в российской истории.
А ведь всё вполне легко гуглится.
Рамзан Кадыров: "В старые времена стреляли, чтобы подать сигнал, что везут невесту. Теперь это можно сделать по мобильнику, послать СМС."
Сажи Умалатова, председатель Российской политической Партии мира и единства: "В советское время, конечно, тоже не палили направо и налево, такого никогда не было. Но в тот момент, когда невесту забирали из дома, где она жила, или же подвозили к дому жениха, то мог быть один выстрел в воздух. Это было своего рода сигналом, что едет невеста."
Игорь Кузнецов, ведущий научный сотрудник Института социологии РАН, кандидат социологических наук: "Стрелять на свадьбе у кавказцев - традиция. Там оружие - символ взрослого мужчины, а выстрелы из него вверх - просто приветствие, в них нет никакой агрессии."
И бонусом - про стрельбу на свадебных торжествах у (древних) славян.
Во времена, когда ещё не было известно огнестрельное оружие, во время языческих свадеб звук извлекался при помощи кнута (иногда других предметов, способных вызывать громкий шум). Громкий звук, схожий со звуком грома, символизировал, отождествлял плодородие супружеской пары, олицетворял плодоносящую силу, которая должна была сопровождать молодых на всём их жизненном пути. Кроме того, громкие звуки, которые извлекались на свадьбах в старину при помощи кнута, а впоследствии и огнестрельного оружия, являлись ещё и незримыми оберегами, которые дарятся влюблённым, как защита (напутствие) для удачного потомства. Также громкий звук, как оберег, был призван оберегать семью от недобрых сил, которые, как уже говорилось выше, считают громкие звуки - грома, колокола, удара бича, кнута или выстрела - охотой на них Бога Перуна.
Одна из особенностей Кавказской войны – отсутствие однозначных хронологических границ. Ее история не знает даты официального объявления, как и дня подписания мира. Трудно даже представить, как эти события могли бы выглядеть. Кто и кому объявлял бы войну и с кем заключал мир. Ведь Россия воевала на Кавказе со множеством местных обществ, говоривших на разных языках и имевших своих предводителей.
Традиционная датировка 1817–1864 гг. получила распространение в советский период. Хрономаркерами здесь выступили: перенесение линии российских военных укреплений генералом Алексеем Ермоловым с Терека на Сунжу (что сильно ударило по чеченским обществам) в 1817 г. и подавление войсками Кавказской армии организованного сопротивления адыгов Северо-Западного Кавказа. Но есть и другие варианты датировки.
Генерал и публицист Ростислав Фадеев, который и сам повоевал на неспокойной южной окраине империи в 1840–1850-х гг., отсчитывал Кавказскую войну с 1801 г., когда в состав России вошла Восточная Грузия. Последняя, как известно, расположена по южную сторону Кавказских гор, а значит, для надежной связи с новыми владениями Российской империи необходимо было контролировать и северную сторону кавказской горной стены. Так и началась Кавказская война. Ее окончание Фадеев связывал с пленением в 1859 г. имама Шамиля, который возглавлял сопротивление горцев Чечни и Дагестана.
В исторической памяти кабардинского общества начало Кавказской войны связывается с основанием крепости Моздок в 1763 г., что рассорило большую часть кабардинской аристократии с российской властью. Дело в том, что несвободные кабардинцы бежали от своих аристократов в Моздок, где избавлялись от зависимости и получали шанс начать жизнь заново. Кабардинская знать была очень недовольна, но ее протесты оставались без внимания российского правительства. Началась война. 21 мая в Нальчике и некоторых других городах Северного Кавказа (Майкоп, Черкесск) день памяти жертв Кавказской войны. У нальчикского памятника, посвященного этой трагической истории, зажигают 101 поминальную свечу по числу военных лет с 1763 по 1864 гг.
Современный историк Игорь Курукин относит начало Кавказской войны к еще более ранней дате – 1722 г. Это начало Персидского похода Петра I, желавшего овладеть Прикаспием.
Кавказская война растянулась во времени и пространстве. Это особенный военный конфликт, совершенно непохожий на привычные для императорской России европейские войны с четко обозначенным противником и целями на карте, достижение которых означало победу. Овладение подобными точками в Кавказской войне почти ничего не означало, а противник постоянно уклонялся от решающего генерального сражения, бесследно исчезая за следующим горным утесом.
