١٨أسئلة عن الإسلام
Ислам - самая молодая из монотеистических религий. И самая непонятная для славянского мира. Из неё вышли и великие ученые, и наиболее опасные террористы. В день завершения хаджа мы собрали самые главные вопросы о мусульманах и их религии
16 вопросов
1. Что на самом деле понимается под джихадом в Коране?2. Что означает совершение хаджа для мусульманина?3. Готовы ли мусульмане пожертвовать своей жизнью ради совершения хаджа?4. Почему в Исламе столько зеленого цвета?5. Бывают ли мусульмане, которые отказываются от ислама?6. Почему ислам, иудаизм и буддизм распространились в южных, жарких странах, а христианство пошло на север?7. Как складываются отношения японцев с исламом и правда ли, что в Японии ислам запрещен, а мусульманам не дают гражданства?8. Порицается ли гомосексуальность в неавраамических (христианство, ислам) религиях?9. Как, с точки зрения ислама, объясняется разрешение смены пола в Иране?10. В Коране алкоголь запрещён. А есть ли в Коране прямой запрет на наркотики?11. Если правоверный мусульманин взял себе двух жен, разрешает ли им Ислам заниматься сексом втроем?12. Кто для радикального исламиста хуже — христианин или атеист?13. Сложно ли быть мусульманином-левшой?14. Как определить, что халяльно, а что — нет?15. Имеется ли историческая причина запрета употребления в пищу свинины у мусульман?16. Какие есть пророчества о конце света в Исламе?

Под джихадом понимается «усилие на пути Аллаха», то есть это любое ощутимое позитивное действие, направленное на развитие и укрепление Ислама.

Позитивные действия в джихаде могут быть разными: сделать пожертвование на мечеть, купить халяльную продукцию, рассказать об Исламе своим знакомым, коллегам, носить хиджаб (для женщин), научиться читать Коран, выучить наизусть что-то из Корана, обучить кого-либо чтению Корана, участвовать в похоронах мусульманина, посещать мечеть и так далее и тому подобное.

2/16 Что означает совершение хаджа для мусульманина?

Ислам, как мы знаем, зиждется на пяти столпах. Пятый столп, который обязателен для каждого мусульманина, - это совершении паломничества хотя бы раз в жизни. Каждый мусульманин, который может это сделать - реализовать финансовую или физическую возможность, потому что человек может иметь деньги, но не иметь здоровья - должен раз в жизни совершить паломничество в Мекку.

Раньше у многих не было возможности совершать хадж, были деревни, где жил только один паломник — хаджи. Он привозил воду, у него была косушка — такой стаканчик, из которого когда-то пили - и когда у кого-то в деревне болели дети, все приходили к нему попросить эту косушку.

Мекка — это же истоки ислама, это те места, где жил пророк Мухаммед. С точки зрения ислама (я не говорю про другие религии), Кааба, этот квадратный дом Всевышнего, —была первой постройкой, воздвигнутой на этой земле. Это здание воздвигал еще Адам со своим сыном. Потом Авраам со своим сыном Израилем нашли руины и восстановили дом.

Это место очень святое, поэтому оно собирает всех верующих.

3/16 Готовы ли мусульмане пожертвовать своей жизнью ради совершения хаджа?

На этот вопрос я постараюсь дать ответ исходя из логики и, дабы не брать грех на душу, заранее предупреждаю, что могу ошибиться. В исламе есть пять столпов. 5 основ религии, без которых нельзя называться мусульманином. Свидетельство (шахада), пост (в Рамадан), намаз (5 обязательных молитв в день), закат (обязан выплачивать каждый мусульманин, обладающий определённым минимумом любого вида имущества, подпадающего под данную выплату) и совершение хаджа (первый хадж является обязательным, но при условии что мусульманин имеет на это средства и здоровье для путешествия). Так же одним из тяжких грехов является причинение вреда самому себе. Исходя из логики - жертвовать жизнью ради совершения хаджа не приемлемо. Если за всю жизнь у человека не появляется возможности совершить хадж, то грех на него за это не возлагается, а за причинение вреда себе самому будет большой грех. Надеюсь ответил на вопрос.

4/16 Почему в Исламе столько зеленого цвета?

Представление о зеленом цвете в исламе сильно преувеличено. Во всяком случае, как "цвет ислама" по преимуществу (флаги и т.п.) он стал восприниматься только в современную эпоху. В традиционной геральдике, искусстве и архитектуре не реже зеленого используются и другие цвета - белый, черный, красный, бирюзовый.

