Если подходить к определениям со всей строгостью, то признание деменции "эпидемией" - довольно вольное обращение с традиционной терминологией. Ведь это слово характеризует уровень заболеваемости ЗАРАЗНОЙ болезнью. Однако это не ошибка - у нового словоупотребления есть свои (и серьезные) резоны. С них и начну.
Когда-то страшным бичом цивилизации были инфекционные заболевания. В отсутствие необходимых медикаментов и в условиях антисанитарии они распространяли с огромной скоростью, охватывая целые города и даже страны. Это называлось эпидемией. И это было очень страшно. Сегодня успехи науки, с одной стороны, и национальных систем здравоохранения - с другой, привели к тому, что мы научились контролировать распространение инфекций. Конечно, нельзя сказать, что проблема полностью и окончательно решена. В Африке главной причиной смерти остаются инфекции нижних дыхательных путей, а следом за ними идут ВИЧ и заболевания, связанные с диареей. Не все благополучно в Юго-Восточной Азии. Но в целом в мире эту проблему сняли. И вот теперь всё чаще специалисты, отвечающие за здравоохранение, включая Всемирную организацию, используют слово "эпидемия" в отношении неинфекционных заболеваний. Те из них, которые не поддаются профилактике и лечению, постепенно стали главной проблемой современного здравоохранения. В общем, словоупотребление меняется: эпидемией стали называть быстрое и плохо контролируемое распространение неинфекционного заболевания с высокой смертностью.
Относится ли к таковым деменция? (Точнее ряд заболеваний, её провоцирующих.) Да, безусловно. Количество пациентов растет очень быстро:
Сегодня это третья после ишемической болезни сердца и инсульта причина смерти в Европе, обеих Америках и Австралии: www.who.int
Это единственная распространенная причина смерти, перед которой бессильна современная медицина. И инсульты, и рак, и ВИЧ так или иначе поддаются контролю, но не болезнь Альцгеймера (главная причина деменции).
А ведь еще есть экономический аспект: по оценке ВОЗ и Всемирного банка, в 2015 году деменция "съела" $ 818 млрд, в 2018 "съест" 1 трлн, что больше 1% мирового ВВП www.alz.co.uk
Сегодня многое указывает на то, что, если ученые не найдут лекарство от болезни Альцгеймера и если ВОЗ не удастся наладить работу по профилактике деменции, она станет главной проблемой здравоохранения 21 века, как эпидемии Средневековья.
Научных статей с исследованиями по профилактике деменции просто головокружительно много. Что выделить как наиболее достойное внимания?
Начну с медицинского аспекта проблемы. Он состоит в том, что необходимо заниматься предупреждением и коррекцией ряда хронических заболеваний, которые повышают риск развития когнитивных нарушений в пожилом возрасте. Это, в первую очередь, сердечно-сосудистые заболевания. Их необходимо лечить, уровень артериального давления необходимо контролировать. Не менее важен регулярный контроль уровня сахара, а также, по мнению некоторых ученых, общего холестерина в крови. Наконец, есть данные, которые свидетельствуют о важности своевременной коррекции слуха и зрения для предупреждения когнитивных расстройств. Не стесняйтесь пользоваться очками и слуховым аппаратом, это продлит срок службы вашего разума.
По перечисленным рекомендациям у современной медицины нет разногласий - очень серьезные исследования показали положительную корреляцию между сердечно-сосудистыми заболеваниями и сахарным диабетом, с одной стороны, и развитием деменции - с другой. Но есть и более спорные темы. Например, много говорится о связи возрастных гормональных изменений (особенно у женщин) с состоянием когнитивных функций. Изучается влияние гормонозаместительной терапии, но это пока не так твердо, как то, что перечислил выше.
Теперь переходим собственно к тому, о чем Вы, Ксения, спрашиваете - к здоровому образу жизни. Разумеется, он неразрывно связан с первым аспектом, поскольку состояние сердечно-сосудистой (или любой другой) системы в значительной мере зависит не только от медикаментозной и иной медицинской помощи, оказываемой пожилому человеку, но также от характера его повседневных занятий, сложившихся привычек. Наиболее высокий уровень доказанности (с точки зрения их влияния на риск развития болезни Альцгеймера) сегодня имеют следующие вещи:
• регулярная физическая нагрузка;
• рациональное питание (по типу средиземноморской диеты);
• обеспечение необходимых количества и качества сна;
• отказ от вредных привычек, среди которых на первом месте стоит курение.
Обратите внимание: многие врачи сегодня говорят, что умеренные занятия физкультурой важнее для профилактики деменции, чем сидение над кроссвордами и заучивание стихов. Чтобы мозг хорошо работал, хорошо должен работать весь организм, в который этот мозг встроен. В общем, физкультура - наше всё.
Наконец, третий аспект – социальная активность. Об этом даже опытные врачи иногда забывают предупреждать. С возрастом вовлеченности человека в общественную жизнь имеет тенденцию снижаться, сокращается круг общения, что со временем начинает сказываться и на уровне повседневной умственной активности. Поэтому ученые призывают государство и общество создавать необходимые условия для самореализации пожилых людей, поскольку их возможности с годами естественным образом снижаются, а к самим пожилым людям обращаются с призывом:
• более активно включаться в любые формы взаимодействия с окружающими;
• посещать различные клубы и кружки, не оставляя свои любимые занятия и увлечения;
• приобщаться к новым видам деятельности, особенно к тем, которые предполагают общение в группе, новые знакомства.
