Нотная грамота
Музыка "глушит печаль" и "побуждает нас мыслить". Она всегда с нами, но мы практически ничего о ней не знаем. Эта подборка поможет вам найти ключ к понимаю музыки.
6 вопросов
1. Что почитать про российскую музыку?2. Что почитать про современную зарубежную музыку?3. Что почитать про электронную музыку?4. Что почитать про классическую музыку?5. Что почитать про панк-культуру?6. Что почитать про хип-хоп?

1) Артемий Троицкий — “Back In The USSR: Подлинная история рока в России”

Эта книга вышла в 1987 году в Лондоне ограниченным тиражом, а теперь переиздана в России. Это исчерпывающая энциклопедия истории русского рока: от панка в лице Андрея “Свина” Панова до Александра Башлачева, через малоизвестных, но крайне важных представителей жанра — “Ночной проспект”, “Центр”, “Желтые почтальоны”. Немало места в книге уделено процессам: фестивалям, политике, и тому, из чего неизбежно складывался характер рока в СССР. Плюс — потешные и грустные истории, непосредственным участником которых Троицкий был сам. Что самое приятное — книга есть и в аудио-варианте, где все тексты читает автор — а это, учитывая обаяние АКТ, отдельное удовольствие.

2) Максим Семеляк — “Музыка для мужика”

Ким Фаули, великий музыкант и продюсер, вывел в свое время лучшую формулу того, что такое рок-н-ролл. Фаули утверждал, что рок-н-ролл — это секс и идиотизм. Самая увлекательная книга про рок-группу, которая следует этому постулату неукоснительно, написанная в России — про “Ленинград”. “Музыка для мужика” построена по тому же принципу, что и культовая книга про панк-рок “Прошу, убей меня”: прямая речь главных действующих лиц (участников группы, членов семей, сессионных музыкантов, журналистов и просто сочувствующих). Ко всему прочему, это сборник потрясающе показательных и смешных историй: про то, как Шнуров открывал подаренным Сурковым телефоном Vertu пиво, про запои и про Свету Колибабу, которая играла у них на первых порах на аккордеоне.

3) Александр Кушнир — “100 магнитоальбомов советского рока. 1977—1991: 15 лет подпольной звукозаписи”

Одна из удивительно редких книг, которые практически невозможно купить (даже переиздание 2003 года), но зато легко можно скачать в интернете, — о важных и основополагающих альбомах советского рока. К каждому альбому, помимо плейлиста, обложки и прочих выходных данных прилагается история создания, интервью с участниками групп, и милые байки. Что хорошо — можно почитать не только про культовые альбому группы “Кино”, но и про абсолютно забытые номера вроде альбомов Юрия Морозова или группы “Мухоморы” или “Мануфактура”.

Феликс Сандалов — “Формейшн — История одной сцены”

4)Редкая, “узкоспециализированная”, и оттого особенно ценная книга Феликса Сандалова о феномене московского пост-панка 1990-х годов еще не вышла, но уже одной своей темой кажется самой ожидаемой книгой о музыке, написанной за последнее время. Московский экзистенциальный панк — это “Соломенные еноты”, “Лисичкин хлеб”, “Банда четырех”, “Ожог”, — группы по меркам страны не первого, и даже не второго дивизиона, зато те, которым удалось сформировать вокруг себя настоящую, честную, такую, как надо, сцену.

5) “Я не верю в анархию” — Сборник статей о “Гражданской обороне” и Егоре Летове

“Гражданская оборона” всегда была могучей и совершенно загадочной единицей российской музыки. Вышедший давеча фильм “Здорово и вечно”, про ту же группу, собирал полные залы по всей стране, люди требовали дополнительных сеансов, а билеты были раскуплены за несколько недель. Максима Семеляка и Наталью Чумакову, создателей фильма, не раз просили написать книгу, но те отказываются — жаль. Тем не менее, книга, составленная неизвестными авторами, про “Гр.Об” все же вышла: это разрозненные обрывки рецензий на концерты и пластинки, интервью Летова — и копаться во всем этом страшно любопытно.

2/6 Что почитать про современную зарубежную музыку?

Jon Savage — "England's Dreaming" (на русский язык не переведена).

