Яна Троянова: «Мы всего лишь люди. Наша задача — быть счастливыми»
Об актрисе Яне Трояновой часто говорят: «Она играет Россию». Она — одна из немногих российских звезд, которые не прекращают выходить на акции протеста с 2012 года. В интервью TheQuestion актриса рассказала, как власть делает из Сенцова и Серебренникова героев нашего времени, почему так важно протестовать, и как жить в кайф в современной России.
8 вопросов
1. Согласны ли вы со словами актера Серебрякова о том, что национальной идеей России являются сила, наглость и хамство?2. Как вам фильм Серебренникова «Лето»?3. Наступит ли справедливость для Кирилла Серебренникова и Олега Сенцова?4. Какой смысл ходить на митинги, если ничего не меняется?5. Почему россиянам нужен царь или вождь, почему они не признают демократию и свободу?6. Часто говорят, что Яна Троянова играет Россию. Почему?7. Что значит быть «сильной женщиной»?8. Может ли кино что-то изменить в жизни людей?

Я думаю, что любое подобное утверждение всегда будет излишним обобщением. Наш народ очень контрастный. В нас многое намешано — и доблесть, и честь, и зависть, и злоба. Главное — понимать и принимать это. Зачем отрицать? Я вообще не поняла, почему на Серебрякова после этой фразы набросились. У нас просто любят найти одного человека и объявить его подонком. Он ничего нового не сказал же: у нас люди есть всякие — и достойные, и подлецы, и эти проституточные патриоты. Не надо это отрицать. Любовь к родине всегда безусловная, когда ты все про нее понимаешь и принимаешь ее.

Когда мы с Сигаревым (Василий Сигарев — российский режиссер — «Волчок», «Страна ОЗ», «Жить», «Кококо» и другие. Муж Яны Трояновой — прим. ред.) возникли в русском кинематографе, на нас орали: «Где вы такую Россию увидели?». Вот наша проблема – люди не хотят настоящую Россию знать, открещиваются от нее, будто нет у нас такого. Это же такое лицемерие. Ведь они все знают — как пухнут с голоду регионы, какие проблемы есть в стране.

2/8 Как вам фильм Серебренникова «Лето»?

Это мощно. Кто-то находит мощь в Цое, кто-то в Майке Науменко, которого сыграл Рома Зверь. Для меня фильм мощный потому, как он прозвучал в сегодняшнем контексте: человек сидит взаперти и делает картину о внутренней свободе. Меня это очень тронуло, потому что фильм показывает — ничто не может заставить человека стать рабом. Даже если ты под стражей, даже если система буйствует, борзеет, а вокруг беспредел полный. Мы же все это видим и все понимаем. Просто кто-то сопротивляется, а кто-то сдался. Кирилл как раз не сдается. И это меня тронуло, прежде всего, как человека, который уважает честных и смелых людей. К сожалению, их сегодня очень мало.

Картина сама просто а*уительная! Я так и написала в инстаграме после премьеры. Она про то, как человек ни на что не променяет свою внутреннюю свободу, как он будет срать на систему и в любых обстоятельствах оставаться Человеком. Фильм про это, а не про «жо*ы, яйца и х*и» — как мне многие в комментариях писали. Все мыслят в меру своей испорченности. На премьере зал аплодировал стоя до конца титров, было очень позитивно, несмотря на то, что Кирилла не было с нами. Но он как будто был там — он будто «Цой жив».

3/8 Наступит ли справедливость для Кирилла Серебренникова и Олега Сенцова?

Возможно, что нет. И в этом случае сама власть делает этих людей героями. Для меня, например, задержание Сенцова стало вторым триггером после Крыма, чтобы не уходить с улиц и продолжать выходить на митинги. Они герои нашего времени, к сожалению. Я даже не исключаю, что в такой ситуации Олег может погибнуть, а Кирилл — получить очень большой срок. Этим нельзя гордиться, конечно. Я негодую, что власть насильно их создала. Я требую их освобождения. К большому сожалению, это война.

4/8 Какой смысл ходить на митинги, если ничего не меняется?

