YOTA YES LECTURES: Профессии будущего
Все вопросы о профессиях будущего
10 вопросов
1. Что такое «профессии — пенсионеры», чему не стоит обучаться в наше время?2. Какие навыки нужно прокачивать, чтобы найти работу в 2030 году?3. Чьи рабочие места к 2030 году могут забрать компьютеры и роботы?4. Какие новые профессии появятся в образовании до 2030 года?5. Какие новые профессии появятся в туризме до 2030 года?6. Где и у кого учиться прямо сейчас, чтобы найти работу через 5 лет?7. Чем занимается специалист по генетическому анализу?8. Чем занимается компьютерный лингвист?9. Как развитие нейротехнологий повлияет на появление новых профессий?10. Кто такой коммьюнити-менеджер и где на него учиться?

Сейчас технологии развиваются и устаревают стремительно, и профессии, которые раньше считались востребованными, могут оказаться «на обочине». Они не исчезнут полностью, но там понадобится гораздо меньше людей, чем сейчас. Исходя из мировых тенденций, уже сейчас можно предположить, какие специальности первыми «выйдут на пенсию».

Во-первых, автоматизация в отраслях всегда начинается с работ среднего уровня квалификации. Эти специальности требуют от человека совершения достаточно шаблонных действий, которые можно заменить алгоритмом, то есть роботом или компьютерной программой. И при этом они достаточно высокооплачиваемые, чтобы владельцам бизнеса было выгодно на них экономить. С этой точки зрения у гастарбайтера пока меньше поводов переживать, что его заменят роботы, чем у банковского операциониста.

Во-вторых, с усложнением технологий усложняются и задачи, и от сотрудника ожидают умения быстро ориентироваться в новых условиях, создавать собственные проекты и эффективно управлять ими. Компаниям все меньше нужны «просто исполнители», а со временем упадет спрос и на проджект-менеджеров, и менеджеров среднего звена, потому что умение организовать свой проект станет обязательным навыком практически для любого специалиста.

Какие профессии точно не попадут в “пенсионеры”? Лучший способ застраховать свое будущее — играть на том поле, где программные и технологические решения пока бессильны. Например, развивать творческое мышление в широком смысле слова. Речь не обязательно о профессиях, связанных с высоким творчеством — это может быть авторская журналистика, высококлассное программирование (не случайно среди программистов есть понятие «красивый код») или разработка индивидуальных туров по старинным городам. Также не потеряют актуальность специальности, связанные с работой с людьми — от учителей и врачей до специалистов в области коммуникаций.

2/10 Какие навыки нужно прокачивать, чтобы найти работу в 2030 году?

На необходимый в будущем набор навыков будут влиять важные изменения, которые происходят в мире. Например, требования к работникам определяют глобализация, рост экономической конкуренции, развитие высоких технологий и растущее беспокойство об экологии. В «Атласе новых профессий» мы называем 11 навыков, которые были отмечены работодателями как наиболее востребованные в будущем:

Мультиязычность и мультикультурность. Сложные изделия, вроде компьютеров или автомобилей, все чаще производятся «сообща» коллективами из разных стран. Поэтому мы все чаще будем работать в международных командах — как находясь в одном офисе, так и в расcредоточенных по миру группах, коммуницирующих через интернет. Помимо свободного владения английским, нужно будет знать второй язык и понимать национальный и культурный контекст стран-партнеров. Кроме того, будет очень полезно знать специфику работы вашей отрасли в других странах.

Навыки межотраслевой коммуникации. Многие передовые продукты производятся на стыке разных отраслей: IT и медицина, строительство и нанотехнологии, наука и искусство. Поэтому скоро многим специалистам понадобится понимание технологий, процессов и рыночной ситуации в разных смежных и несмежных отраслях.

Клиентоориентированность. Уже к началу XXI века способность точно понять запрос клиента и предложить идеально подходящее для него решение, стала критически важной для успешности компаний. В дальнейшем конкуренция за избалованного разнообразными сервисами потребителя будет только расти, поэтому все работодатели захотят видеть у себя клиентоориентированных сотрудников.