История панк-рока как социального феномена, рассказанная через призму его флагмана — Sex Pistols. Жизнь группы, которая умудрилась стать знаменем подросткового бунта против старого больного мира, выбить несколько нажористых контрактов и привлечь к себе внимание целой страны, не выпустив ни единой песни, расписана буквально по часам и минутам, чему совсем не вредит то, что многое из описанного в книге Севидж видел своими глазами.

Keith Richards — "Life" (переведена).

Исполинский мемуар, итог многолетних бесед гитариста Rolling Stones с приятелем Джеймсом Фоксом, которому тот как душеприказчику излагает всю свою биографию, от жизни в послевоенной Англии и скаутского детства до съемок в "Пиратского Карибского моря".

Simon Reynolds — "Totally Wired: Post-punk Interviews and Overviews" (не переведена).

Сборник интервью, которые Саймон Рейнолдс взял в ходе подготовки своей книге о пост-панке, оказались даже интереснее собственно книги. Почти все ключевые фигуры пестрого движения маргиналов, которых вынесла на поверхность взрывная волна английского панка, на месте, в здравом уме и доброй памяти.

David Toop — "Haunted Weather".

Книга, исследующая "физиологию" звука, его связь с человеческим телом, памятью и общественным бессознательным. Звук Дэвида Тупа интересует в любых проявлениях — от саундтреков к фильмам Куросавы до эмоциональных травм, связанных с террористическими атаками на Всемирный торговый центр, - оттого повествование иногда выглядит сбивчивым и путанным. Зато прочитанное действительно заставляет слушать другими ушами.

David Byrne — "How Music Works" (на русский не переведена).

Лидер Talking Heads, суммируя собственный опыт с исследованиями ученых, пытается разобраться, как внешняя среда влияет на музыку, а та, в свою очередь, на внешнюю среду. Именно вниманием к этой обратной связи книга и примечательна, а то, что Бирна порой заносит в необязательные ностальгические экскурсы, можно понять и простить.

Bob Stanley — "Yeah Yeah Yeah: The Story of Modern Pop" (на русский не переведена).

Дотошное исследование поп-музыки, от появления первых музыкальных чартов и до наших дней: первые, до-рок-н-рольные главы, журналисту и участнику трио Saint Etienne Бобу Стэнли удались особенно, неудивительно, что он уже засел за приквел, посвященный довоенной музыке. Можно поспорить насчет выбранного автором метода - мерить ценность того или иного жанра коммерческим успехом (поэтому группе Bee Gees здесь уделены 10 страниц, а всему краутроку — пара абзацев "через губу"), но следует ему Стэнли неукоснительно, и уже это достойно уважения. Не говоря уже о том, что книга изобилует малоизвестными фактами, а не домыслами и мифами, в которые зачастую сваливаются восторженные энтузиасты.

Michael Azerrad — "Our Band Could Be Your Life: Scenes from the American Indie Underground, 1981–1991" (не переведена).

Заметки о культовых группах американского инди 80-х, в котором нашлось место и смешному (Butthole Surfers), и трагическому (Minutemen), и абсурдному (The Replacements). Эпохе босоногого самиздата и концертов для 40-50 человек Азеррад придает сияющее величие, и не зря: в концов концов, без нее не было бы ни Nirvana, ни Pearl Jam, ни других героев рока 90-х.

3/6 Что почитать про электронную музыку?

Simon Reynolds — "Energy Flash"

Очень дотошное, хотя и не лишенное субъективности исследование истории электронной музыки начиная с рейв-революции и до наших дней. Стоит иметь в виду, что во-первых, Рейнольдс предпочитает маргинальные ответвления вроде хардкора и люто и открыто ненавидит всё интеллектуальное (что создает несколько измененную картину мира), во-вторых, позиционирует себя скорее как социолог и исследует музыку не саму по себе, а как общественное явление.

Мэттью Коллин, Джон Годфри — "Измененное состояние. История экстази и рейв-культуры"

Тоже, по сути, социология рейва. Тут конечно много про наркотики, но не меньше – про общественный климат и политические реалии Британии в эпоху рейв-революции, что тоже много даёт в плане понимания того, откуда ноги растут.

