Казни, пытки и веселье
Справедливы ли мифы об ужасах европейской средневековой гигиены? За что могли наказать\казнить в Средневековье? Как отличалось средневековое понимание времени от современного? Специалисты по истории Средних веков отвечают на TheQuestion.
16 вопросов
1. Как женщины Средневековья справлялись с менструацией в условиях отсутствия нижнего белья и современных средств гигиены?2. Справедливы ли мифы об ужасах средневековой европейской гигиены?3. Почему в раннем Средневековье не использовались научные достижения греков и римлян?4. Как предохранялись от нежелательной беременности в Средние века и предохранялись ли вообще?5. Как в Средние века лечили от оспы и выживали ли заболевшие?6. Заслуженно ли Средневековье приобрело репутацию «темных веков»?7. Как отличалось средневековое понимание времени от современного?8. Является ли контент паблика «Страдающее Средневековье» богохульным?9. Как жилось глухим, слепым или немым в Средневековье?10. Какую литературу стоит прочитать для изучения средневекового эпоса?11. За что могли наказать\казнить в Средневековье?12. Ближний Восток в Раннем Средневековье был флагманом науки и искусства, но что пошло не так?13. Какой символизм у отрезанных пенисов в средневековой миниатюре?14. Какие книги стоит прочесть об организации университетского образования в Средние Века?15. Правда ли, что продолжительность жизни в Средних веках была около 30 лет?16. Правда ли, что в Средние века на Руси мылись гораздо чаще, чем на Западе?

В Европе Средних веков жизнь женщины детородного возраста проходила в череде беременностей, плюс периоды кормления грудью, когда тоже у многих женщин менструация отсутствует. 10-20 менструаций за всю жизнь — вполне нормальная для тех времен ситуация, так что женщины не заморачивались. Нижнюю рубаху меж ног просунуть плюс несколько нижних юбок — даст Бог, сильно не просочится.

Есть информация, что на Руси женщины использовали «срамные порты» из плотной ткани, но, скорее всего, в большинстве случаев также нижние рубахи и сарафаны выручали.

Если говорить об Азии, то там было поаккуратнее. У японок, например, был специальный пояс, обвивавший все нужные места и впитывавший менструальные выделения. В Азии же появились своего рода одноразовые прокладки — конверты из сложенной бумаги.

Очень долго в Европе и Америке пользовались многоразовыми прокладками из фетра или плотной ткани. Воспользовалась — постирала. Нет возможности постирать (в поездке, например) — выбросила в камин.

Прообраз современной прокладки появился в ходе Первой мировой войны: французские сестры милосердия догадались, как лучше использовать целлюкоттон (типа ваты, но на основе целлюлозы), и это стало своего рода революцией для женской гигиены.

2/16 Справедливы ли мифы об ужасах средневековой европейской гигиены?

В Средние века люди мылись, когда у них был доступ к воде. Богатые люди с хорошими домами и кучей слуг могли часто мыться в огромных деревянных ванных. Бедняки в разных частях Европы могли иметь больший или меньший доступ в общественные купальни. Есть множество изображений XIV и XV веков, на которых люди принимают ванные.

Из письменных источников о больничных, медицинских, хирургических практиках понятно, что в Средние века люди понимали, что чистота важна для здоровья. Мытье и умывание были частью частью режима здоровья в соответствии с древней медицинской теорией Галена. Принятие ванны могло быть прописано больному. Хотя слишком частое мытье могло казаться тогда угрозой для здоровья, потому что из-за него расширялись поры, опасность заболеть увеличивалась. По этой причине общественные бани и купальни обычно закрывали во время вспышек чумы. Ещё одна причина антисанитарии в том, что тогда верили, что моральное разложение становится причиной эпидемий, а общественные бани были известны в том числе и как публичные дома. Так что во время чумы бани закрывали просто для того, чтобы не распространялось греховное поведение.

Конкретные привычки в области гигиены зависели от региона, религии и социального статуса. Например, известно, что люди ели руками, это было обычное дело. Вилок просто не было. Были ложки и ножи. Что касается чистки зубов, то из англо-саксонских манускриптов X века понятно, что такие обычаи существовали; скорее всего, это пришло от римлян. Что касается духов, их изобрели вовсе не в Средние века, а ещё в древности, и использовали их для многого, в том числе в религиозных целях, а не только чтобы заглушить неприятные запахи тела.

3/16 Почему в раннем Средневековье не использовались научные достижения греков и римлян?