Умение управлять проектами и процессами перестанет быть прерогативой специально подготовленных менеджеров. Компании будут уходить от строгой иерархической структуры, поэтому лидерские качества, способность расставить приоритеты решения задач и подобрать нужную команду понадобятся многим специалистам.

Работа в режиме высокой неопределенности и быстрой смены задач. Понадобится умение быстро принимать решения и реагировать на изменения, распределять ресурсы и управлять своим временем.

Творческие способности. Большой запрос на персонализированные товары и услуги увеличит потребность в изящных и нестандартных решениях, а творческого работника компьютером не заменишь (по крайней мере, еще долгое время). Поэтому работодатели будут очень ценить креативное мышление и развитый эстетический вкус.

Умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми. Это кажется довольно очевидным навыком — но именно здесь вас не сможет обойти робот.

Работа с искусственным интеллектом. В некоторых областях конкурировать с машинами просто бесполезно. Но можно стать незаменимым для работодателя, научившись настраивать роботов и системы искусственного интеллекта под выбранные человеком задачи. Как минимум, невредно освоить программирование на базовом уровне — стандартного набора компьютерной грамотности скоро будет уже недостаточно.

Системное мышление. Люди будут все реже заниматься одним и тем же делом всю жизнь, и все чаще — переходить из проекта в проект. Чтобы оперативно включаться в работу, нужно будет мыслить системно — быстро разбираться в сложных процессах, механизмах или организациях, а при необходимости — перевести свои соображения на язык, понятный коллегам из других отраслей.

Экологическое мышление и навыки бережливого производства. Ответственность перед окружающей средой скоро станет частью нашего менталитета (в Россию эта тенденция приходит позже, но все равно приходит). Компании будет стремиться к экономии природных ресурсов и сокращению отходов — а значит, пригодятся специалисты, способные оптимизировать производство с этой точки зрения.

3/10 Чьи рабочие места к 2030 году могут забрать компьютеры и роботы?

Уже сейчас компьютерные программы начинают заменять бухгалтеров, менеджеров по кредиту, переводчиков, турагентов, логистов и даже диагностов (уже сейчас система искусственного интеллекта IBM Watson диагностирует рак с точностью в несколько раз превышающей точность опытных врачей-диагностов). Журналисты-новостники тоже под угрозой: компания Bloomberg уже заменила часть новостного персонала на программу искусственного интеллекта, которая описывает биржевые новости, прогнозы погоды и результаты спортивных матчей.

Одна из массовых профессий, которые оказываются под угрозой - это водители. Почти все традиционные компании-производители, от Volvo до Toyota, и целый ряд новичков типа Tesla и Google сейчас активно инвестируют в технологии беспилотного вождения, а страны типа США, Японии и Сингапура в пилотном режиме вводят специальные полосы для автоматического транспорта. Считается, что в развитых странах к 2030 году будут созданы все условия для полного перехода на беспилотное вождение - и тогда людям будет запрещено водить автомобиль просто потому, что люди водят гораздо опаснее, чем роботы. Это может оставить без работы миллионы водителей грузовиков и таксистов. Официантов в сетевых заведениях вытеснят роботы (в Японии они уже становятся популярны), хотя в дорогих заведениях, где важен сервис и общение с клиентами, в этой профессии по-прежнему будут работать люди. Скорее всего, то же самое произойдет и с продавцами супермаркетов - уже сейчас крупнейшая в мире сеть супермаркетов запустила “супермаркеты самообслуживания”, где покупатели сами “прокатывают” товары и сами рассчитываются за них. Под угрозой даже “древнейшая профессия”. Секс-роботы становятся предметом серьезных научных конференций и темой для венчурных инвестиций, а в квартале “красных фонарей” в Амстердаме планируется открыть первый робо-бордель,