Очень активно обсуждается тема уровня образования. Считается, что чем он выше, тем меньше шансов заболеть. Такая зависимость продемонстрирована в ряде исследований.
Список может быть продолжен данными о пользе клетчатки и антиоксидантов, силовых тренировок и постоянной занятости, снижения стресса и улучшения экологии, а также другими данными из единичных исследований, но наиболее надежное и подкрепленное многочисленными исследовании приведено выше.
Прежде чем сказать, да или нет, короткое пояснение.
Вопрос, видимо, связан с недавней публикацией в одном из самых авторитетных неврологических журналов Neurology. Вот этой:
Её авторы утверждают, что замедление походки и развитие когнитивных нарушений (деменция - это название для тяжелых когнитивных нарушений) происходят параллельно. Они на протяжении 14 лет измеряли изменения в средней скорости ходьбы и обнаружили, что у тех наблюдаемых, у кого она заметно замедляла, также более заметно ухудшались результаты когнитивных тестов.
Сам по себе этот факт еще ни о чем не говорит. То, что в пожилом возрасте мы начинаем медленнее ходить и медленне соображать, мы знали и без ученых. Ведь так? :) Однако ученые параллельно оценивали изменения в толщине коры головного мозга и отметили, что у тех, кто продемонстрировал названные ухудшения, уменьшался объем правого гиппокампа. Это такой участок височного отдела полушарий. Он, как полагают специалисты, задействован и в работе памяти, и в обеспечении ходьбы. Получается, что работа памяти и скорость ходьбы связаны! И журналисты поспешили разнести эту новость по всему миру.
Я думаю, что на такие вещи стоит смотреть более консервативно. Да, выявлена зависимость. Это хорошо. Для того и работают ученые. Но от констатации зависимости до её формализации и превращения в инструмент диагностики - дистанция огромного размера.
Поэтому ДА - есть обнаруженная опытным путем связь между замедлением ходьбы и снижением памяти. И поэтому НЕТ - в ближайшие годы (а скорее - никогда вообще), как мне представляется, оценка скорости ходьбы не станет надежным инструментом раннего выявления деменции. Не станут врачи этим заниматься. Впрочем, поживем - увидим.
Дмитрий, нет. Деменция - это беспомощность, которая возникает во второй половине жизни под влиянием генов, условий и образа жизни, а родовая травма предполагает органические повреждения уже при родах. Здесь мне сложно что-то сказать по поводу лечения. Нужно смотреть на проявления: ДЦП? шизофрения?
Под "некоторыми распространенными формами деменции" подразумеваются, видимо, болезнь Альцгеймера и другие нейродегенеративные заболевания. Именно они сопровождаются постепенным, очень медленным нарастанием симптомов, при котором очень важно начать реагировать как можно раньше.
Что касается "ранних стадий" нейродегенерации, то, к сожалению для нас всех, они проходят бессимптомно. С 2011 года международное руководство по болезни Альцгеймера закрепило понятие "доклинической стадии" этого заболевания, которая может длиться не просто годами - десятилетиями, и всё это время указывать на её наличие могут только специальные биомаркёры.
Современная медицина научилась с ними работать (точнее - активно учится это делать), и можно было бы долго рассказывать здесь о новых методах лабораторной и аппаратной диагностики, таких как анализ спинномозговой жидкости и позитрон-эмиссионная томография. Однако практического смысла в этих рассказах мало. Ни один нормальный человек не станет ежегодно в целях профилактики делать люмбальную пункцию. Для него вопрос о максимально раннем выявлении первых признаков деменции сводится, скорее, к проблеме нейропсихологического тестирования - общения с врачом, в ходе которого специалист предлагает пациенту различные вопросы и задания.
Позволяет ли нейропсихологическое тестирование обнаруживать изменения на самом раннем, доклиническом этапе? В принципе, нет, на то он и доклинический. Хотя примерно месяц назад был опубликован большой мета-анализ, авторы которого, кажется, пытаются нащупать в большом массиве данных свидетельства того, что такое обнаружение возможно (но до практического применения пока еще не близко).
Поэтому я бы ответил в том духе, что по достижении 65 лет следует найти грамотного, отзывчивого врача, который специализируется на когнитивных нарушениях, и регулярно проходить когнитивный скрининг (короткий тест), а при первых положительных результатах - более развернутое нейропсихологическое тестирование.
(Кстати, с этого года Минздрав РФ сделал нам подарок, о котором пока почти никто не знает. Лица в возрасте 75+ теперь имеют право на ежегодное бесплатное когнитивное тестирование. Ясно, что возрастная планка пока очень высока, но не менее ясно, что, если её приопустить, государство просто не справится с обязательствами.)
Если возможности попасть к хорошему врачу нет (их, как всего хорошего в этом мире, не так уж много), за состоянием пожилого человека могут следить его близкие, используя доступные инструменты оценки. Например, специальный вопросник, который подскажет, когда пора обратиться к врачу:
Не лишним будет также ознакомиться с описанием первых проявлений болезни в "Общей шкале нарушений":