Лоран Гарнье — "Электрошок"

История клубной электроники от первого лица, рассказанная диджеем-суперзвездой. Это скорее автобиография, но Гарнье – настоящий музыкальный фанатик, музыку обожает совсем не только свою и рассказывает о ней весьма захватывающе. Эта книжка хороша не только как познавательный нон-фикшн, но и как чтиво вполне развлекательное.

Андрей Горохов — "Музпросвет"

Главная русская книга об электронной музыке. Горохов в самом деле неплохой рассказчик и касается, что важно, совсем не только танцевальной музыки, но и (даже в большей степени) экспериментальной. Одна беда – вкусовщины там примерно в десять раз больше, чем хотелось бы. Одни жанры Горохов превозносит, другие смешивает с грязью, делая попутно какие-то очень натянутые выводы и обобщения. В общем, прочитать безусловно стоит, но воспринимать как истину в последней инстанции не нужно.

Билл Брюстер, Фрэнк Броутон — "История Диджеев"

Вполне соответствует названию. История диджеев, естественно, рассказывается вместе с историей танцевальной музыки как таковой и, что особенно приятно, охватывает период совсем не с рейва, а заметно раньше. Немного занудно, но познавательно.

Дэвид Туп — "Океан Звука"

Серьезное чтение. Туп - не просто музыковед, но и в некотором роде философ. Считает, что хорошей и плохой музыки не бывает в принципе, не делит её по жанрам, и вообще пытается всё описать с позиции общей теории всего. Важно, что сам он тоже музыкант, так что внутреннюю кухню представляет себе лучше многих музыковедов-теоретиков.

Julian Cope — "Krautrocksampler"

Еще один очень любимый историками и музыковедами пласт, который здесь исследуется со всей тщательностью. Германия с конца шестидесятых и то, что из неё выросло. Краут-рок, космическая музыка и иже с ними.

Mark Prendergast — "The Ambient Century"

Марк Прендергаст исследует электронный авангард, сделав что-то вроде продолжения книжки Алекса Росса "Дальше – шум", о классической музыке. Книжка важна тем, что здесь электроника подаётся с совсем другой точки зрения – она подаётся как развитие академического авангарда, а рейв-революция не была ни большим взрывом, породившим современную электронику, ни даже таким уж важным этапом её развития.

4/6 Что почитать про классическую музыку?

1) Для совсем новичков, но желающих начать действительно разобраться в вопросе: обязательны к прочтению книги и статьи композитора и дирижера Леонарда Бернстайна, в русском издании они собраны в книгу "Музыка всем". Бернстайн, долгие годы проводивший уникальные телепередачи о классике на центральном телевидении США просто и увлекательно рассказывает от самых разных вещах: о роботе дирижера и оркестра, о структуре симфонических циклов и о лейтмотивах, о истории джаза, мюзикле, Моцарте, фольклоре и т.д. Отечественный вариант познавательных статей о музыке: работы советского искусствоведа, близкого друга Д. Шостаковича И.И. Соллертинского

2) Другой пласт литературы для начинающих: биографии композиторов, которые зачастую способны своим нарративом пробудить интерес реципиента к собственно музыке. К примеру "Возвышенное и земное" (биография Моцарта), Д. Вейса, биографии из серии ЖЗЛ Верди, Бетховена и Чайковского и т.д. В плане литературы это как правило газетное чтиво, но частенько пригождается для привлечения паствы в филармонии и оперные залы.

3) для людей, любящих литературу и музыку, есть целый пласт классических книг, обязательных к прочтению для более полного осознания истории классической музыки а именно: Томас Манн, "Доктор Фаустус" (роман перекликается с биографией Арнольда Шенберга), Герман Гессе, всем известные "Степной волк" и "Игра в бисер", романы Милана Кундеры (их всего 7 или 8) ни в одном не обходится без классической музыки, особый упор сделать на развернутое эссе "Нарушенные завещания" - удивительную компиляцию истории романа и музыки где перемешаны Рабле и средневековые хоралы, Достоевский и Чайковский, Кафка и Стравинский.

P.S. ну а вообще как сказал Д.Д. Шостакович: "Чтобы любить музыку надо ее слушать!"

5/6 Что почитать про панк-культуру?

Michael Azerrad — “Our Band Could Be Your Life: Scenes from the American Indie Underground, 1981–1991”

Стилистически довольно разнородный, но все равно очень занимательный компендиум знаний об американской хардкор-DIY-cцене в пересказе непосредственных ее участников: Black Flag, Minutemen, Husker Du, Butthole Surfers и других.