Вообще достаточно сложно сказать, какие из профессий не подвержены угрозе автоматизации - в основе любого навыка лежит повторяемое действие и автоматизм, а значит, ему можно научить и машину. Как ни странно, даже художественное творчество оказывается доступно компьютерам - еще в конце 1990-х появилась программа Emmy, которая была способна писать классическую музыку в стиле разных композиторов, от Баха до Вивальди. Справедливости ради замечу, что музыка этой программы была единодушно воспринята критиками в штыки - все они считали, что в этой музыке “нет души”. Однако мне кажется, что для менее изысканного вкуса - скажем, для музыки, фоном звучащей в торговых центрах, подобное решение вполне годится.

Поэтому весь вопрос границ автоматизации лежит в том, на что будем готовы пойти мы, люди - и с точки зрения экономики, и с точки зрения принятия новаций обществом. Например, мы. возможно, не будем против того, чтобы робот анализировал состояние нашего здоровья, но мы все-таки захотим услышать диагноз и получить рекомендации по лечению от врача-человека. Скорее всего, мы предпочтем, чтобы наших детей учили живые учителя, нашими волосами занимались живые парикмахеры, а в ресторанах нам готовили живые повара. При этом мы будем совсем не против того, чтобы покупать смартфоны или автомобили, собранные роботами, или жить в домах, построенных дронами и строительными 3D-принтерами - если они будут делать это качественнее и надежнее, чем люди, Скорее всего, в промышленности и связанных с ней сферах, таких как маркетинг или финансы, останется не более 5% от общего числа рабочих мест - а все остальные люди перейдут в новые сектора, связанные с услугами - в сферу развлечений, спорта и здорового образа жизни, образования, познания, творчества. К слову, всего несколько поколений назад такой же процесс происходил и в сельском хозяйстве - в начале 19 века в нем было занято почти 90% населения, работавших по сути на свой собственный “прокорм”, а к середине 20 века в нем оставалось уже 10-15% (сейчас - менее 5%), и этого количества людей было вполне достаточно, чтобы кормить всех остальных. И хотя людей за это время стало гораздо больше, все они нашли себе новые занятия, потому что появилось множество новых областей работы.

Так что все те области деятельности, где человек просто выполняет рутинную роботу подобно машине, мы вполне можем отдать роботам - и должны оставить за собой те типы работ, где человек соприкасается с другими людьми. В конце концов, будет меняться сама суть работы - она вновь должна стать призванием, источником радости и творчества. Автоматизация - это не угроза для общества, а колоссальная возможность освободить свою жизненную энергию для того, чтобы жить более насыщенной и интересной жизнью.

4/10 Какие новые профессии появятся в образовании до 2030 года?

В будущем специалисты в области образования будут очень востребованы — потребуется быстро готовить молодых людей к постоянно появляющимся новым профессиям и новым принципам работы, а также переобучать более взрослую часть населения. При этом, с одной стороны, повышаются требования к скорости и эффективности обучения, а с другой, появляется много новых инструментов, которые педагогам и методистам придется осваивать. Прежде всего, это новые форматы, связанные с IT — сейчас это уже привычные для нас онлайн-курсы, а в недалеком будущем в классах начнут широко использовать компьютерные симуляторы и игровые виртуальные миры (что-то вроде «Игры Эндера», но, хочется надеяться, с более мирными целями)).

Другие важные тенденции — дистанционное образование начинает конкурировать с традиционым, акцент смещается с теоретических дисциплин на практические занятия и проекты (мир меняется так быстро, что мы уже не можем позволить себе 5 лет учиться профессии в вузе — эти знания уже сейчас устаревают к третьему курсу), а геймификация все больше влияет на образовательные методики. В «Атласе новых профессий» мы рассказываем о том, какие профессии станут популярны в образовании в ближайшие 5-15 лет. Вот некоторые из них:

Разработчик инструментов обучения продуктивным состояниям сознания — специалист, который создает программы и оборудование для того, чтобы учить пользователей погружаться в полезные состояния сознания (концентрироваться, расслабляться, настраиваться на творческую волну и т.д.) Например, компания Wild Divine продает устройства и программы по обучению пользователей концентрации, релаксации и осознанности, а энтузисты осознанных сновидений создают приборы обратной связи, позволяющие отслеживать глубину сна.