Под ранним средневековьем обычно понимают период западноевропейской истории, связанный с упадком Западной Римской империи. Вторжение варваров во главе с остготами, религиозные столкновения между арианами и ортодоксальными христианами, социальная и политическая нестабильность являлись не самым удачным фоном для культурного развития. Знание греческого языка становилось все более редким навыком, а трансляция научных и философских достижений античности – уделом одиночек. Тем, что культурная традиция тем не менее продолжала существовать, мы обязаны таким «медиаторам» античной культуры, как Марциан Капелла, Кассиодор, Боэций, Исидор Севильский. Они переводили на латинский язык логические трактаты Аристотеля и неоплатонические сочинения, создавали энциклопедии и научные компиляции, которые широко использовались в эпоху ранних средних веков и тем самым послужили основой для протосхоластического образования.

4/16 Как предохранялись от нежелательной беременности в Средние века и предохранялись ли вообще?

Секс, как и вся жизнь, средневекового человека, находился под большим влиянием церкви. Половой акт с целью получения удовольствия воспринимался ею негативно, так как соитие, по мнению священников, должно было происходить исключительно для деторождения. Парижский теолог XII века Гуго Сен – Викторский и вовсе утверждал, что «зачатие детей происходит не без греха».

Любое использование контрацептивов строго осуждалось. Епископ Бурхард Вормсский (965 – 1025) предлагал исповедникам задавать женщинам на исповеди, в числе прочих, следующий вопрос: «Сделала ли ты так, как обычно делают некоторые женщины, которые, предавшись блуду и желая умертвить плод, изгоняют его из своего чрева с помощью колдовства или трав, либо поступают так же, дабы не понести? Если ты это совершала или учила этому других, — три года покаяния. Но в случае повторения такая женщина должна быть отлучена от Церкви до конца жизни, потому что любое препятствие зачатию считается убийством». Однако об отдельных случаях использования контрацепции епископ отзывался более терпимо: «Вместе с тем существует огромная разница между бедной женщиной, которая не в силах прокормить ребенка, и той, которая хочет скрыть последствия своего греха».

Но церковные запреты вовсе не означали, что люди не предохранялись от нежелательной беременности. Одним из наиболее распространённых способов избежать зачатия был прерванный половой акт. Также уделяли внимание позиции при сексе, считая, что в положении «женщина сверху» оплодотворения не произойдёт. К слову, данная поза осуждалась церковью, так как в её представлении женщина не должна была доминировать над мужчиной.

Применялись такие способы как введение во влагалище смоченных в уксусе тампонов, спринцевание мочой, употребление отвара спаржи и измельчённой пастушьей сумки. Кроме того, практиковались магические методы контрацепции – амулеты из ушной серы осла, яичек горностая, костей чёрной кошки, которые прикладывали к внутренней стороне бедра женщины сразу после полового акта.

Использовались и презервативы, известные ещё с древнеегипетских времён. Они получили широкое распространение в связи с эпидемией сифилиса, охватившей Европу в конце XV века. Итальянский врач и анатом Габриэль Фаллопий (1523 – 1562) в своём трактате «О французской болезни» рекомендовал использовать презерватив в качестве защиты от венерических заболеваний. Описанный учёным кондом представлял собой чехол из льняной ткани, пропитанный химическим раствором и высушенный. Его следовало надеть на головку полового члена и закрепить на месте подвязками. Фаллопий писал, что протестировал своё изобретение на 1100 человек и ни один из них не заразился.

Различные методы контрацепции использовались и на средневековом Востоке. Арабские женщины предупреждали зачатие введением во влагалище тампонов с калом копытных животных. Персидский врач Ибн – Сина (980 – 1037) в качестве контрацепции рекомендовал сразу после полового акта встать и сделать 7 – 9 прыжков назад, вследствие чего сперма должна была выйти из тела. Также он предлагал использовать в качестве пессария листья капусты, вымоченные с семенами, мятой и кедровым маслом.

Как можно видеть, несмотря на все запреты, люди Средневековья не отказывали себе в удовольствиях и использовали различные средства для отсутствия последствий. А вот эффективность и безопасность некоторых из них – это уже другой вопрос.

5/16 Как в Средние века лечили от оспы и выживали ли заболевшие?

