Четыре стороны Черного Квадрата
Четыре главных вопроса о картине Казимира Малевича
4 вопроса
1. Что меняется в статусе «Черного квадрата» после открытия нижнего слоя и надписи, отсылающей к Альфонсу Алле?2. Почему «Чёрный квадрат» Малевича не считается плагиатом работы Альфонса Алле «Битва негров в пещере глубокой ночью»?3. Почему «Черный квадрат» Малевича — это искусство?4. В чем особенность картины Казимира Малевича «Супрематическая композиция» (цена картины в 2008 году составила 60 миллионов долларов)?

Вы не поверите — практически ничего.

Но лучше начать с самого начала.

«Черный квадрат» — это символ супрематизма, то есть, беспредметной живописи. Это отказ от пейзажей и натюрмортов: только цвет, только форма. Малевич писал его к выставке 1915 года, на которой были и «Черный круг», и «Красный квадрат», и «Черный крест», и чего только не было — однако "выстрелил" только квадрат. То ли потому, что странно висел в углу вместо иконы, то ли потому, что квадрат приятней глазу.

Совершенно точно известно, что художникам надо было заполнить выставочный зал, поэтому картины писались в спешке. Вполне вероятно, что Малевич просто решил экономить и использовать холсты по второму разу.

Точно так же он потом писал к очередным выставкам новый «Черный квадрат» (проще написать новый, чем искать предыдущий). На сегодня известно о существовании четырех «Черных квадратов». Два из них находятся в Третьяковке (исследовали как раз самый старый).

Кстати, именно этот самый первый действительно долгое время обсуждали из-за того, что в кракелюре были видны другие цвета и спорили о том, что Малевич просто ввел всех в заблуждение, закрасив вполне классическую картину.

На самом деле все эти истории относятся скорей к биографии Малевича и к вопросу, понимал ли автор, что и как он делает. Но никак не относятся к «Черному квадрату», потому что за время своего существования он превратился в одну из самых важных картин в истории искусства.

Редкий случай, когда картина воплощает некую концепцию, которая влияет на будущую живопись на век вперед.

Если совсем упрощать, то можно сказать, что совершенно неважно, что по этому поводу думал Малевич-автор и с какой именно целью и как он этот холст закрашивал. Неважно количество «Квадратов», неважно, какой пейзаж, натюрморт или надпись там спрятаны. Зато бесконечно важно, что думают и чувствуют зрители, какой смысл они в этой картине находят, как интерпретируют. Благодаря Малевичу, зритель из наблюдателя превращается в полноценного соавтора полотна.

Ну, добавят в книги строчку о втором слое. Ну, утвердится окончательно теория о том, что Малевич не особо понимал, что именно он с этим квадратом делает и свои теории подгонял потом под квадрат, чтобы хоть как-то объяснить внезапную известность — и что во всей этой истории оказалось гораздо больше уау-эффекта, пиара и случайности, чем до сих пор все привыкли считать.

Ну, узнаем мы совершенно точно, что Малевича вдохновил Алле, а не «Великая тьма» Роберта Фладда (1617 год, кстати) или не картинка Гюстава Доре о сумрачных судьбах России.

На статус самого «Черного квадрата» это уже никак не повлияет.

2/4 Почему «Чёрный квадрат» Малевича не считается плагиатом работы Альфонса Алле «Битва негров в пещере глубокой ночью»?

Потому что плагиат – это «выдача чужого произведения за своё или незаконное опубликование чужого произведения под своим именем, присвоение авторства» (Толковый словарь Ожегова). Но Малевич не выдавал картину Алле за свою. И идею у него не крал: картина Алле была шуткой, картина Малевича – манифестом супрематизма.