Однако традиционно те или иные цвета связываются с определенными течениями в исламе. Так, знамена Аббасидов были черными, а знамена Алидов - зелеными, отсюда зеленый стал знаком шиитов. В суфийском цветовом символизме зеленый, находящийся в середине спектра и не относящийся ни к теплым, ни к холодным тонам, указывает на трансцедентную абсолютную реальность (хакк) к соединению с которой стремится мистик, т.е. является цветом божественного.

5/16 Бывают ли мусульмане, которые отказываются от ислама?

Многие люди, воспитанные в мусульманской вере, не считают нужным соблюдать религиозные требования и ведут обычную светскую жизнь. Некоторые из них открыто объявляют себя неверующими и ведут борьбу против клерикализма, объединяясь в движения ex-Muslims по всему миру — хотя хадисы предписывают смертную казнь за отречение от мусульманской веры, и во многих исламских странах у атеистов есть все основания опасаться за свою жизнь.

Среди наиболее известных атеистов, открыто отрёкшихся от ислама, — современный писатель Салман Рушди, азербайджанский писатель-просветитель Мирза Фатали Ахундов, отец президента США Барак Обама-старший и многие другие.

6/16 Почему ислам, иудаизм и буддизм распространились в южных, жарких странах, а христианство пошло на север?

На самом деле, все религии родились в тепле, а дальше уже двигались в разные стороны. И вы не совсем правы, когда говорите, что христианство пошло именно на север. Оно просто больше всего распространилось по миру как миссионерская религия. Из миллиарда жителей Африки около 380 миллионов - христиане (правда, очень разных толков - от монофизитов до растафариан). А изначально оно просто распространялось по территории того государства, где родилось - Римской империи.

Иудаизм - вообще религия одного народа. Где народ "распространялся", там и религия присутствовала. Пока евреи жили в основном в Европе, иудаизм вместе с ними жил в Европе. Мигрируют евреи - мигрирует и их религия.

7/16 Как складываются отношения японцев с исламом и правда ли, что в Японии ислам запрещен, а мусульманам не дают гражданства?

1. Ислам в Японии НЕ запрещен и отношение к нему очень толерантное, даже после известных печальных событий с казнью японского журналиста бойцами ИГИЛ.

2. Гражданство в Японии иностранцам дают только в виде исключения, так что фактор ислама здесь совершенно не при чем.

3. Мусульмане-иностранцы в Японии живут своей общиной, что называется, никого не трогают и раздражения в местном обществе не вызывают. Есть даже некоторое количество японцев-мусульман, причем с довоенного (!) времени. Исламом интересовались многие видные японские националисты того времени. Исламофобии в Японии нет — ни политической, ни социальной.

8/16 Порицается ли гомосексуальность в неавраамических (христианство, ислам) религиях?

Да, хотя конкретные мотивы и формы порицания могут различаться. Например, в буддизме, также, как и в авраамических религиях, такие отношения осуждаются как «разврат», подобным образом этот грех осуждают зароастрицы, а также представители множества других политеистических религий. Всё упирается в то, что гомосексуальность это, с одной стороны, нечто необычное, а необычное в традиционном обществе всегда вызывает определённую настороженность. Кроме того, гомосексуальный секс всегда является внебрачным, так как брак в традиционном обществе строится вокруг детей, и, соответственно, любая религия, в той или иной степени вводящая концепцию супружеской верности (то есть, в общем, практически любая из существующих до сих пор) так или иначе будет его осуждать, если и не как некое «отдельное» прегрешения, то уж точно как форму разврата. Последний подход исповедуют, например, конфуцианцы, не так болезненно реагирующие на гомосексуализм, как таковой, но в принципе считающие, что спать надо с женой или, если она не приносит детей, с наложницами.