Игромастер — специалист по разработке и организации обучающих игр (деловых, исторических, фантастических и пр.). Образовательный потенциал игр исследовался в развитых странах с начала нулевых (в 2001 году MIT и Microsoft запустили совместный проект Games-to-Teach), а в последние годы геймификация стала популярной тенденцией. В 2013 году на образовательном портале Coursera появился курс «Компьютерные игры и обучение», а Нью-Йоркский университет даже предлагает магистерскую программу для игромастеров. В России направление обучающих игр поддерживается Всероссийской ассоциацией по играм в образовании.

Разработчик образовательных траекторий. В мире будущего схема «получить профессию за 5 лет в вузе» уже не будет пользоваться популярностью. Новым специалистам понадобится «сложносочиненный» пакет обучения, состоящий из офлайн- и онлайн-курсов из разных университетов (иногда находящихся в разных странах), стажировок, тренировок на симуляторах и совместных практических проектов с другими студентами. Так что понадобятся профессионалы, способные разработать оптимальную образовательную траекторию для конкретного человека,с учетом его целей, способностей и даже психотипа.

Тренер по майнд-фитнесу. Выше мы уже говорили о продуктивных состояниях сознания — специалистам будущего придется быстро вникать в новые проекты и переключаться между ними, а без определенных когнитивных навыков тут не обойтись. К счастью их можно тренировать — поэтому понадобится профессионал, способный разрабатывать «фитнес-программы» для мозга. Такие программы существуют уже сейчас – например, Mind Fitness Training Institute в Вирджинии предлагает всем желающим 7-дневный интенсив по развитию когнитивных навыков, а компания Lumosity разработала более 40 онлайн-игр для развития когнитивных навыков.

Координатор образовательной платформы. Это специалист по онлайн-педагогике, который сопровождает подготовку онлайн-курсов по конкретным дисциплинам, организует и продвигает их. Он же модерирует общение преподавателей и студентов в рамках курсов или платформ, а также помогает дорабатывать функционал платформы в соответствии с запросами участников. В некоторых российских вузах появились целые подразделения, отвечающие за эти функции – например, в МФТИ есть Лаборатория инновационных образовательных технологий, а в Высшей школе экономики — Центр развития образовательной среды. Это, в частности, позволило вузам разработать собственные онлайн-курсы для платформы Coursera. Развиваются и российские онлайн-платформы, например, ≪Универсариум≫ и ≪Eduson≫, так что можно сказать, что профессия уже сейчас становится востребованной.

5/10 Какие новые профессии появятся в туризме до 2030 года?

Появление удобных онлайн-инструментов, позволяющих путешественнику легко организовать самостоятельную поездку (сервисы бронирования билетов и отелей, навигаторы и приложения-гиды по достопримечательностям) — не единственный вызов для туристической отрасли. Виртуальная реальность совсем близко: кроме уже широко известного шлема Oculus Rift, появились носимые гаджеты от Samsung и HTC. Пока их функционал ограничен, но по мере развития технологии виртуальные приключения начнут конкурировать с настоящими путешествиями. Скажем, клиент сможет выбирать между поездкой на реальный рок-фестиваль и виртуальной многопользовательской игрой «Вудсток», где можно будет окунуться в уникальную атмосферу 1969 года, да еще и в образе какого-нибудь известного музыканта. Поэтому туристический бизнес будет строиться с учетом этих технологий — например, будут разрабатываться шоу и экскурсии с дополненной реальностью (технологией, позволяющей дополнять реальные объекты наложенной поверх информацией — например, с помощью мобильных приложений и специальных очков). Распространение роботов тоже внесет некоторые изменения. Вот несколько профессий, которые по мнению экспертов «Атласа новых профессий», появятся до 2030 года:

Дизайнер дополненной реальности территорий разрабатывает различные пласты дополненной реальности вокруг определенной территории — от исторических справок и забавных фактов до реконструкции старинных видов и виртуальных шоу с историческими персонажами. В процессе разработки нужно учитывать и ландшафт местности (чтобы дополненительная информация органично вписывалась в «настоящую» картинку), и ее исторический и культурный контекст. Например, для Красной площади можно создать несколько вариантов из разных эпох — времена Ивана Грозного, Революция, 1960-е и т. д. Дизайнер дополненной реальности территорий должен одновременно быть хорошо подкован в истории и культуре, разбираться в IT и быть отличным дизайнером.

Консьерж работотехники. Роботизированные отели уже существуют в Америке, Китае, Японии и других странах, и хотя механические швейцары, горничные и курьеры в целом справляются со своими обязанностями, за ними все равно должен присматривать человек. Такой консьерж должен хорошо работать в условиях многозадачности, разбираться в механизмах и уметь находить общий язык с искусственным интеллектом.

Разработчик интеллектуальных туристических систем. Автоматизированные системы покупки билетов, навигации и бронирования гостиничных мест или квартир становятся все популярнее. Уже сейчас основатели компаний, связанных с туризмом, зарабатывают на разработке уникальных алгоритмов поиска — например, AviaSales.Ru. Спрос на простые, удобные и быстрые решения в этой сфере будет только расти. Кроме того, все большее значение будут иметь персонализация и возможность создания индивидуальных маршрутов.

Режиссер индивидуальных туров. Стандартный пакет экскурсий развлечений сможет обеспечить себе практически любой турист — с помощью приложений-гидов. Продумать логистику тоже будет несложно. Но людям всегда хочется необычных впечатлений — поэтому будет расти спрос на профессиональных гидов, способных разрабатывать и лично проводить уникальные туры по запросам конкретных клиентов. Эта профессия в каком-то смысле существует уже сейчас (например, в Париже проводят индивидуальные туры в духе 1920-х, а в Хошимине — местные жители катают гостей на скутерах и знакомят с интересными районами и уличной едой). Но по мере исчезновения традиционных туроператоров она будет становиться все более массовой.

Разработчик тур-навигаторов. Уже сейчас существует множество приложений, позволяющих туристу сориентироваться в городе. Со временем они станут еще более персонализированными и смогут учитывать самые разные факторы — от личных интересов и вкусов пользователя до афиши культурных событий в данной местности.

Бренд-менеджер территорий — Консультант и организатор, который отвечает за «виртуальный имидж» территории. Он создает образ и легенду местности, вокруг которой легенды объединяется весь дизайн, айдентика, информационное освещение и виды сервисов. Это позволит предложить туристу не просто веселое времяпрепровождение, но и уникальный опыт. В будущем погоня за необычными впечатлениями только обострится — так что профессия станет очень актуальной.

6/10 Где и у кого учиться прямо сейчас, чтобы найти работу через 5 лет?

Работники в сфере технологий - системные администраторы, программисты, системные архитекторы - точно будут востребованы. Если говорить о высшем образовании для подготовки таких кадров, то в идеале нужно получить образование в области физики, математики или инженерного дела. Сильные ВУЗы - это Бауманка, МИФИ, МАИ. Сколько я не видела физиков по образованию, почти все из них успешны в любом деле - бизнесе, маркетинге, логистике... Физики учатся выявлять причинно-следственные связи, делать обобщения, искать недостающие элементы для принятия решения и пр. - навыки, необходимые для любого дела.

Уже сейчас работодатели отдают предпочтения кандидатам со знанием иностранного языка. Дело не только в том, что язык может понадобиться в работе, но и в том, что выучивший иностранный язык считается способным к обучению и обладающим хорошей памятью и упорством.