В Средневековье оспа была одной из наиболее распространённых болезней. Её эпидемии уносили ежегодно множество жизней в Европе и Азии, а у большинства из тех, кто выжил, оставались глубокие шрамы, при этом самые заметные – на лице. Редко встречались люди, не перенесшие это заболевание. Итальянский врач и учёный Джироламо Меркуриалис (1530 – 1606) утверждал, что «каждый человек должен болеть оспой, по крайней мере, один раз в жизни».

Об оспе писали многие средневековые авторы. В 570 году епископ Марий Аваншский, упомянувший её в своих трудах, впервые употребил латинское название заболевания, сохранившееся до сих пор, – variola. Египетский врач – офтальмолог Х века Исаак Иудей считал оспу детской болезнью, которая способствовала очищению организма от ядов, воспринятых в утробе матери из менструальной крови.

Одним из наиболее обстоятельных трудов, посвящённых этому заболеванию, является «Книга об оспе и кори», которую написал персидский медик X века Абу Бакр Мухаммад ибн Закария ар – Рази, известный в Европе как Разес. Он дал описание течения обоих болезней, предвестников, симптомов и лечения, указав отличия оспы и кори как двух самостоятельных недугов. Разес считал, что кровь меняет свои свойства с возрастом. В детстве и юности она является горячей, жидкой и кипящей, затем отстаивается и становится крепкой, а в старости скисает и охлаждается. Оспенная сыпь, по его мнению, возникала из пузырьков газа в кипящей детской крови. Он писал: «Молодая детская кровь подобна молодому вину, которое всегда готово к брожению. Поэтому – то корь или оспа обычно наблюдаются у детей». Помимо детей, склонными к заболеванию оспой Разес считал полных и потливых людей, а также любителей сладкого. В качестве профилактики он предлагал периодическое кровопускание и особую диету из жирных подкисленных холодных продуктов, которые препятствуют брожению крови. При заболевании оспой Разес считал что «следует заботиться о глазах, веках, ушных каналах, внутренности носа, горле и суставах, чтобы в них не происходило никакого гниения». Он особо отмечал невосприимчивость людей, перенесших инфекцию, к повторному заболеванию. В его труде также содержится упоминание о широко известном на Средневековом Востоке методе прививки оспы – вариоляции. Её суть состояла во введении в кровь здорового человека содержимого оспенных пузырьков больного, приводившем к заболеванию в лёгкой форме. Кроме Разеса, об этом методе сообщают письменные источники Индии и Китая. Но вариоляция не всегда давала желаемые результаты. Иногда она приводила к тяжёлому заболеванию и смерти привитых людей, часто вызывала эпидемии и не всегда предохраняла от последующего заражения.

Ещё хуже обстояло дело в Европе. Не зная до конца истинной природы смертельно опасного заболевания, люди не могли справиться с ним при помощи методов примитивной средневековой медицины, которая совмещала рациональные способы лечения и веру в сверхъестественное. Для предотвращения и лечения оспы использовали заклинания, молитвы и талисманы, разумеется, не дававшие желаемого эффекта. Широко практиковали такой метод как обёртывание больных в ярко – красную ткань, полагая, что она способна выманивать оспу наружу. Также этот способ использовался и для лечения других болезней, связанных с жаром и сыпью. В Англии XVI века людям, заболевшим оспой, прикладывали к телу разрезанных пополам мышей. Конечно, эти методы не давали нужного лечебного эффекта, и смертность оставалась высокой.

Одну из эпидемий оспы, обрушившуюся на Галлию в августе 580 года, описал в своём труде «История франков» епископ VI века Григорий Турский. Он хорошо показывает, как люди того времени относились к страшной инфекции и пытались ей противостоять. Вот отрывок из его сочинения.

«…У тех же, кто ею страдал, была сильная лихорадка с рвотой и нестерпимая боль в почках; темя и затылок были у них тяжёлыми. То, что выплёвывалось изо рта, было цвета жёлтого или, вернее, даже зелёного. Многие утверждали, что там находится яд. Простые люди называли эту болезнь внутренней оспой; это вполне возможно, так как если ставили банки на лопатки или на бёдра, появлялись нарывы, которые лопались, гной вытекал, и многие выздоравливали. Но и травы, исцеляющие от заражения, принятые как настой, очень многим приносили облегчение. Эта болезнь, начавшаяся в августе месяце, прежде всего поражала детей и уносила их в могилу. Мы потеряли милых и дорогих нам деток, которых мы согревали на груди, нянчили на руках и сами, приготовив пищу, кормили их ласково и заботливо. Но, вытерев слезы, мы говорим вместе с блаженным Иовом: «Господь дал, Господь и взял; как угодно было Господу, так и стало. Да будет благословенно имя Господне во веки».