С другой стороны, конечно, реальная жизнь часто могла уходить далеко от теории, причём иногда – настолько далеко, что появлялись целые новые практики, создающие у современных наблюдателей ощущение полного отказа от осуждения гомосексуальности тем или иным обществом. Например, среди наименее образованных японских монахов в какой-то момент распространилась традиция воспринимать запрет на прелюбодеяние буквально и считать, что этот запрет подразумевает осуждение связей только с женщинами, а с мужчинами они вполне допустимы. В Китае гомосексуальность, напротив, была распространена среди наиболее образованных и успешных групп населения, где она, как и в древней Греции, могла восприниматься как некое естественное развитие дружбы (дружить с женщиной, с точки зрения архаичного человека, конечно, нельзя) или как особенно утончённое удовольствие. Особенно стоит отметить распространённое как в Греции, так и в других странах представление о ценности гомосексуальных отношений как НЕ подразумевающих секс, и соответственно более возвышенных и духовных, хотя понятно, что в реальности этому идеалу соответствовали далеко не все представители даже тех групп, которые его разделяли. Наконец, женская гомосексуальность могла даже поощряться в определённых кругах, например, в Китае, среди наложниц и проституток, как способ дополнительно развлечь их господина или клиента.

В конечном итоге всё сводилось не столько к установкам религии как таковой, сколько к общественным практикам и ментальности. Факт в том, что в случае гомосексуальности, в отличии от убийства или воровства, нет пострадавшего (я, разумеется, не беру случай изнасилования). Соответственно, в культурах и социальных слоях, где упор делался на общественную мораль, на религиозные запреты как на форму закона и регулирования отношения в социуме, на гомосексуальность не обращали особого внимания, если человек делал всё, что от него требовалось в семейной сфере (то есть женился и заводил детей, будучи мирянином, или, наоборот, не женился и не заводил детей, будучи священнослужителем). А в среде, где больший упор делался на личную мораль и на представление о том, что какие-то поступки плохи сами по себе, как нарушение воли Бога, баланса космических сил и так далее, гомосексуальность сталкивалась с более жёстким порицанием на практике. Так как последнее в несколько большей степени применимо к авраамическим религиям, а первое – к восточным, соответственно можно сказать, что христианство было несколько менее терпимо, хотя в обоих случаях речь идёт об очень широких обобщениях, имеющих громадное количество исключений. Но на практике ситуация была ещё сложнее, в зависимости от того, где, когда и между кем разворачивались отношения. Однако, если отвечать на вопрос формально, то надо признать, что подавляющее большинство религий на уровне формальной этических принципов традиционно осуждало гомосексуализм.

Напоследок стоит упомянуть о существовании в некоторых религиях, в основном, шаманистского толка, санкционированных гомосексуальных отношений. Это происходило в связи с так называемой «шаманской болезнью», для прохождения которой шаман иногда должен был в буквальном смысле «поменять пол», полностью став мужчиной или женщиной с точки зрения общества. Хотя это была абсолютно легитимная практика, речь, фактически, идёт не о толерантности, а просто об иной форме ограничений. Шаманом становился тот, кто заболевал «шаманской болезнью», и он был обязан, вне зависимости от своего желания, сделать то, что должен и пройти соответствующий путь до конца, в том числе – и в плане смены пола, если это оказывалось необходимо.

9/16 Как, с точки зрения ислама, объясняется разрешение смены пола в Иране?

Действительно парадоксально, но, в отличии от ряда арабских стран Ближнего Востока, операции по смене пола в Иране разрешены и даже частично спонсируются государством как раз из-за исламской формы правления, установленной после революции 1979 года в рамках доктрины велаят-э-факих (досл. «руководство богослова-законоведа»). В соответствии с этой концепцией, зиждущейся на определённых традициях главенствующего направления шиитского ислама (т.н. двунадесятничества) верховной властью обладает Высший руководитель Исламской Республики Иран – рахбар. Как это принято в религиозной практике, рахбар, являющийся религиозным авторитетом - марджой ат-таклидом, выпускает свои суждения-фетвы, имеющие в Иране фактически юридическую силу. Одна из них, как правильно замечено в предыдущем комментарии, дала основания для формального признания транссексуалов.

История этого решения такова. Ещё задолго до того как стать лидером Исламской революции, Рухолла Хомейни в собрании своих фетв «Тах̣рир аль-Вас̣ила» (араб. «Средства к спасению» или «Пути к освобождению»), изданном в 1965 г. написал по вопросу смены пола:

".الظاهر عدم حرمة تغيير جنس الرجل بالمرأة بالعمل وبالعكس"

Что, примерно, переводится, как:

"В божественном откровении (не нуждающемся в иносказательном толковании), нет запрета на изменение пола через операцию из мужчины в женщину и наоборот".