Если есть возможность учиться у состоявшегося человека в данной профессии, то этот вариант идеален, поскольку учебные заведения сейчас существуют в большом отрыве от реальной рабочей жизни. Можно пойти работать помощником бизнес-консультанта, адвоката, системного администратора, устроиться санитаром в больницу. И тогда вы увидите не только красивую киношную картинку этой профессии, но и изнанку, что поможет вам оценить и, возможно, изменить свои цели. Вы увидите с какими трудностями сталкиваются в этой профессии - техническими и психологическими - и самое, главное, как с ними справляются. И, конечно, изучение ремесла не за институтской скамьей, а в самом пекле, даст превосходный опыт и знания.

7/10 Чем занимается специалист по генетическому анализу?

Генетический анализ становится все более популярным — использование генетических тестов позволяет носителям моногенных заболеваний (например, гемофилии или муковисцидоза) родить здоровых детей. Уже сейчас это распространенная практика – люди, планирующие заводить потомство, приходят на консультацию не только к терапевту, но и к генетику. И, конечно, изучение генотипа позволяет индивидуально подходить к лечению и профилактике заболеваний, к организации здорового образа жизни.

Базовые правила ЗОЖ известны всем, но некоторые важные нюансы определяются наследственностью — в частности, генетический тест помогает понять, почему человек переедает, испытывает сильную тягу к сладкому. Или насколько те или иные продукты (например, цельнозерновой хлеб, макароны из твердых сортов пшеницы или молочные продукты) будут для человека безвредны. Отдельного внимания заслуживает холестерин, там есть много нюансов, и для человека могут быть полезны достаточно жирные продукты (жирная рыба, растительные масла), и при этом он может даже худеть — это все определяется генетически. Сейчас пациенты в основном «совы», ложатся поздно и едят 1 раз в день на ужин. Для кого-то это не страшно, а у второго из-за этого разовьется сахарный диабет 2 типа. Здесь также проявляются генетические особенности обмена веществ в ночное время. Еще есть отдельный раздел по биотрансформации разных веществ (собственные гормоны, канцерогены, табачный дым, и т.д.), и в зависимости от особенностей этой системы мы рекомендуем обогатить рацион такими продуктами, которые позволят сильно снизить риск онкологического заболевания именно для этого человека. Генетические исследования помогают составить и программу физических нагрузок: можно определить, в каком виде спорта у человека больше шансов преуспеть. Особую ценность представляет такое направление как фармакогенетика, которая позволяет разобраться, какие лекарства и в какой дозировке можно принимать конкретному человеку, чтобы минимизировать возможность побочных реакций и других вредных последствий для здоровья.

Я училась в Московском государственном медико-стоматологическом университете им. А.И. Евдокимова, на факультете лечебного дела. Потом поступила в ординатуру по специальности «клиническая генетика», год стажировалась в Институте стволовых клеток. Университет дал мне большую клиническую базу, но непосредственно по генетике занятий было мало. Такая ситуация сейчас во всех медицинских вузах – на эту дисциплину выделяется небольшое количество часов. Глубокие знания по генетике я получила в ординатуре и во время стажировки.

Я устраивалась в компанию уже после стажировки, поэтому у меня уже было достаточно знаний и навыков для того, чтобы справиться с этой работой. Сложнее приходится тем генетикам, которые проходят клиническую практику на базе детских больниц (это распространенная практика — на кафедру генетику идут в основном для того, чтобы работать с детьми) — ведь для работы с генетическими тестами необходимы навыки аналитики, понимание того, какие данные можно использовать для правильной интерпретации результатов скрининга. Важно также уметь правильно расшифровывать биоинформатические данные, полученные из лаборатории, знать все новые подходы в лечении и диагностике наследственных заболеваний, уметь пользоваться базами генетических данных. Безусловно, этому можно научиться на месте, но придется потратить на это минимум месяцев шесть.

