Современное искусство: блиц
Что читать, кого смотреть и, конечно же, как понимать
9 вопросов
1. Когда появилось современное искусство в том виде, в каком мы его знаем?2. Как научиться понимать современное искусство?3. В чем главное отличие современного искусства от других направлений? И почему многие люди считают современное искусство — не искусством?4. Какие формы, сюжеты и жанры относятся к современному искусству?5. Чему учат в школах современного искусства?6. Каких современных деятелей искусства должен знать каждый?7. Кто из современных российских художников останется в истории?8. Какие самые важные и значимые художники в современном искусстве?9. Что почитать, чтобы начать лучше понимать современное искусство?

Облик сегодняшнего искусства начал оформляться в эпоху исторического авангарда, когда были заложены два основополагающих вектора для развития всей дальнейшей художественной практики: с одной стороны — отказ от изобразительности (абстрактное, беспредметное искусство), а с другой — внедрение самой реальности в художественную плоскость, апроприация бытовых предметов художниками (реди-мейд). Следующая важная веха — 1960-70-е годы, возникновение и упрочение на художественной сцене концептуальных стратегий, перформанса, видео, что окончательно «дематерилизовало» объект искусства, превратив его из ремесленнической «искусной» деятельности в практику сугубо интеллектуальную, мировоззренческую. Не зря художник и теоретик искусства Йозеф Кошут назвал современную ему ситуацию «искусством после философии».

2/9 Как научиться понимать современное искусство?

Интересно, что вопрос о «понимании» применим традиционно только к современному искусству. Неужели все адепты так называемого классического или традиционного искусства его понимают? Искусство — это система кодов, от визуальных до исторических, это сообщение. И с каждым произведением искусства мы находимся в процессе «дешифровки» сообщения. На мой взгляд, путь к «пониманию» начинается даже не с текстов или описаний, а с принятия. Базовый принцип так или иначе эмоциональный — нравится/не нравится. На этом уровне не нужно говорить о том, что понятно, а что нет. Далее уже, отталкиваясь от того, что «нравится», можно начать узнавать чуть больше об авторе и работах. А дальше играет роль «насмотренности».

Если говорить о практических приемах или так называемых рецептов без всякой лирики, то это:

1. Научиться воспринимать современное искусство сначала через эмоции и ощущения — нравится или нет;

2. Прочитать текст о выставке, авторе, о работе, приведенный на выставке;

3. Прочитать текст о художнике, выставке после в книгах или интернете;

4. Смотреть как можно больше;

5. Читать как можно больше.

3/9 В чем главное отличие современного искусства от других направлений? И почему многие люди считают современное искусство — не искусством?

Сама постановка вопроса — не совсем правильная. Современное искусство – это и не направление, и не жанр, и не стиль. Впервые это слово — современное — по отношению к искусству употребила американский критик Розалинда Краусс в конце 1960-х годов, тем самым отграничив искусство после Второй Мировой Войны от искусства первой половины XX века, в частности от модернизма.

Современное искусство – это то, что происходит сейчас, искусство настоящего времени, для которого именно это «настоящее время» является объектом исследования и комментария. Временные границы — достаточно размытые. Но, условно говоря, к современному искусству можно отнести искусство с конца 1960-х годов по наши дни. Люди, пережившие ужасы Второй Мировой войны, в частности художники, осознавали необходимость перемен и саму невозможность рассказа о современном им мире языком классического искусства. Чтобы объяснить новый, быстро меняющийся мир — понадобилось современное искусство.

В то же время мы не можем назвать все, что создается сейчас — современным искусством. Есть художники, которые работают в самой что ни на есть традиционной манере и не считают себя современными художниками. Известный немецкий художник Йозеф Бойс говорил, что всем человеческим существам присуща потребность в сознательном творчестве и необходимости преступать пределы общественных условностей. Но остается главный вопрос — как? Он и является одним из определяющих для современного искусства.