Таким образом, клерик считал смену пола, не изменением Божьего творения, а скорее необходимым способом лечения от болезни «двойного пола». В пропущенной части цитаты, например, особо оговаривается, что менять пол могут гермафродиты. Вообще с точностью понять пол человека является в исламе важным для определения его или её роли и действий, например, во время намаза. Хомейни при этом резко высказывался против гомосексуализма, полагая его харамом (араб. «запрещённым»).

В 1978 г., за год до свержения шаха Мухаммада Резы Пехлеви и своего прихода к власти, к находившемуся тогда в изгнании в священном для шиитов иракском Неджефе аятолле за советом обратился Ферейдун Хатун Молкара, верующий мусульманин, уверенный в том, что ему необходимо стать женщиной. Это обращение однако не возымело никаких конкретных последствий, зато победившая через год в стране Исламская революция реализовала представления Хомейни о необходимости запрета гомосексуализма, в качестве наказания за который до сих пор предусмотрена смертная казнь.

Таким образом, Молкара, будучи на тот момент трансвеститом: используя женский макияж или одеваясь в женскую одежду, подвергал себя опасности быть обвинёнными в мужеложстве. Однако в 1987 г. он смог – через сына Хомейни Ахмада - добиться личной встречи с Лидером. По воспоминаниям Молкары, имам не был в курсе разницы между гермафродитами и транссексуалами. Разобравшись в ситуации после совета со своими врачи, Хомейни, как утверждал Молкара, назвал его «Божьим слугой» и дал согласие на то, чтобы тот сменил пол. Тогда же в ответ на запрос Судебно-медицинской организации Ирана Министерство юстиции, руководствуясь всё той же ранее упомянутой фетвой аятоллы Хомейни, признало смену пола законодательно соответствующей исламу (араб. ينطبق – «быть соответствующим»). После операции, проведённой в Таиланде в 1997 г., теперь уже Марьям Молкара, стала, судя по всему, первым гражданином ИРИ, признанным государством в качестве транссексуала.

В религиозном центре Ирана, Куме, также занимаются изучением проблемы транссексуалов в соответствии с нормами ислама. Экспертом по проблемам смены пола считается ходжат аль-ислам Мухаммад Кариминия, защитивший диссертацию по этой теме и написавший по этой теме книгу «Смена пола с позиции законодательства и исламской юриспруденции». К сожалению, её копию по-персидски (на другие языки она, полагаю, пока не переведена) в интернете найти не удалось. Согласно же позиции нынешнего Верховного руководителя аятоллы Али Хаменеи, операции можно проводить, «если они помогают человеку определить его настоящий пол».

Государство финансирует их (на сумму 3-3,5 тыс долл), одновременно осуществляя полный контроль за процессом, начиная от первой консультации у психотерапевта, заканчивая визитом непосредственно к хирургу (всё это занимает около полугода). На сегодняшний момент в Иране проживают порядка десяти тысяч транссексуалов, а по количеству проводимых операций (по разным данным от 500 до 700 ежегодно) Исламская Республика уступает только Таиланду.

10/16 В Коране алкоголь запрещён. А есть ли в Коране прямой запрет на наркотики?

В Коране нет, но есть в хадисах (изречениях Пророка, собранных в Сунне). Там говорится, что запрещено (харам) всё, что замутняет разум [Абу Дауд, 3669]. Запрещено всё опьяняющее и расслабляющее (муффатир) [Абу Дауд, 3686]. Наркотики вполне попадают под это описание. В конце концов запрещено всё вредное (мударр).

11/16 Если правоверный мусульманин взял себе двух жен, разрешает ли им Ислам заниматься сексом втроем?

Нет. Групповой секс — запрещённое и порицаемое деяние в Исламе, даже если это жены и они не против. Правоверный мусульманин должен уделять каждой из них время наедине по очереди.

12/16 Кто для радикального исламиста хуже — христианин или атеист?

Вопрос заковыристый.

1. "Радикальный исламист" - скорее штамп, который используют СМИ, нежели однозначное определение какой-то группы людей. Соответственно, раз нет такого понятия, нет и однозначного устоявшегося отношения оных к христианам или атеистам.

2. Для начала - про формулировку "кто хуже". Если рассматривать вопрос с точки зрения мусульманских канонов и практики, то формулировка "кто хуже" исламу не близка. В жизнеописании Пророка Мухаммеда предельно ясно видно, что у мусульман не было и нет традиции сидеть и размышлять о том, кто же из окружающих людей хуже, а кто лучше. Верующие люди скорее сконцентрированы на работе над собой, а не в поиске минусов у окружающих. Это вопрос фокуса.