Я на улицу вышла с самого первого митинга в 2012 году — с фальсификаций. Да, тогда было четко понятно, почему мы вышли. Со временем власть стала проявлять к нам и к таким акциям тотальный игнор, даже имя Навального стало табу. И знаете, во мне растет праведный гнев. И это нормальная эмоция. С ней и побеждают войны, если на тебя напали. Я вообще против агрессии, я за мир, но сегодня мне кажется, что на нас напала наша власть. Поэтому надо выходить, нельзя сидеть дома, когда тебя уже всего лишили. Я не выхожу за кого-то, я просто себя уважаю и выхожу за себя. Не могу я себе позволить сидеть дома, когда в стране уже полный пи*дец. Да, опускались руки от всего этого игнора, и не хотелось выходить, но приходила мысль — а что тогда делать-то? Ждать, пока эти поколения вымрут, включая мое?

Сегодня мне постоянно хочется сказать нашим властям: «Нахрена вы делаете из меня воина?». Не хочется воевать, хочется просто жить, любить, творить. Но такая моя родина. И здесь надо остаться человеком.

5/8 Почему россиянам нужен царь или вождь, почему они не признают демократию и свободу?

Так исторически сложилось, что многие наши люди думают, что им нужен царь. Сегодня это известные всем 76% населения. Но дело в том, что нашему народу никто никогда про свободу особенно и не рассказывал. И откуда они узнают? По телеку сплошная пропаганда. Они не понимают: что с этой свободой делать? Зачем она им нужна? Что это вообще? А вот парадигма, в которой есть царь-батюшка — простая и очень понятная. Я всегда вспоминаю историю про свой двор в Екатеринбурге. Мы играли все вместе, в одном дворе, никто еще не понимал, кем вырастет — будет ли бороться за права человека или любить царя-батюшку, мы были детьми. А потом пришла юность, и первый парень из нашего двора попал в тюрьму. Это было страшно. Потом он освободился, а уже через два дня сел обратно. И вот через несколько лет его снова встречают на свободе, а он говорит: «А я обратно хочу. Там же все понятно — завтрак, работа, обед, все по расписанию. А здесь жить надо». И вот мне кажется, что 76% страны так и живут, по расписанию, с тем же мышлением — как проще. Но при этом они хорошие, правда. С такими людьми можно так же побеждать нынешнего врага, как побеждали фашизм. Они готовы стоять. Просто они пока не знают ничего о свободе и не понимают, что с ней делать. Рассказывать надо. Надо Конституцию заставлять с детства учить — она же такая прекрасная. Люди бы почитали и поняли — о, у меня права есть! А пока они не пытаются жить, исправить что-то, они пытаются выживать. И на кухнях сидят и хаят власть. Это парадоксальный народ. Он великий в своем многообразии и смешении культур. Но почему-то величие не дает желания быть свободным. 

Пока люди не будут на самом деле участвовать в выборах, ничего не изменится. Вот Навального не допустили. А мы были готовы за него голосовать, и раз столько людей ему верит, значит что-то могло поменяться. Как минимум, вернулась бы Конституция РФ, а в ней все, что нужно. А те самые 76%, они же какие — они царя-батюшку любят, но появится новый, они и его полюбят. Они просто не знают, что происходит вокруг. Им же ничего не показывают — что делает тот или иной оппозиционер. Поэтому у них и вопрос этот дебильный постоянно: «А за кого еще голосовать-то?».

6/8 Часто говорят, что Яна Троянова играет Россию. Почему?

Потому что мы с Сигаревым знаем эту страну, настоящую. Мы про нее рассказываем, как есть. Будем честны, Москва нас с Васей почти не вдохновляет. Все наши работы громкие мы снимали в Екатеринбурге. Москва не дает персонажей, о которых хочется написать. Все закрытые, работающие, в карьере своей — живых мало. Москва сама тебе говорит: «Работаем, деточка, пашем». А в провинции все по-другому. Там люди живые. Я сама уралочка, и поэтому мне не приходится кого-то играть. Все мои героини — это я в предлагаемых обстоятельствах.

Конечно, фильм «Жить» с эмоциональной точки зрения самый тяжелый. После него мы не снимали вообще ничего года четыре, мы не могли восстановиться. «Страна ОЗ» тоже по-своему тяжелая. Там нужно было сдержать свою стихию, свой огонь. Но тяжелее всего мне, кстати, дается сериал «Ольга» — она там всегда на взводе, она как струна. И это очень тяжело — нужно делать так, чтобы она не лопнула, но и отпустить нельзя. Сезон снимается где-то полгода, и очень сложно держать такое состояние все это время. Я так устаю после съемок.