И было так, что в эти дни тяжело заболел король Хильперик. Когда он начал выздоравливать, заболел, еще не «возрождённый от воды и Духа Святого», его младший сын. Видя, что он находится при смерти, они его окрестили. Когда ему на некоторое время стало лучше, заболел этой болезнью его старший брат, по имени Хлодоберт. Мать его Фредегонда, видя, что Хлодоберт находится в смертельной опасности, охваченная поздним раскаянием, сказала королю: «Долгое время нас, поступающих дурно, терпело божественное милосердие. Ведь оно нас часто карало лихорадкой и другими страданиями, а мы не исправились. Вот уже теряем мы сыновей! Вот их уже убивают слезы бедных, жалобы вдов, стоны сирот. И неизвестно, для кого мы копим. Мы обогащаемся, не зная сами, для кого мы собираем все это. Вот сокровища, отнятые силою и угрозами, остаются без владельца! Разве подвалы не изобилуют вином? Разве амбары не наполнены зерном? Разве твои сокровищницы не полны золота, серебра, драгоценных камней, ожерелий и других украшений королевского двора? И вот мы теряем прекраснейшее из того, что у нас было. Теперь, если угодно, приходите. Мы сожжём все несправедливые налоговые списки, пусть нашей казне будет достаточно того, что достаточно было нашему отцу и королю Хлотарю». Так говорила королева и била себя в грудь кулаками, затем велела принести налоговые книги, которые привез Марк из городов их королевства, и, бросив их в огонь, вновь обратилась к королю: «Что же ты медлишь? — сказала она.— Видишь, что я делаю? Делай и ты то же. Если и деток потеряем, то хоть вечной муки избежим».

Тогда король, раскаявшись, предал все налоговые книги огню. И когда книги были сожжены, король послал людей, чтобы они запретили на будущее составлять налоговые списки. После этого младший мальчик, снедаемый сильным недугом, скончался. С глубочайшей скорбью его отвезли из виллы Берни в Париж и предали погребению в базилике святого Дионисия. А Хлодоберта положили на носилки и принесли в Суассон, в базилику святого Медарда, и, опустив его на могилу святого, дали обет от его имени. Но в полночь, задыхаясь и ослабев, он испустил дух. Его похоронили в базилике святых мучеников Криспина и Криспиниана. Тогда великое рыдание было во всём народе. Плачущие мужчины и женщины в траурных одеждах, в таких, в каких они хоронят мужей, следовали за похоронной процессией. И потом король Хильперик раздал много подарков церквам, базиликам и бедным людям».

Остаётся только добавить, что никакими известными способами остановить эпидемию не удалось. Она продолжала свирепствовать ещё два года.

В России появление оспы, вероятно, произошло в первой половине XV века. Никоновская летопись под 1427 годом сообщает: «Мор бысть велик во всех градех русских по всем землям, и мерли прыщем; кому умереть, ино прыщь син, и в третий день умираше, а кому живу быти, ино прыщь черлен на долго лежит дондеже выгниет. И после того мору как после потопа толико лет люди не почали жити, но маломочный и худи, и щадушнии начаша быти». Эффективных средств борьбы со страшной болезнью жители Руси не знали, поэтому в дальнейшем её эпидемии часто повторялись.

В XVII веке оспа вместе с землепроходцами из Центральной России проникла в Сибирь, где начала производить опустошения среди коренных народов, не имевших никакого иммунитета против инфекции. Историк П.А. Словцов (1767 – 1843) писал, что они «не только по своему неведению, но и по образу жития должны были испытать всю жестокость заразы». В 1610 году эпидемия оспы вспыхнула среди остяков Нарымского воеводства. Там она опустошила целые районы. Город Нарым обезлюдел. Так как хоронить трупы умерших было негде и некому, тела отвозили на пустошь вблизи города, где их поедали дикие животные.

Местные жители, считая оспу неким злым духом, с целью запугать её ставили перед входом в юрты натянутые луки со стрелами или, чтобы обмануть болезнь, выжигали горящим трутом на теле ямки — подобие оспенных рубцов. Но для предотвращения заражения эти средства были бесполезны. Оспа вплоть до конца XVIII века продолжала распространяться среди народов Сибири, унося жизни и уродуя людей.