Что касается второго вопроса, есть познавательная книга итальянского критика и куратора Франческо Бонами «Я тоже так могу!». В книге в достаточно простой и понятной форме описывается история современного искусства, и объясняется почему все-таки не каждый может создать «Черный квадрат» или Акулу в формалине. Я часто слышу от посетителей выставок : «Я тоже могу нарисовать черный квадрат». Но способен ли человек 20 лет своей жизни этот черный квадрат отстаивать? В каждом своем дне проявлять приверженность своим философским идеям? Это целая философия жизни, а не просто квадрат, закрашенный черным цветом, который мы, зрители, вырываем из контекста жизни художника и искусства.

4/9 Какие формы, сюжеты и жанры относятся к современному искусству?

Сегодня вопрос о формальной стороне современного искусства практически снят. Художник выбирает те выразительные средства, материалы, медиа, которые наиболее адекватно отвечают содержанию его послания. Живопись — так живопись, инсталляция — так инсталляция, сложнейшие компьютерные технологии или даже целая фабрика — значит, задействуется целая фабрика, или, скажем, научная лаборатория. Более того, сейчас практически нет в чистом виде «живописцев», «скульпторов», «инсталляторов», «видеохудожников» — мастера с легкостью пользуются разными средствами выражения в зависимости от задач конкретного проекта.

5/9 Чему учат в школах современного искусства?

В школах современного искусства прежде всего учат мышлению. Можно быть скульптором или иметь навыки реалистической живописи, но имитация реальности сегодня никого не интересует без содержания или цели подобной имитации. Поэтому в школах дают почву для размышления,это и история современного искусства, с целью познакомить с различными практиками, и философия, и кинематограф, и умение работать с пространством как с материалом.

6/9 Каких современных деятелей искусства должен знать каждый?

У каждого на этот счет свой личный список. На мой взгляд это целая плеяда кураторов: Ханс Ульрих Обрист, законодатель новых форматов и исследований, Массимилиано Джони, куратор Венецианской биеннале 2013, а также директор New Museum в Нью-Йорке, Харальд Зееман, куратор, сформировал понятие кураторства, Оквуи Энвейзор, куратор Венецианской биеннале 2015 и многих других ведущих проектов. Из художников, кроме самых очевидных: Урс Фишер, Аннет Мессаже, Нам Джун Пайк, Питер Вайбель— (имен очень много, невозможно выделить 5 лучших или самых интересных. Каждый в свое время совершил революцию.

Очень важным, я считаю, знать историю русского современного искусства, которая берет начало в 70-е годы. Это прежде всего Коллективные действия, Андрей Монастырский, Вадим Захаров, Илья Кабакова, и Эрик Булатов, и плеяда нон-конформистов, например, Михаил Рогинский. Среди них не только художники, но и поэты-философы как Дмитрий Пригов. А также «наши 90-е» в лице Анатолия Осмоловского.

7/9 Кто из современных российских художников останется в истории?

Странная формулировка вопроса, ну да ладно.

Есть разные истории искусства. Есть, конечно, мировая, а есть, например, история искусства города Будвы, история искусства города Перми. И внутри каждой есть условные 30-50 имен, потенциально попадающих в историю. Это зависит не только от того, насколько художник известен, но еще и от того, насколько он редок. Вот, например, приехал к нам сейчас сюда, в Черногорию, художник Дамир Муратов — он у себя в городе такой один. Примерно как Вася Слонов в Красноярске, такой гений места. Понятно, что в локальных историях имен они будут на вершине.

Вообще в истории каждая эпоха давала примерно 30-50 имен. Так было до конца ХХ-го века. Сейчас у нас есть электронные носители, интернет — это резко увеличивает возможность сохранения имен и произведений. Вспомните тома по истории искусств — каждый том описывает полвека: Франция, первая половина XIX-го века, Германия, вторая половина XVII-го. В ХХ-м веке периодизация изменилась — стали делить на десятилетия. И это порождает сомнения — куда, например, отнести прекрасного художника Никиту Алексеева, который записан в условный том «Художники 1980-х», если он до сих пор работает?