Я бы ставил вопрос несколько иначе, а именно, сосредоточился, как это ни странно на форме, которая вас как раз и смущает. Роскошные часы, усыпанные бриллиантами, безумно дорогие машины, все это и тому подобное было и остается и в Европе, но в другой парадигме общества, демонстрации и потребления. Более того, не стоит забывать, что в эпоху массового производства, Европа перенесла все свои заводы по производству базовых вещей в Китай, Индию и тд. И сосредоточилась исключительно на проектировании и производстве роскоши, которую потребляет не только Кавказ, но и жители стран Европы, да и всего мира. Посмотрите, где живут дизайнеры тех самых часов и автомобилей, если вы посмотрите на них, то сразу поймете, что они точно не с территории, предположим, Северного Кавказа. Скорее всего они швейцарцы, если речь идет про часы, и итальянцы, если про машины. Нужно понимать, что тут дело не в Кавказе как территории, дело в том, что представители восточных народов всегда отличались любовью к богатству именно как к богатству, вспомните всевозможные сказки Шахеризады, ну скажем «Али Баба и 40 разбойников», да и многие другие. Яркий пример - ОАЭ, никакому Кавказу даже близко не снилась такая роскошь, что касается демонстрации этого богатства, то если житель Кавказа демонстрирует свои достижения в области потребления - соседу, шейхи из ОАЭ - всему миру.
Теперь вернемся к современному западному сознанию, к которому, по видимому принадлежите и вы, и которое было бы просто невозможно без философии, архитектуры, дизайна, художественных течений начала 20 века. Главный герой тут Баухауз, который стал победой функционализма и демократии над роскошью с надгробием IKEA. Просуществовав совсем недолго, это движение внесло глобальные изменения не только в проектирование, но и в сознание рядового западного человека. Простая функциональная вещь, запущенная в массовое производство, победила массивный, сложносочиненный объект с вензелями, но и тут есть свои крайности. В эпоху потребления очень сложно определить роскошь, потому как у каждого из ныне живущих европейцев, вещей дома больше чем у его недалеких предков за всю их жизнь. Но когда разрешается проблема "жажды", вы думаете как бы начать пить дистиллированную воду и тут появляется, например, Филипп Старк или компания Knoll, и вы платите за простоту, но за простоту с историей, именами, и безусловно, качество. Не роскошь ли это отдавать по $9000 за стул или диван? - если сравнивать с IKEA - это роскошь, но вкус, который позволяет вам выбрать именно эту мебель, а не современную реплику какого-нибудь объекта эпохи барокко в магазине из серии Абитаре Интерьер, я бы отнес к вкусу просвещенному, вы точно знаете, что покупаете и почему. Это тоже роскошь и ее демонстрация, скажем, вашим гостям, но это другой культурный контекст и вообще парадигма жизни.
Некогда, роскошь была отдушиной для человека, который ежедневно боролся за выживание - это было связано с удовольствием, которое человек получал от понимания, что вещь сделана продуманно и качественно, она была настоящей и удовлетворение приходило от того, что человек понимал: все не напрасно - вот моя награда. Этот период был пройден западным миром уже относительно давно, но например, на Кавказе, это все еще остается темой, которую можно исследовать с точки зрения культуры. В частности поэтому, на фоне крайне необеспеченных людей, можно видеть безумно дорогие промышленные объекты, которые приобретают люди, сумевшие заработать безумно большое количество денег, другой вопрос: каким путем и образом.
Крепость Грозная была возведена летом 1818 года российскими войсками под началом генерала А.П. Ермолова. Грозная закрыла доступ чеченских обществ к наиболее удобным землям, а так же контролировала дорогу к другим укреплениям Кавказской линии. Чеченцы пытались помешать строительству, Ермолов в своих "Записках" отмечал: "Нередко случалось, что солдаты, оставляя шанцевый инструмент, тут же брали ружья и отражали нападение". После постройки крепости, жители ближайших чеченских селений оставили свои дома. Уже в 1819 году Ермолов приступил ко второй части своего плана, а именно - к уничтожению непокорных чеченских селений, расположенных на Тереке. Об этих намерениях он писал М.С. Воронцову еще в июле 1818 года. Среди разоренных поселений наиболее известна трагическая история большого аула Дади-Юрт (Дадан-юрт), который был полностью разрушен в ходе ожесточенного штурма.
Таким образом, строительство Грозной не сопровождалось разрушением чеченских селений. Однако после ее возведения, Ермолов приступил к установлению тотального контроля на Тереке, что привело к уничтожению непокорных чеченских поселений.