Средневековая медицина была бессильна против тяжёлой инфекции. Тщательное изучение оспы, борьба с ней и, наконец, её ликвидация – заслуга уже более позднего времени.

6/16 Заслуженно ли Средневековье приобрело репутацию «темных веков»?

Пожалуй, первое упоминание о так называемых темных веках можно датировать началом XVII века, когда интеллектуалы из Италии, а именно Цезарь Бороний, обозначили период с 500-го по 1500 гг. как «период тьмы и безвестности». Это было связано с отсутствием документальных источников. «Темные века» — это еще и оценочное суждение, осуждение негативных последствий господства церкви (инквизиция, костры и проч.), период подавления науки и сознания, сжигание ведьм и еретиков… Если проводить параллель с периодом Ренессанса, то для итальянских гуманистов было естественным осудить этот период, подобрать к нему какое-нибудь мрачное словечко.

Следует отметить, что термин «темные века» в настоящее время редко используется в академической сфере. Интеллектуальная деятельность и сам человек, несомненно, развивались. Чего стоят каролингское возрождение (фр. renaissance carolingienne), а затем появление первых университетов! Период темных веков — это скорее то, что происходило после распада Западной Римской Империи: политическая раздробленность, прекращение торговли на дальние расстояния, крушение общественной инфраструктуры и в целом деградация знания и материальной культуры. Конечно, источниковая база с VI в. по X в. довольна скудна, поэтому понятие «темные века» можно растянуть…

Однако что касается общего культурного уровня, негативного влияния церкви, то тут с гуманистами можно поспорить.

7/16 Как отличалось средневековое понимание времени от современного?

«Что есть время?» — спрашивал себя Августин Блаженный и признавался: «Пока никто меня об этом не спрашивает, я понимаю, нисколько не затрудняюсь, но как скоро хочу дать ответ об этом, я становлюсь совершенно в тупик».

Что же говорить о простом средневековом крестьянине или ремесленнике, который вообще не мыслил абстракциями и для которого время было неразрывно связано с оппозициями дня и ночи, лета и зимы? Циклическое время, доставшееся Средним векам от античности, существовало в неразрывной связи с «временем церкви», а после появления на городских ратушах часов постепенно начало сменяться «временем купцов» (термин Жака Ле Гоффа).

Праздники религиозного календаря воспринимались как прорыв в вечность, в мир, где нет времени и где не действуют временные и причинно-следственные связи (характерная для средневековья скульптура — святая Анна, держащая на руках двух детей, Христа и деву Марию), поэтому в праздники зазорным считалось выполнение домашней работы, уборки и так далее.

В XX веке Михаил Бахтин ввел в литературоведение термин «хронотоп» («времяпространство»), чтобы подчеркнуть неразрывность этих двух категорий. Цикличное представление о времени крестьян во многом было обусловлено пространством, в котором они обитали и работали, на становление восприятия времени купцами безусловно повлияло развитие городов, приходящееся на XIII веке. Средневековый человек мерил расстояние временем, за которое он его пройдет.

8/16 Является ли контент паблика «Страдающее Средневековье» богохульным?

То, что увидел поверхностно, — это стремление «играть» на символическом капитале, то есть давать архаичный фон и путем скабрезности над ним издеваться. Конечно, нужно анализировать подробнее, но тенденция ясна. Это довольно дешевый прием. Когда у кого-то не хватает содержательных идей и хочется выделиться, то можно взять что-нибудь серьезное, «историческое», нарисовать вместе с ним «Ж», и сразу обратят на тебя внимание. Это ещё иногда называется символической трансгрессией. Александр Шмеман называл это применительно к более широкой общественной тенденции «игрой на понижение», своеобразной PR-эпатажностью, раскруткой себя за счет «опускания» культуры. Мой субъективный взгляд может оказаться непопулярным, но подобного рода навязчивый примитивизм вызывает лишь усталость.

9/16 Как жилось глухим, слепым или немым в Средневековье?

На средневековом Западе слепота, глухота и немота считались проявлениями не только физической, но и духовной жизни. Вслед за Библией и блаженным Августином многие воспринимали эти особенности развития как Божье наказание за грехи. Слепыми и глухими считали людей, которые услышали проповедь Христа, но не откликнулись на нее – например слепыми, с повязками на глазах, на средневековых миниатюрах изображали иудеев.

