Турбонадувательство
Volkswagen оказался в центре беспрецедентного скандала. Немецкий автоконцерн обвиняют в нарушении экологических норм и глобальном обмане. Эксперты отвечают на вопросы о том, почему это произошло и что будет дальше.
5 вопросов
1. В чем суть скандала вокруг Volkswagen?2. Почему Volkswagen обманывал всех об экологичности своих машин?3. Какими могут быть последствия скандала вокруг Volkswagen?4. Как долго может храниться секрет в такой крупной компании как Volkswagen?5. Откуда взялся стереотип о том, что немцы честные?

Суть примерно в следующем. Помимо государственных агентств, которые проводят обязательные официальные тесты на экологичность автомобилей, есть еще и различные общественные организации и исследовательские центры, которые проводят похожие тесты ради интереса. Поскольку им необязательно тестировать все новые модели автомобилей, они имеют возможность выбрать небольшое число моделей, но протестировать их гораздо более детально.

В случае с Фольксвагеном подобным агентством, решившим провести детальные тесты, был Международный Совет по Экологичности Транспорта. Как бы неожиданно и невероятно это ни звучало, но он действительно является независимым и никакого желания насолить Фольксвагену не испытывает: он финансируется не Тойотой, Дженерал Моторс или Госдепом, а частными благотворительными фондами и такими организациями, как ООН и Всемирный Банк (полный список спонсоров в конце документа здесь: theicct.org).

Данный Совет провел тесты выбросов вредных веществ не в лабораторных, а в реальных дорожных условиях в Европе и в США (theicct.org). В американском исследовании принимали участие ученые из университета Западной Вирджинии (autonews.com). Университет Западной Вирджинии, насколько мне известно, тоже не получает финансирования от Тойоты, БМВ или Дженерал Моторс.

Тесты заключались в том, что на автомобили устанавливался портативный центр, изучающий выхлоп автомобиля и подсчитывающий содержание вредных веществ. Выяснилось, что в США из трех дизельных моделей (одна модель БМВ и две модели Фольксвагена) БМВ в реальных условиях соответствует всем требованиям (видимо, БМВ - скучная и неинтересная машина), а вот у Фольксвагена содержание вредных веществ в выхлопе превышает норму во много раз (theicct.org). Данными результатами заинтересовались Агентство по охране окружающей среды США и подобное агентство штата Калифорния. И уже в ходе их разбирательства выяснилось, что автомобили Фольксваген с дизельными двигателями ведут себя в лаборатории иначе, чем на дороге. А поскольку это нарушение требований и так делать нельзя, разгорелся скандал.

Почитать всю историю на английском можно тут: vox.com и bloomberg.com .

P.S. Но проще, конечно, верить в то, что это все устроили Госдеп, Тойота и Дженерал Моторс, которые пытаются насолить бедному Фольксвагену.

2/5 Почему Volkswagen обманывал всех об экологичности своих машин?

Это большой вопрос – обманул ли он или сам обманулся.

Нельзя голословно утверждать до решения комиссии, в чем конкретно проблема. Я оцениваю эту ситуацию как конкурентную борьбу с Volkswagen. Он концерн номер один по производству автомобилей и с ним сегодня идет борьа – честными методами и не очень.

Не важно – бизнес не приемлет честные приемы. Те 18 миллиардов долларов, на которые претендует Министерство юстиции – это тоже большой вопрос.

На экологию это сильно не влияет… И я не думаю, что Volkswagen сделал это намерено.

3/5 Какими могут быть последствия скандала вокруг Volkswagen?

Volkswagen — один из сильнейших мировых концернов, у них огромное количество брендов.

Максимум, что им грозит — это уход с американского рынка, что само по себе, конечно, очень неприятно, потому что рынок США огромный. Но серьезно за конкурентов это их не откатит, потому что у Volkswagen огромное количество технологий, и рано или поздно автоконцерн вернется в Америку.

Да, конечно, это будет не просто, это будет очень больно и очень дорого. Да, последует, скорее всего, сокращение объемов продаж. В этой ошибке автоконцерну предстоит разбираться, это займет не один месяц, и даже не один год, скорее всего.

Перестановки внутри компании возможны, скорее всего, будет отставка. Но это же не террористический акт. В отставку может уйти и глава концерна, потеряв авторитет среди инвесторов. А инвесторы Volkswagen — серьезные ребята.

4/5 Как долго может храниться секрет в такой крупной компании как Volkswagen?

Этот вопрос касается внутренних правил компании.

Такие вещи выходят на поверхность либо мгновенно (если человек обладает достаточным уровнем открытости и честности относительно социума, чтобы не сдерживать эту информацию), либо хранятся достаточно долго (если вы , к примеру, посмотрите на информацию, которая хранится в нашей стране по поводу репрессий или того, что происходило во время Второй мировой войны). Всё зависит от того, в чьи руки попадёт информация.

Есть очень много факторов, которые влияют на ситуацию: политический, социальный, психоэмоциональный. На это ещё накладываются психологические особенности нации. Например, у нас в стране отношения между людьми превалируют над соблюдением закона. То есть люди к своим всегда относятся лучше, чем это должно было бы быть по букве закона.

Вы знаете, есть потрясающая фраза Сергея Довлатова: "Мы без конца ругаем товарища Сталина, и, разумеется, за дело. И все же я хочу спросить – кто написал четыре миллиона доносов?".

Так что всё зависит от того, какие внутренние распорядки есть в культуре. Как люди взаимодействуют на уровне one to one. Безусловно закон имеет значение, но, повторюсь, в таких странах, как наша, работает то, что правильно внутри семьи.

5/5 Откуда взялся стереотип о том, что немцы честные?

Такого стереотипа во всемирном контексте нет, это кардинальная добродетель. Сказать, что немцы честные нельзя. Если говорить о европейском контексте, то речь, скорее, о таких (вторичных) добродетелях как пунктуальность, точность работы и так далее.

Я думаю, что и в русской культуре отличительными являются такие черты как последовательность, педантичность и пунктуальность. Возьмём ли мы Штольца, который противопоставляется Обломову, или рассказ Лескова “Железная воля”, где сатирически выведены определённого рода черты “немцев”. Можно указать на целый пласт литературы, где это всё отражено и закреплено. В значительной степени такое представление о немцах идёт оттуда. Это некий культурный стереотип, тенденциозный (как и всякие стереотипы), но он имеет место.

Тем не менее, немцы стараются (это, скорее, уже не русская история) поддерживать репутацию людей пунктуальных и точных. Вот эти качества переносятся на немецкие технологии и их позиционирование. Есть некие образцовые товары (они, правда, относятся больше к предшествующей, индустриальной эпохе), которые совершенно точно такого рода качество подчёркивают. Говорим ли мы о вечной швейной машине ZINGER, говорим ли мы о технике и достоинстве оптики фирмы Zeiss или фотоаппарата Leica.

Кроме того, помимо культурных стереотипов, немцы действительно стараются выдерживать уровень тонкой и очень сложной работы. Потому что, если взять автомобили, то Volkswagen - это, конечно, массовый автомобиль, но есть и Porsche, который является сосредоточием передовых технологий. Так что культурные представления о немцах являются важной составной частью позиционирования немецких товаров и направляют определённого рода индустрию к изготовлению такого рода товаров.

Но я думаю, что немецкое качество как элемент рекламы - это российская тема. Просто не надо забывать, что всё-таки технологии в Россию очень часто привозились немцами. И в послевоенный период сюда были перемещены целые заводы. Так что это наша особенность в большей степени.