Доктор в смартфоне. Как работает телемедицина в России
Сегодня при недомогании совершенно необязательно идти в поликлинику и занимать очередь – достаточно иметь под рукой лишь смартфон и специальное приложение. Эксперты из МТС и МЕДСИ рассказывают, что такое телемедицина и как она работает в России. Партнерский проект TheQuestion и SmartMed.
7 вопросов
1. Почему, когда гуглишь симптомы, появляется ощущение, что болен всеми болезнями на свете?2. Телемедицина — что это? Шарлатанство или будущее медицины?3. Как во время онлайн-консультации с врачом понять, что он действительно профессионал?4. В каких ситуациях я могу обратиться к врачам онлайн?5. Как проходит онлайн-консультация с врачом?6. Как врач будет осматривать меня во время онлайн-консультаций, и как я смогу сдать анализы?7. Сколько стоит онлайн-консультация врача, который удаленно решит мои проблемы?

Обычные люди, не медики, зачастую не знают, но разные заболевания могут проявляться одинаково, одними и теми же симптомами. Поэтому, когда человек заболевает и вместо обращения к врачу идет гуглить в интернет, его могут ждать неприятные открытия. Правда же в том, что ставить диагноз, полагаясь отдельно на каждый из симптомов, ни в коем случае нельзя. Врачи обычно объединяют их в синдром и на этом основании делают заключения.

Не надо забывать и про другую особенность человеческой психики – склонность к ипохондрии, чрезмерному беспокойству по поводу своего здоровья без объективных  причин. Еще Джером К. Джером в книге «Трое в лодке, не считая собаки» писал: «Я просидел некоторое время, застыв от ужаса, потом с равнодушием отчаяния снова начал перелистывать  страницы. Я дошел до брюшного тифа, прочитал симптомы и обнаружил, что я болен брюшным тифом, – болен уже несколько месяцев, сам того не ведая» и далее.

Если эта история про вас, то вашу тревожность снимет обращение к врачу. Самый быстрый способ – телемедицинский сервис, например, SmartMed: сэкономите время на дороге и очередях.

2/7 Телемедицина — что это? Шарлатанство или будущее медицины?

Телемедицина в России появилась совсем недавно, но мы полагаем, что в будущем подобные сервисы так же органично вольются в жизнь людей, как приложения для заказа такси, бронирования отелей или прослушивания музыки.

Что же это такое? В том виде, в котором телемедицина реализована сейчас, — возможность в удобный для вас момент проконсультироваться с врачом с помощью приложения, чата, видеосвязи. В настоящее время закон разрешает врачам давать рекомендации по лечению, корректировать уже назначенное ранее лечение. С 2019 года врачи смогут выписывать электронные рецепты.

Телемедицинских сервисов на рынке уже немало. Некоторые работают по принципу агрегатора, как Uber, когда к системе подключаются все желающие клиники. Другие – с врачами конкретной клиники. Например, МТС разработала телемедицинскую платформу SmartMed вместе с сетью клиник Медси. Выбор одного надежного партнера позволяет нам гарантировать качество медицинских услуг. При желании после онлайн-консультации пациент может записаться к выбранному специалисту и на очный прием. Вся медицинская
история, результаты анализов, переписка хранятся в приложении.

Через SmartMed можно оперативно обратиться к практикующим терапевтам, педиатрам, аллергологам, ЛОРам, гастроэнтерологам, эндокринологам, кардиологам из любой точки мира. Многие из них специалисты высшей категории, кандидаты и доктора медицинских наук. 

Возможности телемедицины, конечно, не ограничены этим: вскоре можно будет с помощью носимых устройств отправлять врачу базовые показатели состояния здоровья (давление, пульс, уровень сахара в крови, температуру тела и др.) и сразу же получать обратную связь без похода в больницу. Будут появляться все новые функции, в результате у каждого пользователя появится персональный робот-ассистент в смартфоне, который будет не только делиться информацией с врачом и хранить данные о показателях здоровья, но и сопоставлять их между собой и давать рекомендации.