В результате такого отношения слепые, глухие немые люди находились на периферии общества вместе с иностранцами и иноверцами. Отношение к ним зависело от социального статуса. Ослепший в результате болезни король Чехии и герцог Люксембурга Иоанн Слепой (1296-1346) не только сохранил свои владения, но и героически погиб, сражаясь с англичанами в битве при Креси. Слепой с детства Франческо Ландини (1335-1397) стал знаменитым композитором и музыкантом, который не только создал дошедшие до наших дней произведения, но и сконструировал несколько оригинальных инструментов.

Однако Иоанн Слепой и Франческо Ландини были состоятельными людьми. Судьба слепых, глухих и немых людей из низших слоев общества могла быть иной. Некоторые из них становились попрошайками, прося милостыню на папертях и дорогах, другие оказывались в приютах для слепых и инвалидов (такие существовали, например, в позднесредневековой Франции). В некоторых странах таких приютов не было – и тогда за слепыми присматривали члены семьи или монахи нищенствующих орденов.

Исцелением святых, глухих и немых занимались средневековые святые – подобные чудеса были распространены как на Востоке, так и на Западе Средневекового мира. При этом средневековые врачи старались в меру своих сил лечить людей и боролись с потерей зрения. Так уже упомянутый Иоанн Слепой пытался улучшить свое зрение у знаменитого врача Ги де Шольяка.

10/16 Какую литературу стоит прочитать для изучения средневекового эпоса?

Вот Вам список на первое время:

1. Гуревич А.Я. Пространственно-временной "континуум" "Песни о Нибелунгах", в сб.: Традиция в истории культуры. М., 1978.

2. Гуревич А.Я. Эдда и Сага. М., 1979.

3. Мелетинский Е.М. Кельтский эпос. Скандинавская эпическая поэзия // История всемирной литературы в 9-ти томах. М., 1986.

4. Михайлов А.Д. Французский героический эпос. Вопросы поэтики и стилистики. М., 1995.

5. Смирнов. А.А. Древнеирландский эпос //Исландские саги. Ирландский эпос. М., 1973. С. 547-564.

6. Стеблин-Каменский М.И. Культура Исландии. Л., 1967.

7. Толкиен Дж.Р.Р Чудовища и критики (найдете вот здесь, это про "Беовульфа": rus.ec).

8. Хойслер А. Германский героический эпос и сказание о Нибелунгах. М., 1960.

11/16 За что могли наказать\казнить в Средневековье?

Прежде всего, надо сделать две важные оговорки. Во-первых, когда мы говорим о казни или наказании, мы имеем дело с организованным насилием, сообразным закону. Т.е., за пределами ответа сразу остается большой спектр случаев применения спонтанного насилия, несанкционированных убийств, увечий и т.д. Во-вторых, Средние века, по большей части, представляли собой эпоху правового плюрализма – единой правовой системы не было практически нигде, каждое княжество или герцогство, каждый город, а, временами, и каждый замок располагали своей юрисдикцией, т.е., говоря условно, в Лионе или Марселе могли наказывать за что-нибудь такое, за что, скажем, в Толедо или в Болонье никакого наказания не полагалось. Но были и общие места.

Практически повсеместно в Средние века наказывалось предательство – за него карали смертью и поражением в правах для детей предателя; всегда и везде каралось умышленное убийство, наказывались посягательства на чужое имущество и т.д. В рыцарских судах существовали серьезные наказания за оскорбление словом или действием, за прелюбодеяние с женой своего сеньора, за нападение без предварительного объявления войны, за бегство с поля боя или за занятия, недостойные рыцаря (торговлю, например). Крестьянина могли наказать (хотя и не везде – в Испании таких наказаний не было) за ношение оружия, священника – за сожительство с женщиной или за недостойное поведение на людях, еврея – за то, что вышел в город в пятницу или не надел особой одежды, по которой его всегда можно было отличить от христианина. Одно из самых неприятных наказаний назначалось, например, за умышленный поджог чужого дома – если совершившего это ловили на месте, его полагалось связать и бросить в огонь, зажженный им же. Существовал спектр наказаний за «сексуальные» преступления: за прелюбодеяние, за умыкание из монастыря монахини, за гомосексуальные связи среди мужчин. Еще один круг наказаний охватывал религиозную сферу: сурово карались богохульство, порча или кража церковного имущества, особенно строго наказывалась ересь. Существовали, наконец, наказания за содержание игорных притонов без санкции короля, за неуплату податей в срок, за охоту в королевских или сеньориальных лесах и т.д. При этом, без нужды старались не заниматься членовредительством – не рвали ноздри или уши, не выкалывали глаза, не рубили рук и т.д., не было почти совсем тюремного заключения. Старались брать или принудительными работами, или деньгами, или уже казнить смертью, хотя, конечно же, бывали и исключения.