Вообще всегда легче играть негативных персонажей. Это интереснее. Хорошие герои слишком простые и понятные, а темнота — многогранная и привлекательная.

7/8 Что значит быть «сильной женщиной»?

Как-то после съемок промо-ролика к новому сезону «Ольги» я задумалась – а что такое сильная женщина вообще? Я же ни хрена не сильная! Все в комментариях к посту начали писать, что сильная женщина коня на скаку остановит и тому подобное. Да нифига! Сила — это твой внутренний свет. Это добро, это любовь. Женщина созидать должна. А это, блин, такой труд — этот свет в себе нести, когда вокруг такая херня происходит. То, что ты себя считаешь крутой или орешь матом — это никакая не сила. А вот когда ты видишь, что человек подлец, и мимо проходишь — вот сила.

Я раньше не верила, что для женщины после 40 все только начинается. Но это так. Для меня молодость была мукой, особенно переходный период. Нас же так штормит — кто я? Что я? Я крутой? Или я никто? А сегодня мне 45, я все эти качели прошла и говорю — кайф. В этом возрасте у тебя огромный багаж, и ты можешь помогать людям, говорить им: «Вставай». Я могу это говорить матерям, которые потеряли своих детей, потому что я сама через это прошла. Могу помочь тем, кто ищет истину на дне стакана. Нет там ее, люди! Я проверяла.

Сейчас я пришла к гармонии, к честному диалогу с самой собой. В 45 ты уже цельный человек, ты все про себя знаешь. Зачем молодиться? К чему эти утяжки, пластики — они же из тебя клоуна делают. Можно просто хорошо выглядеть.

Поэтому в 25 не надо никуда торопиться. Все придет. Жизнь на то и дана, чтобы себя узнать. И где-то после 30 ты все про себя и узнаешь. А пока не нужно задавать этих вопросов: «Кто я?» и «Что мне сделать?». Просто живите. Вытворяйте, отжигайте, ошибайтесь. Все успеем. И к 40 годам вы подойдете состоявшимся, самодостаточным человеком. И ни за что себя не вините. Мы же всего лишь люди, не Боги. Наша задача — быть счастливыми.

8/8 Может ли кино что-то изменить в жизни людей?

Честное кино, конечно, может. Не в стране, а в людях. Картина «Жить» меняла в людях нежелание жить. Как «Волчок» менял многое в людях, которые своих детей побросали. Никогда не забуду письмо мужика, который после этого фильма понял, как же он любит и скучает по дочери, с которой уже давно не живет: «Вышел из кинотеатра, сел в машину. Понял, как же я давно не видел дочь. Как же хочу ее увидеть». И мы все рыдали. Да, он уже не вернется в семью, и со своей женой жить уже не будет, а вот с дочерью уже не расстанется. Ты просто рассказываешь честно о человеке, и такое кино кому-то пригодится. Кстати, картину «Жить» и «Волчок» показывают на факультетах психологии. Эти картины показывают пациентам, это называется «доработка горя». Ведь у многих работает защитный механизм — не было этого, все. А для того, чтобы начать новую жизнь, надо свое горе признать до конца и доработать.

Неправда, что в русском авторском кино нет хэппи-эндов. Что такое хэппи-энд? Для меня это когда ты принял всю эту реальность. Да, люди умирают, и дети погибают. Это все есть, к сожалению. Фильм «Жить» дает ответ — надо просто жить. Я не смотрела фильм сразу после премьеры, через неделю после съемок у меня случилась трагедия в семье (в январе 2010 года погиб сын Яны Николай — прим.ред.). Только года через три я пришла в себя и посмотрела. И пусть этот фильм не для всех. Зато он для таких, как я, у которых случилась трагедия, которые прошли через это, и осталось одно слово «Жить». Оно выходит на весь экран в конце, когда героиня после трагедии впервые покупает себе что-то поесть и делает первые шаги к тому, чтобы жить. Это и есть ответ.

Моя трагедия была записана в книге жизни, от нее было не уйти. Но это не означает какую-то фатальность или предопределенность. Каждый день мы делаем выбор. Его никто не делает за нас, он в наших руках. Просто наша книга жизни так синхронизирована, что там знают тебя, то какой выбор ты сделаешь. Это сложная штука. Получается примерно так — в книге жизни все написано, но ты, пожалуйста, выбери это сам, сам приди к этому.