Кто убил Лору Палмер?
Подборка вопросов о, пожалуй, самом культовом и значимом драматическом сериале.
4 вопроса
1. Что делает «Твин Пикс» культовым сериалом?2. «Твин Пикс» — это модерн или постмодерн?3. Что произойдет в третьем сезоне «Твин Пикс»?4. Почему в «Твин Пикс» следователи не пытались вычислить убийцу по результатам ДНК-теста?

«Твин Пикс» стал культовым явлением из-за сочетания нескольких факторов.

1. Сюжет. История, которая начинается как классический детектив, со временем наполняется мистицизмом и тайной, постепенно запутываясь и погружаясь в пучины сюрреализма. В итоге сюжет превращается в иллюстрацию фразы «совы не то, чем кажутся» и с каждым эпизодом всё больше и больше интригует зрителей.

2. Режиссёр. К моменту создания «Твин Пикса» Дэвид Линч уже был именитым режиссёром, который снял несколько известных фильмов, собравших урожай наград («Голова-ластик», «Человек-слон», «Дюна»). Поэтому интерес к работе большого автора, который внезапно решил снять историю для малого экрана, с самого начала был солидным.

3. Актёры. Линч очень серьёзно подошёл к поиску актёров и не допустил на съёмочную площадку ни одного человека, отобранного по принципу «лишь бы было». Поэтому каждый участник каста был на своём месте, идеально вжился в роль и выдал настоящую «химию» во взаимодействии с партнёрами по съёмкам. Кроме того, режиссёр взял в сериал несколько актёров, с которыми он не раз сотрудничал до этого (например, Кайла Маклахлена и Джека Нэнса).

4. Атмосфера. То, за что все любят сериал и чего очень ждут от его продолжения: постепенно нарастающий градус фантасмагории, харизма агента Купера, паноптикум жителей городка, меметичность, зачарованное безумие Чёрного вигвама — всё это «цепляет», заставляет раз за разом обдумывать ситуацию и искать ответ на сакраментальный вопрос, кто же убил Лору Палмер.

5. Удачное место и время. Некоторые критики считают «Твин Пикс» одним из столпов, на который опирается нынешний новый «золотой век» ТВ. Он стал одним из тех сериалов, которые нельзя отнести к «ширпотребу» и которой доказал, что история, созданная специально для телевидения, может быть такой же необычной, умной, стильной и качественной, как «большое» кино.

2/4 «Твин Пикс» — это модерн или постмодерн?

Любой справочник по кино или какой кинокритик скажет вам, что Дэвид Линч – это про постмодерн. Такая репутация за ним официально закрепилась уже после «Синего бархата» – хочешь не хочешь, но имеющего признаки того, что обыкновенно именуют постмодерном вообще и в кинематографе – особенно. Обычно в числе постмодернистов от кино Линча упоминают вместе с Тарантино и Коэнами. Как известно, и миллионы могут заблуждаться, но наработанную репутацию учитывать надо. Однако давайте конкретно. Кино – изобретение ключевой для модерна эпохи как таковое (то есть рождено в модерне и модерном одновременно), а сериал – в каком-то смысле «великий нарратив», который постмодерн якобы упраздняет. К тому же куда более дикие экспериментальные фильмы без четкой структуры – и те часто идут под грифом «модернистские экспериментальные работы». В этом отношении, как ни крути, а «Твин Пикс» – модерн. Однако как произведение, присущее конкретной эпохе и определяющей ее эпистемологической категории, «Твин Пикс» – вполне себе постмодерн. Во-первых, он популярен – это тиражируемый «предмет искусства», шоу создано для телевидения и благодаря телевидению известное. Во-вторых, в нем воспевается повседневность (Что за чудесный кофе? Что за прекрасный вкус у этого вишневого пирога?) – что характерно для постмодерна. В-третьих, вряд ли кто станет спорить, что шоу нарушает многие жанровые конвенции – от логики развития традиционных мыльных опер до интервенций в жанры как таковые. Далее можно перечислять очень долго. Одним словом, «Твин Пикс» – это не «модерн или постмодерн», а «модерн и постмодерн», сосуществующие одновременно, но в различных универсумах логики.

3/4 Что произойдет в третьем сезоне «Твин Пикс»?

Сюжет третьего сезона держится в строгом секрете, но Кайл Маклахлен в интервью Deadline (deadline.com) заверяет поклонников сериала, что сезон будет великолепным. Консенсус среди фанатов сводится, в основном, к тому, что новые серии должны ответить на вопросы, оставленные финалом второго сезона, в частности, связанные с судьбой самого Дейла Купера, Боба, Энни и других ключевых персонажей. Актёры из старого состава сериала во времена петиции о возвращении Линча говорили о том, что снять третий сезон без особенного видения Дэвида невозможно, что более или менее подтверждает то, что сериал вернётся к старым идеям.

Интересно, что же всё-таки такое совы, если они не то, чем кажутся.

4/4 Почему в «Твин Пикс» следователи не пытались вычислить убийцу по результатам ДНК-теста?

Сериал Twin Peaks начал выходить на экраны весной 1990 года. Съёмки первой серии начались весной 1989 года, её сценарий был написан во второй половине 1988 года, а идея сериала зародилась у букинг-агента Линча в 1987 году.

Тест ДНК был впервые использован в расследовании преступления в 1986 году в Англии (ДНК-дактилоскопия показала, что признание вины 17-летним подозреваемым было ложным). В 1987 году ДНК-дактилоскопия впервые была использована в США для получения обвинительного приговора.

Но в американской судебной системе время течёт медленно. Любой обвиняемый мог сказать (и говорил), что тест ненадёжен, что нет такого прецедента, что лаборатории не сертифицированы, что образцы загрязнены, что лаборанты дружат с полицейскими. Дела подавались на апелляцию в вышестоящую инстанцию, и только в 1989 году высокий суд на уровне штата впервые одобрил использование генетической дактилоскопии (это произошло в Западной Виргинии). Вопрос о приемлимости генетических улик в судах США не был окончательно решён до начала 90-х.

Кроме того, для того чтобы взять образец генетического материала у подозреваемого, полиции в США нужно получить судебный ордер - ситуация здесь примерно та же, что и с арестом или обыском. (В 2013 году Верховный суд постановил, что полиция может без ордера сравнивать улики с ДНК в существующей базе данных прошлых арестов, но в 1990 году таких баз данных не было.)

Даже если бы ДНК-дактилоскопия была на слуху у зрителя, если бы она не мешала развитию сюжета сериала, и если бы зрители в 1990 году верили в надёжность и легальность этого теста, Дейл Купер не мог ходить по городку и брать анализы у всех жителей. Ему нужен был подозреваемый.