12/16 Ближний Восток в Раннем Средневековье был флагманом науки и искусства, но что пошло не так?

Флагман флагману рознь. Многое в культурном развитии определяется сиюминутными обстоятельствами или конкретными событиями.

Во-первых, с чем сравнивать Ближний Восток. Если с современным ему Китаем, то последний был сильно впереди. Эпоха династии Тан - признанный золотой век в Китае. Более подробно можете посмотреть здесь youtube.com По сравнению с Европой, конечно, Ближний Восток был в чём-то более продвинут. Университетов, разумеется, в современном смысле не было - были разные школы, чем-то похожие на античные. Но не стоит забывать, что и в Европе этот период неоднороден. Скажем, есть знаменитый феномен "каролингского возрождения" (wikipedia.org), а позже - "оттоновского возрождения" (wikipedia.org). В VII-VIII вв. на Британских островах монастырская культура также создавала шедевры, посмотрите одно Линдисфарнское евангелие wikipedia.org или Келлскую книгу wikipedia.org Так что и в Европе не всегда и везде царил мрак.

Во-вторых, есть субъективные факторы. Например, это потребность в точных астрономических наблюдениях в связи с использованием лунного календаря. А такая дисциплина, как алхимия, часто работала случайно, когда в поисках философского камня открывали "сторонние" эффекты (таким образом, скажем, в Китае изобрели порох). Что касается искусства, то стоит помнить, что оно в то время находится под влиянием религии, а ислам запрещает изображать людей (как это делается в иконописи). Поэтому на арабском Востоке были очень развиты разные геометрические орнаменты, которые, будем откровенны, при базовых, но правильно применяемых знаниях математики не такие уж сложные, зато эффектные. Более подробно тут youtube.com Кроме того, стоит учитывать, что мы судим о культуре периода и его развитости по верхушке айсберга - в основном по дошедшим до нас памятникам высокого искусства и науки. Массы населения могли быть очень тёмными.

В-третьих, есть и объективные факторы. На Ближнем Востоке кризис эпохи Великого Переселения Народов был не настолько глубоким и разрушительным. Конечно, иногда и саму экспансию арабов рассматривают в качестве её элемента, но они действовали иначе, чем, скажем, гунны или германцы. Арабы были на удивление терпимы и мудры, чтобы не уничтожать захваченного, а разумно его использовать. К тому же механика этого завоевания была очень своеобразной. На одной из своих лекций А. Зубов объяснял, что к середине VII в. на многих землях Восточной Римской Империи власть себя настолько скомпрометировала, что население легко встречало арабов и шло с ними на сотрудничество. Далее, Ближний Восток - Сирия, Египет, Палестина, Месопотамия, Персия - более урбанизованный регион, чем Западная Европа того времени, где многие города были сравнительно молодыми, меньшими по размеру и зачастую брошенными или пришедшими в запустение в V-VII вв. в связи с общим экономическим упадком. В Ирландии или Скандинавии городов вообще строго говоря не было. На этом фоне сохранение и использование достижений древних культур на Ближнем Востоке выглядит, конечно, как расцвет. Наконец, после арабского завоевания VII в. в регионе царил более или менее устойчивый (по сравнению с Европой) мир. Халифат долгое время был централизованным государством, хотя, как оказалось, не слишком прочным.

Сказать, "что пошло не так", однозначно сложно, но в первую голову, конечно, это милитаризация Ближнего Востока, когда сюда пришли европейцы во время Крестовых Походов, но гораздо страшнее оказались монголы в XIII в. А в XIV в. по этим землям прошёлся ещё и Тамерлан. Ещё раньше, до Крестовых Походов, началась экспансия турков-сельджуков, которые, в отличие от арабов, были гораздо менее просвещёнными завоевателями, если не сказать дикими. В Европе в то же время война становилась всё более локальной. К периоду Высокого Средневековья также относится "коммунальная революция", когда города освобождались от сеньориальной власти, чего не произошло на Востоке.