Я занимаюсь консультированием пациентов очно, онлайн, по скайпу, телефону. Причем случаи в моей практике бывают разные. Кто-то приходит на этапе планирования беременности, а кто-то уже является носителем генетической болезни — для таких пациентов мы разрабатываем индивидуальные программы по профилактике заболевания и коррекции образа жизни. Я работаю в отделе информатики, где мы регулярно обновляем данные по интерпретации нашего генетического теста, просматриваем разделы генетики, которые касаются нашего продукта. А это практически полный охват, начиная от моногенных заболеваний и заканчивая происхождением человека. В мои обязанности входит и популяризация генетики во врачебной среде. Мы делаем отчеты по генетическим тестам, предназначенные для медиков, читаем лекции в различных клиниках.

Самое сложное в профессии — работать с пациентами, которые являются носителями серьезных заболеваний. В нашей клинике мы ведем таких пациентов, консультируем, помогаем им вести здоровый образ жизни, подбираем корректирующее лечение, учим жить с их заболеванием. Бывает непросто и с эмоциональной, и с профессиональной точки зрения, когда на прием приходит пациент, который годами ходил по врачам, но так и не смог выявить причины своей болезни. Такие ситуации требуют полной отдачи. Ведь порой попадаются случаи, в лечении которых нельзя использовать общепринятые методики обследования и лечения. Приходится изучать клинические исследования, связываться с коллегами из США и Европы.

Из приятного — не может не радовать, что профессия генетика сейчас невероятно востребована. Еще очень интересно работать в коллаборации с другими специалистами и видеть результаты этой совместной работы.

8/10 Чем занимается компьютерный лингвист?

Компьютерные лингвисты занимаются разработкой алгоритмов распознавания текста и звучащей речи, синтезом искусственной речи, созданием систем семантического перевода и самим развитием искусственного интеллекта (в классическом смысле слова — как замена человеческому — он вряд ли когда-нибудь появится, но зато возникнут различные экспертные системы, основанные на анализе данных).

Алгоритмы распознавания речи будут все больше использоваться в быту — у «умных домов» и электронных приборов не будет пультов и кнопок, а вместо них будет использоваться голосовой интерфейс. Эта технология оттачивается, но вызовов еще много: компьютеру сложно распознать человеческую речь, потому что разные люди говорят очень по-разному. Поэтому, как правило, системы распознавания работают хорошо либо когда они натренированы на одного диктора и уже подстроены под его особенности произношения, либо когда количество фраз, которые может распознать система, ограничено (как, к примеру, в голосовых командах для телевизора).

У специалистов по созданию программ семантического перевода впереди еще много работы: на данный момент неплохие алгоритмы разработаны только для перевода на английский и с английского. Тут много проблем — разные языки по-разному устроены в семантическом плане, это различается даже на уровне построения фраз, и не все смыслы одного языка можно передать с помощью семантического аппарата другого. Кроме того, программа должна различать омонимы, правильно распознавать части речи, выбрать правильное значение многозначного слова, подходящее к контексту.

Синтез искусственной речи (например, для домашних роботов) — тоже кропотливая работа. Сложно сделать так, чтобы искусственно созданная речь звучала естественно для человеческого уха, ведь есть миллионы нюансов, на которые мы не обращаем внимания, но без которых все уже не «то» — фальстарты, паузы, заминки и т.д. Речевой поток непрерывен и одновременно дискретен: мы говорим, не делая паузы между словами, но нам нетрудно понять, где заканчивается одно слово и начинается другое, а для машины это будет большая проблема.

Самое большое направление в компьютерной лингвистике связано с Big Data. Ведь существуют огромные корпуса текстов типа новостных лент, из которых нужно вычленять определенную информацию — например, выделять инфоповоды или затачивать RSS под вкусы определенного пользователя. Такие технологии есть уже cейчас и будет развиваться дальше, потому что вычислительные мощности стремительно растут. Лингвистический анализ текстов используется и при обеспечении безопасности в интернете, поиске необходимой информации для спецслужб.