Легс Макнил и Джиллиан Маккейн —” Прошу, убей меня!”

Настольная книга о панк-роке после которой отношение к основным фигурам движения уже никогда не будет прежним. Хайлайты: история про подружку Игги Попа, которую он оставил плавать в бассейне лицом вниз потому что она всем надоела, продажа пылесоса Сиду Вишезу, Дэвид Боуи и куклы Вуду и, конечно же, рассказ Ди Ди Рамона про угол 53 и 3 улицы в Нью-Йорке.

George Berger Z — “The Story Of "Crass"”

Crass — одна из тех достаточно многочисленных групп в жанре, о которой намного интереснее читать, чем ее слушать: и эта книга тому прекрасное подтверждение. В истории мало было столь идеологизированных групп как Crass и тем любопытнее изучить их бэкграунд.

Александр Кушнир — “100 магнитоальбомов советского рока”

Монументальный свод знаний о сотне записей, определивших лицо русского рока – и не только: самое интересное здесь в главках о подзабытых героях – “Петле Нестерова”, “Коке”, “Братьях по разуму” и других. Только за одну эту книгу можно простить Кушниру все его поздние продюсерские фокусы с рокапопсом.

Ольга Аксютина — “Панк-Вирус в России”

Книга интервью (местами достаточно наивных – причём с обеих сторон переговоров) с представителями отечественной сцены, по факту же набор весьма занимательных баек из жизни Резервации здесь, Чудо-Юдо, Народном Ополчении и других ветеранов панк-рока.

Simon Reynolds — “Rip It Up and Start Again”

Все книги Саймонда Рейнольдса заслуживают внимания, но если выбирать одну, то это будет история пост-панка и смежных направлений, написанная им десять лет назад и так до сих пор никем и не превзойденная — правда, рекомендовать можно только английское издание книги, из американской версии выкинули две сотни совсем не лишних страниц.

Дэвид Кинан — “Британское эзотерическое подполье”

Если уж совсем расширительно толковать понятие панк (впрочем, именно с него начинали такие деятели как Тони Уэйкфорд и Даглас Пирс) и обращаться к чучхеистским принципам опоры на собственные силы, то Британское эзотерическое подполье можно рассматривать как учебник по самореализации в тяжелых условиях: на протяжении семиста страниц перед читателем проносится полный набор безумных гениев Королества — от Дэвида Тибета до Джона Бэланса. Крайне пронзительное и грустное чтение, учитывая, что трети героев уже нету в живых.

Catherine Smyth — “Weirdo. Mosher. Freak: (If Only They'd Stopped at Name Calling)”

Рассказ не столько про панк, сколько про отношение к нему в обществе — но от того не менее полезная для понимания того, какую роль играют субкультуры. Кошмарная история девушки-гота, забитой до смерти детьми из хороших семей, и крайне детальное расследование английской журналистки, восстанавливающей — как и почему это случилось и какую роль в трагедии сыграли власти, равнодушные к происходящему в городе.

6/6 Что почитать про хип-хоп?

Дэвид Туп — "Рэп-атака"

Лучшее исследование от эпохи зарождения жанра в конце 70-х до начала 90-х. Приятный бонус: есть на русском.

Nick Hasted — “The Dark Story of Eminem”

"Скандальная" биография одной из главных фигур в жанре. Читается как рэп-версия книги "Прошу, убей меня": много про секс, наркотики и хип-хоп.

RZA — "Wu-Tang Manual".

"Гид по Wu-Tang": все, что нужно знать о законодателях нью-йорского звука от их лидера. Есть и любительский перевод на русском — довольно хорошего качества и написанный со знанием дела livejournal.com

Jay-Z — "Decoded"

Из грязи в князи: автобиография рэпера, стабильно мелькающего в первой пятерке хип-хоп богачей Forbes. От торговли крэком на улицам — к браку с Бейонсе.

Ahmir Thompson — "Mo' Meta Blues: The World According to Questlove"

Книга ударника группы The Roots, больше 20 лет пребывающей в строю и не снижающей планку качества. Написана потрясающе, автор — живая энциклопедия жанра.