Мне кажется, представление о "расцвете Ближнего Востока" в ранее средневековье связано с "общим знанием" об упадке в Европе в "Тёмные века", сформированным в XV в. деятелями Возрождения. Когда на этом фоне открывается исламская культура (не забывайте о европоцентризме до середины XX в.!), конечно, она выглядит жемчужиной. Если обобщить, то правильнее было бы говорить о том, что Восток ничем не уступал Западу, в чём-то обгонял и внёс такой же огромный вклад в сохранение античной цивилизации.

13/16 Какой символизм у отрезанных пенисов в средневековой миниатюре?

Символизма в этих вещах искать не стоит. Как правило это такие "картинки на полях" -- дролери (от французского "drôleries" - уморительная шутка, чудачество) иногда изображающие животных, иногда какие-то растительные заставки, а иногда вот такого рода пошловатые и несколько сортирные "шутки". Главная цель создания их -- привлечь внимание читателя, сделать процесс чтения более увлекательным. И, что немаловажно, помочь читателю ориентироваться в тексте. Фактически, они выполняли функцию закладок. Ведь куда легче найти нужное место в книге, если помнишь, что на полях страницы нарисован рыцарь, сражающийся с улиткой или вот такой человек, собирающий пенисы с деревьев. И никакого скрытого символизма здесь нет.

14/16 Какие книги стоит прочесть об организации университетского образования в Средние Века?

Когда нужно разобраться в каком-то вопросе, имеющем отношение к средним векам, первым делом стоит заглянуть в "Словарь средневековой культуры" под редакцией А.Я. Гуревича (vk.com). Статья про университет в нем тоже есть.

Если хочется глубже проникнуть в эту проблематику, стоит обратиться к ставшей уже классической работе Н.С. Суворова "Средневековые университеты" (М., 1898; переиздана в 2012 году). Несмотря на то, что ее автор был специалистом по истории церковного права, именно это сочинение, пожалуй, остается единственным русскоязычным исследованием, которое дает общее представление о средневековых университетах.

Вписать историю университетов в историю знания позволит книга Жака Ле Гоффа "Интеллектуалы в Средние века", вторая глава которой ("XIII век. Зрелость и ее проблемы" gumer.info) повествует об отношениях университетов и католической церкви, о внутреннем устройстве (и внутренних противоречиях) корпорации, о том, как в Средние века принимали экзамены и как готовились к ним.

Полезно почитать источники, опубликованные, например, в сборнике "Документы по истории университетов Европы XII-XV веков" (Воронеж, 1973) или в книге "Послушник и школяр, наставник и магистр. Средневековая педагогика в лицах и текстах" (М., 1996). Последнюю завершает статья П.Ю. Уварова "Школа и образование на Западе в Средние века" (e-reading.club).

П.Ю. Уваров давно изучает историю средневековых университетских корпораций (он защитил кандидатскую диссертацию про парижский университет и его место в городской жизни) и посвятил ей немало статей, например, "Парижский университет и местные интересы (конец XIV — первая половина XV в.)".

Если же Вы заинтересовались средневековыми университетами настолько, что готовы читать о них не только на русском языке, обратитесь к первому тому кембриджской "Истории университета в Европе" (A History of the University in Europe. Vol. I: Universities in the Middle Ages. Cambridge University Press, 1992). Это самое монументальное и масштабное исследование по этой теме.

15/16 Правда ли, что продолжительность жизни в Средних веках была около 30 лет?

30 лет — это средний показатель. Конечно, это не значит, что люди умирали к этому возрасту; цифра говорит скорее о высоком уровне смертности. Около половины детей умирало ещё до наступления 2-летнего возраста. Если средневековый человек переживал детство, вероятная продолжительность жизни была выше тридцати.

16/16 Правда ли, что в Средние века на Руси мылись гораздо чаще, чем на Западе?

Поскольку в Средние века Русь была уже православным государством, представители всех сословий мылись по субботам, дабы на утро следующего дня предстать в церкви «в телесной чистоте». Соответственно, все гигиенические процедуры проходили именно в субботний банный день, один раз в неделю. Однако не надо забывать о «чистом четверге», приходящимся на последнюю Страстную неделю перед Пасхой. Поскольку перед самым большим православным праздником у населения было очень много дел, мылись заранее, в четверг. Для людей с дороги, дорогих гостей, баню топили по их приезду, что вполне объяснимо. В южных губерния России мылись в печах. Поскольку эта процедура была менее энерго- и времязатратной, чем подготовка бани, случалось, что обмывались не только в субботу.