3/7 Как во время онлайн-консультации с врачом понять, что он действительно профессионал?

Так же, как вы это делаете во время очного приема. В первую очередь, вы выбираете клинику, которой доверяете. Перед приемом вы можете почитать о квалификации врача на сайте клиники.

Это же правило действует и в случае с телемедициной. Так, в приложении SmartMed, разработанном МТС и Медси, представлена подробная информация о каждом враче: должность, специализация, образование, трудовой стаж, профессиональные достижения, научная деятельность, сфера практических интересов и пр.

Во время консультации стоит помнить о том, что профессионал, как правило, задает много уточняющих вопросов и подробно отвечает на ваши. Не стремится уместить прием в пять минут.

4/7 В каких ситуациях я могу обратиться к врачам онлайн?

Ситуаций, в которых телемедицинские сервисы сэкономят вам время и деньги, немало:

  • вы почувствовали себя неважно на работе, но ехать в поликлинику нет времени;
  • у вас есть время на поход в поликлинику, но это может обернуться новыми инфекциями, когда вокруг все чихают и кашляют. Это особенно важно, если заболел ребенок;
  • у вас что-то заболело вдали от дома, например, в отпуске за границей. Объяснить свои симптомы врачу, который не говорит по-русски, будет непросто;
  • в вашей районной поликлинике нет узких специалистов – только врачи общей практики;
  • вы хотите получить второе мнение врача по поводу уже поставленного диагноза;
  • вы получили на руки результаты анализов, но не понимаете, что там написано;
  • у вас маленький ребенок и миллион вопросов к врачу круглосуточно.

Во всех этих ситуациях достаточно скачать телемедицинское приложение и задать все вопросы специалисту.

5/7 Как проходит онлайн-консультация с врачом?

Попасть на онлайн-приём к врачу просто. Для начала загружаете мобильное приложение, например, SmartMed. Регистрируетесь, определяетесь, как срочно нужно консультация и выбираете специализацию врача. Кликнув на фото врача, можете прочитать о его опыте и образовании — тем самым вы можете выбрать специалиста с нужной квалификацией. Перед каждой консультацией вам станет доступен чат с врачом, куда можно будет отправить результаты анализов и обследований, заключения других специалистов, а также описать симптомы болезни — словом, любую информацию, которая поможет доктору рекомендовать нужное лечение. Также с врачом можно пообщаться по видеосвязи.

На любого пациента, обратившегося за помощью через мобильное приложение SmartMed, заводится персональная электронная карта. В ней фиксируются все обращения, назначенные и проведённые медицинские манипуляции, курсы лечения — ведётся полноценная история болезни. Эта информация может пригодиться при последующем посещении врача как офлайн, так и через приложение.

Вы также можете записать на онлайн-прием своих родственников. Просто добавьте ребёнка, мужа или пожилых родителей в число пациентов.

6/7 Как врач будет осматривать меня во время онлайн-консультаций, и как я смогу сдать анализы?

Варианты могут быть разные. Так, в приложении SmartMed можно общаться с доктором по видеосвязи или в чате. Вы сможете рассказать о том, что беспокоит и ответить на вопросы врача. Также в приложении можно обмениваться фото (например, отправить предыдущие результаты анализов и назначения). Во время консультации врач получает доступ к медицинским картам пациентов с возможностью записи симптомов, назначений. Далее он изучает историю болезни и дает профессиональные рекомендации. Вся переписка и другие личные данные надежно защищены.

Сдавать анализы, конечно, пока придется в поликлинике. Хотя, возможно, вскоре технологии и до этого дойдут.

7/7 Сколько стоит онлайн-консультация врача, который удаленно решит мои проблемы?

Есть миф, что здоровье стоит дорого. Но это точно не про телемедицину. Онлайн-консультации, для которых нужен только смартфон, приложение и интернет, обходятся дешевле обращений в больницу или медицинские центры. В сервисе SmartMed можно проконсультироваться с доктором медицинских наук за 550 рублей. Если телемедицина включена в вашу страховку (ДМС), то онлайн-прием будет бесплатным.