Период, о котором мы сегодня можем говорить более или менее четко, — это девяностые. Девяностые годы уже музеефицированы, уже есть какие-то исторические выставки, про них можно поговорить. Фамилий здесь много, назову тех, с кем мы работали: Дубоссарский и Виноградов, Валерий Кошляков, Авдей Тер-Оганьян, Олег Кулик, Александр Бренер, Боб Михайлов, Дмитрий Гутов, Александр Бродский Анатолий Осмоловский, Тимур Новиков, Александр Флоренский. Скорее всего, все же забыл кого-то. Девяностые были бурным временем, думаю, там было фамилий пятьдесят. Двухтысячные — пожиже, там, наверное, человек двадцать-тридцать наберется. Но при этом есть история искусства мировая, а есть локальные истории. И в мировую историю из наших пятидесяти художников войдут, может быть, человек пять.

Превращение художественного процесса в историю — тоже творческий процесс. Раньше музеи собирали только прошлое, а художник пытался угадать будущее. Сегодня у нас есть музеи современного искусства, которые представляют будущее в настоящем. Наверное, самый простой ответ на этот вопрос — попадут в историю те художники, работы которых попали в музеи современного искусства.

8/9 Какие самые важные и значимые художники в современном искусстве?

Современное искусство началось в тот момент, когда contemporary art сменило modern art, а именно, в мире после Второй мировой войны. Появились новые категории бытия, мышления, художественного высказывания. Иными словами, наступил постмодернизм, потянув за собой вереницу супов Кэмпбелл.

Современное искусство бы вряд ли наступило без таких имён, как Пабло Пикассо и Казимир Малевич, хотя помимо этих двух икон есть ещё целая плеяда дадаистов, сюрреалистов, конструктивистов, супрематистов, абстракционистов, минималистов и прочих -истов, которые по воле истории остались в том современном искусстве, которое «modern art».

Contemporary art — всё-таки в основном искусство действия, искусство хэппенингов и перформансов, искусство вне холста — или — искусство уничтоженного холста, разрезанного холста (Лучио Фонтана). Искусство симулякров, искусство-которое-вам-не-нравится (Пьеро Мандзони «Дерьмо художника»), искусство коллективизма (флаксус, арте повера) и в то же время полного одиночества (Марина Абрамович «Ритм 0»).

Перечислить «наиболее значимых художников» не возьмётся ни один здравомыслящий искусствовед, разве что мечтатель об энциклопедии-двадцатитомнике. Взять, к примеру, одного художника — Ив Кляйн. Француз, дзюдоист, монохромист, человек, присвоивший себе синий цвет. В 1960-м году совершил «прыжок в пустоту» и перевернул представление о современном искусстве. Таких, как он, творческих единиц было немало, с разной степенью смелости и художественного отчаяния.

Изучать современное искусство по персоналиям — точно пересчитывать листья на деревьях в глухом лесу. Здесь нужен какой-то другой подход, а какой — право, пока не придумали.

9/9 Что почитать, чтобы начать лучше понимать современное искусство?

Начать стоит с Эрнста Гомбриха "Истории искусств". В книге на пятой странице объясняется, почему Пикассо писал не только натуралистичных курочек, но и кубистического петуха.

О модернизме и авангардном искусстве есть изумительная книга В.С. Турчина "По лабиринтам авангарда".

Можно почитать труды Кандинского и Малевича для закрепления материала. Но чуть ли не каждый художник советского авангарда отличался хорошим слогом и художественной эрудицией.

О постмодернизме стоит начать с Жана Бодрийяра. В целом о послевоенном искусстве Америки (в основном) написано довольно много. Обычно одного посещения МоМА в Нью-Йорке достаточно, чтобы современное искусство вдруг стало ближе и понятнее.

***

Кстати, на Bookmate из ответов на этот вопрос собрали целую книжную полку: bm.gg