Кроме того, для того, чтобы говорить о плагиате, нужно больше информации. Сегодня стало известно о том, что на картине Малевича нашли надпись «Битва н[нрзб]ов в тёмной пещере», которая может быть отсылкой к картине Альфонса Алле «Битва негров в тёмной пещере глубокой ночью». Почерк – вроде бы автора. Но когда и как была сделана надпись? В новости не уточняется, на каком из трёх красочных слоёв её нашли, но, видимо, на последнем. Сделана она карандашом; сама картина написана маслом. Малевич описывал процесс создания картины как очень эмоциональный – его чуть ли не озарило. Может, конечно, врал, и «Чёрный квадрат» с самого начала был шуткой (но круто, что художник потом не поленился написать ещё сколько-то супрематических картин и манифестов – шутил по-крупному), а может, он действительно писал на полном серьёзе и только потом, через некоторое время, узнал про картину Алле (или не узнал, а услышал где-то шутку про негров) и уже тогда взял карандаш и добавил ироничную надпись. В общем, надо разбираться.

Кстати, если уж на то пошло, то первое «беззвучное» музыкальное произведение придумал тоже Альфонс Алле. А не Джон Кейдж.

3/4 Почему «Черный квадрат» Малевича — это искусство?

Как и другие футуристы, Малевич считал, что способ, которым мы воспринимаем и понимаем мир, слишком узок. Пять физических чувств и их рациональные анализаторы (то есть, язык и логическое мышление) ограничивают наше представление о действительности, а творческое новаторство это представление расширяет: так, поэту достаточно поставить слова в непривычные соотношения — это рождает новые ощущения и смыслы.

Футуристы решили бороться с логикой и конвенциональным языком, и изобрели для этой цели «заумь» — алогический странный язык, порождающий не обычные, а непривычные смыслы и разрушающий конвенциональные схемы сознания.

Вместе они поставили оперу «Победа над солнцем» (1913), где музыка была построена на диссонансах, язык — на зауми, а солнце (свет рационального разума) должно было исчезнуть из мира. Декорации Малевича ничего не изображали и состояли из набора абстрактных форм, а занавес к одному из действий представлял собой простой черный квадрат.

Так родился этот по выражению Малевича «царственный младенец», образ, в котором нет ничего, что связано с возможностью видеть и осознавать видимое обычным способом. Это, как говорил Малевич, «нуль форм», от которого открывается путь в другую живописную реальность.

Эскиз занавеса не сохранился, но двумя годами позже Малевич написал картину маслом «Черный квадрат». Ее показали на выставке футуристов «0,10», среди других чисто абстрактных картин Малевича. Сохранилась фотография этой экспозиции, где видно, что «Черный квадрат» был повешен не на стене, а на углу под потолком, как икона в традиционном русском доме. Из этого обычно делается вывод, что «реальность как она есть», не воспринимаемая физическими чувствами, которую искал Малевич, имеет в себе нечто мистическое.

4/4 В чем особенность картины Казимира Малевича «Супрематическая композиция» (цена картины в 2008 году составила 60 миллионов долларов)?

Если вас интересует именно ценообразование, то:

1. Эта картина написана в 1916 году. «Чёрный квадрат» и манифест «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм» – 1915. Манифест «Кубизм — футуризм — супрематизм», общество «Супремус» – 1916. То есть эта картина максимально приближена к самым значимым событиям в творческой биографии Малевича. Дальше были Витебск, УНОВИС и другие важные повороты, но с точки зрения всемирной истории искусства период 1915-1916, когда возник супрематизм, всё-таки важнее.

2. У картины хорошая выставочная история. В 1927 сам Малевич выбрал её для участия в первой выставке супрематического искусства за пределами России (то есть это точно не проходное полотно). С той выставки его срочно вызвали домой, он уехал, оставив более сотни своих работ в Берлине, и уже не вернулся за ними (не сложилось). Когда в Германии к власти пришли нацисты, не любившие всякое «дегенеративное искусство», архитектор Хуго Херинг, в руках которого оказалась эта картина, передал её (и ряд других) в амстердамский музей Стеделийк. Музей полвека хранил их, периодически демонстрируя на выставках – в том числе международных.

3. У картины подтверждённый провенанс: на торги её выставили наследники самого Малевича. Перед этим они 17 лет судились с музеем, что только подогрело интерес к коллекции, но в итоге смогли отсудить только пять полотен.

4. Работы Малевича редко появляются на аукционах. Очень редко. Эта, если не ошибаюсь, была третьей, в июне 2015 года очередной рекорд поставила картина «Супрематизм. 18-я конструкция» – тот же год, та же история.