Где учиться на компьютерного лингвиста? У нас, к сожалению, довольно сильно разделены специальности, связанные с классической лингвистикой, и программирование, статистика, анализ данных. А для того, чтобы стать цифровым лингвистом, нужно разбираться и в том, и в другом. В зарубежных вузах есть программы высшего образования по компьютерной лингвистике, а у нас пока оптимальный вариант — получить базовое лингвистическое образование, а потом освоить основы IT. Хорошо, что сейчас есть много разных онлайн-курсов, к сожалению, в мои студенческие годы такого не было. Я училась на факультете прикладной лингвистике в МГЛУ, где у нас были курсы по искусственному интеллекту и распознаванию устной речи — но все-таки в недостаточном объеме. Сейчас IT-компании активно пытаются взаимодействовать с институтами. Мы с коллегами из «Лаборатории Касперского» тоже стараемся участвовать в образовательном процессе: читаем лекции, проводим студенческие конференции, даем гранты аспирантам. Но пока инициатива больше исходит от работодателей, чем от университетов.

9/10 Как развитие нейротехнологий повлияет на появление новых профессий?

Массовых профессий, связанных с нейротехнологиями на сегодняшний день практически не существует, потому что рынок этих решений пока находится в зачаточном состоянии. Тем не менее, запрос на эти технологии велик, поэтому рынок будет расти, и некоторые аспекты его развития уже сейчас можно прогнозировать вполне уверенно.

Например, нейроинтерфейсы будут очень востребованы в медицине. Некоторые из нейроимплантатов, такие как кохлеарные импланты, уже давно получили широкое распространение, другие — например, киберпротезы конечностей, управляемые сигналами мозга — были впервые использованы в 2010- х. Можно ожидать, что первые успехи создания нейропротезов потерянных конечностей и органов чувств удастся закрепить по мере удешевления производства протезов и проведения операций.

Еще одна сфера развития — развлечения. Первые массовые нейроинтерфейсы, позволяющие получить новые грани игрового опыта, появились в компьютерной индустрии еще в конце 2000-х годов. Уже сейчас существуют нейро-игры, в которых игрок может заставлять двигаться предмет, сознательно усиливая или ослабляя концентрацию внимания. Самая известная из таких игр – MindBall – представляет собой дуэль двух игроков, одновременно пытающихся управлять одним мячиком. По мере того, как такие интерфейсы будут становиться дешевле, они получат достаточно широкое распространение, наряду с более привычными устройствами ввода-вывода. Возможно, появление игровых решений на базе нейроинтерфейсов в ближайшие годы породит явление «нейроспорта» — чемпионатов по нейро-играм, которые со временем могут стать весьма популярным зрелищем.

Кроме этого, очевидны перспективы военного и промышленного применения. А еще нейрогаджеты можно использовать в обучении ресурсным состояниям и работе с вниманием. Упражнения такого типа называются «фитнесом для мозга», потому что мозг – один из органов, функциональность которых зависит от интенсивности их использования. Регулярная когнитивная активность, особенно в пожилом возрасте, способствует, например, предотвращению старческой деменции, и уже сейчас есть программы и приложения, позволяющие «прокачивать» разные функции мозга — например, Lumosity.

Если же говорить о конкретных профессиях необходимых для развития отрасли, то на ближнем горизонте будут востребованы IT-разработчики, специалисты в области семантики, исследователи (нейробиологи, математики, инженеры), специалисты в области игропрактики и поведенческого анализа (виртуальные игры с использованием нейрогаджетов будут включены в процесс обучения разным навыкам и профессиям, поэтому понадобятся люди, способные их создавать, ориентируясь на законы психологии), профессионалы, разрабатывающие технологии виртуальной и дополненной реальности и конструкторы опыта – люди, создающие технологии все более полной и качественной передачи индивидуальных состояний и впечатлений, более полного погружения в переживание.

10/10 Кто такой коммьюнити-менеджер и где на него учиться?