3. Далее. Христиане (как и иудеи) многократно упоминаются в Коране как "Люди Писания", и им, бесспорно, в исламе почет. Однозначно утверждается, что Бог у всех один, а различия в формате религиозной мысли и практики - результат случайных или осознанных изменений религии людьми в разных исторических контекстах.

4. Атеистам в исламе почета меньше, так как атеист, с позиции верующего, пока не осознал ценности всех ресурсов, данных ему Всевышним, а также не обладает достаточными прозорливостью, мудростью и стремлением к свету, чтобы осознать фундаментальные законы устройства мира. Плюс непонятно, что ждать от атеиста - ведь если от истинно верующего плохого ждать не приходится (не берем во внимание СМИшных "радикальных исламистов" - там не про веру, а про политику и ресурсы), то от атеиста, не ограниченного надежными ментальным установками - что ждать непонятно. Естественно, у потребителей СМИ тут может возникнуть непонимание - как так, обычно принято всех этих бородатых дядек с экранов (и, следовательно, ислам) считать опасным и непредсказуемым. Но. Если говорить о канонах, а не о телевизионной картинке, то можно вспомнить хотя бы хадисы (высказывания Пророка Мухаммеда) о том, что рядом с верующим человеком все чувствуют себя в безопасности, надежности и комфорте. Атеисты же, по сути, ограничены рамками и ментальным установками своей культуры, не более. Но, произойди чего стрессовое, сложно дать гарантии, что такой человек не пойдет творить нелицеприятное - объективных крепких конструктивных ограничений-то у него в голове нет.

5. Следующий момент, который нужно обязательно упомянуть в контексте разговоров о радикальных исламистах - это четкая и категоричная установка в Коране (аят 2:256): "Нет принуждения в религии". Тема занятная и поучительная с точки зрения истории - можно поизучать. Вывод простой - нормальный мусульманин не "относится хуже" и не заставляет никого ничего предпринимать, особенно в вопросах веры.

6. Подводим итог. Мусульманин - предельно уважительно относится и к атеисту, и к христианину (но христианина любит еще больше вследствие созвучности мировоззрения). А радикальный исламист - нет конкретики, как к кому он относится, история экстремистской деятельности, связываемой с исламом (которой, кстати, всего-то несколько десятилетий), показывает, что конфликтуют эти ребята безсистемно, направо и налево. Всё зависит от конкретных политических задач заказчиков и идеологов, стоящих за этими [чаще всего очень необразованными] людьми.

13/16 Сложно ли быть мусульманином-левшой?
14/16 Как определить, что халяльно, а что — нет?

Визуально — никак. Во-первых, в мусульманских странах редко кто продаёт нехаляль, поэтому никто ни у кого об этом не спрашивает. По себе скажу, что самое частое использование термина «халяль» я заметил именно после переезда в Россию.

Во-вторых, продавать нехаляль под видом халяль — большой грех для продавца (теоретически можно съесть свинину, не зная об этом, и быть свободным от греха).

15/16 Имеется ли историческая причина запрета употребления в пищу свинины у мусульман?

Запрет на свинину является частным случаем пищевых запретов, перешедших в ислам из иудаизма, где их (пищевых запретов) очень много. Халяльная пища не во всём, но во многом, происходит от кошерной. В Пятикнижии, а именно книге Второзаконие 14:8 говорится, мол, не ешьте свиньи, нечиста она для вас. Там это подаётся как божественное установление. Можно спекулировать на тему того, имеет ли это исторические предпосылки, но едва ли это будет достоверно.

16/16 Какие есть пророчества о конце света в Исламе?

Любое учение о конце света зовется эсхатологией, потому проще найти Эсхатология Ислама.

Вкратце, скажу, такое учение есть.

Оно примечательно тем, что в исламе смерть считается малым концом.

Загробный мир так и зовется, Конец(Ахират) земной жизни. Большой же Конец произойдет после Судного Дня(Киямат), который между первым и вторым звучанием труб ангела Исрафаила. Но когда это произойдет не знает никто, кроме Аллаха. Чтоб все были готовы и не откладывали праведность в долгий ящик.

Праведники-мусульмане попадут в райские сады, пройдя по мосту толщиной в человеческий волос, а неправедники упадут в преисподнюю...