«Тебя будет тошнить, ты будешь чувствовать восторг»
Как убедить человека в том, что ты прав? Как перестать бояться публики? Как научиться смешно шутить? Катя IOWA, Руслан Усачев, Тоня Самсонова, Мари Армас и Виктор Шендерович — об искусстве переговоров и публичных выступлений.
8 вопросов
1. Как перестать бояться публики?2. Как убедить человека в том, что ты прав?3. Как подготовиться к публичному выступлению?4. Какие ошибки можно допустить во время переговоров?5. Как научиться смешно шутить?6. Какие есть упражнения для тренировки речи?7. Как сберечь свой голос, если я много говорю?8. Как перестать стесняться говорить на камеру?

Я пытаюсь объяснить это племяннице своего мужа, которая очень талантлива. Но объяснить это сложно, потому, что ты должен сам через это пройти. Опыт  — это свеча, которая освещает путь только тому, кто ее несет. Ты можешь слушать чужие советы, но только когда постоянно делаешь одно и то же, приходит понимание, как это делается. Поэтому, когда на сцену выходишь первый раз, конечно, испытывешь весь спектр эмоций: тебе будет страшно, тебя будет тошнить, ты будешь чувствовать восторг, тебе будет хотеться убежать, тебе будет хотеться остаться. Просто главное  — помнить, зачем ты туда пошел, что ты хочешь сделать: показать себя или рассказать историю? Вот в этом разница. Если ты хочешь рассказать историю, ты забываешь о себе. Если эта история тебя по-настоящему трогает,  ты уходишь мыслями туда. Это как говорят: «Если у тебя болит нога, ударь по голове». Оттуда энергия уйдет на другое.

2/8 Как убедить человека в том, что ты прав?

«Вы должны себе сами по-честному ответить на вопрос: правы ли вы на самом деле, — и быть готовыми отстаивать свою позицию с содержательных точек зрения. Если вы сами в себе не уверены или не провели подготовительную работу, переговоры вы не выиграете, потому что вы себя еще не убедили, что то, что вы делаете — это правильно». 

3/8 Как подготовиться к публичному выступлению?

Я максимально ни с кем не разговариваю. Я коплю энергию. Мне говорили организаторы после концертов: «Я не знал, что ты такая яркая, огненная, энергичная. Когда ты приехала ты была без энергии, без сил. Я думал вообще, как ты будешь выступать». Просто я закрываю энергию, я ее коплю, потому что мне надо много-много отдать ее на концерте. Поэтому распыляться нельзя.

Я разогреваюсь перед концертом, полностью разогреваю мышцы, потому что все зависит от того, как полетит голос, как он будет раздуваться, как он будет становиться больше.

4/8 Какие ошибки можно допустить во время переговоров?

«Переговоры — это всегда выигрыш двух сторон. Поэтому главная ошибка — это думать о переговорах с позиции силы: один сильный другой слабый. Это не так». 

5/8 Как научиться смешно шутить?

Это, конечно же, легкая провокация, и я просто-таки вижу хитрющую Тонину усмешку на этих словах, - ибо сама постановка вопроса предвещает катастрофу. Вот сейчас профессионалы напрягутся, ответят - и миллионы сограждан получат наконец доступ к технологии изготовления правильной шутки. Тут-то и начнется пир остроумия...

Ужас-ужас.

Ибо нет ничего мучительнее, чем человек, твердо решивший пошутить. Как правило, он намертво лишен чувства юмора, - и это проклятье любого застолья! Один такой энтузиаст может погрузить в трясину неловкости до полусотни нормальных людей...

И только если его вовремя прибить мухобойкой или превентивно замотать рот скотчем, как персонажу Тарантино, - у вечеринки появится шанс! И будьте уверены: скоро за этим столом прозвучит отличная шутка.

Родится она так, как только и может родиться шутка: сама собой... От внезапной шипучей реакции интеллекта на реальность, - как щелочи на воду. Или как пинг-понг мысли - теза, антитеза, крученый мячик парадокса...

Два-три легких умных человека, общая тема, общий знаменатель прочитанных книг, пара милых слушательниц, имеющих не только глаза, но и уши, - и вот уже, завершая комбинацию, кто-то вколачивает неотразимую репризу под хохот стола.

И почти неважно, кто это сделал: сосед сделал бы это через секунду. Ибо к шутке привела - мысль!

Это, пожалуй, и есть рецепт: мысль, предваряющая шутку. И непременно облеченная в парадокс, - неожиданная, успевающая сделать пируэт в воздухе!

Люди, способные исполнять такое сальто-мортале регулярно, сольно и артистично, - счастье и радость своей среды обитания, ее шанс на настоящую рефлексию, а значит: улучшение породы. Ибо смех подтверждает точность диагноза - и не подлежит апелляции.

"ЭТО НЕ НАРОД. ЭТО ХУЖЕ НАРОДА. ЭТО ЛУЧШИЕ ЛЮДИ ГОРОДА".

Это - Григорий Горин.

Можно ли научиться так шутить? Нет, конечно. Потому что для начала надо научиться так жить, так видеть, так думать. Рапирный выпад горинского диалога, музыка "жванецкой" мысли, булгаковский яд, двойное дно зощенковской простоты, тяжелое клеймо щедринских формулировок, желчь Герцена...

Научиться этому - нельзя.

Но можно, насладившись безукоризненным порядком чужих слов и отточенностью чужой мысли, проявить недюжинный вкус - и вовремя промолчать. Избежать шелухи бессмысленной "юморной" болтовни и хохмаческого энтузиазма, уберечься от стыда мочеполового эстрадного успеха... Обойтись без шутки, носящейся кругами во весь опор, как курица без головы.

Нет такой задачи - пошутить! У нормального человека - нет и быть не может такой задачи. Этот скользкий путь приводит в КВН, и это еще не предел морального падения. (Это я пошутил, да).

Помните ли вы, какой фамилией снабдили Ильф и Петров профессионального остряка из "Двенадцати стульев"? Человека, выпускавшего до шестидесяти первоклассных острот в месяц? Если помните, то вам, пожалуй, и не требуется больше ничего знать об этой изнурительной специальности...

Черт с ней совсем. Не надо учиться шутить, братья и сестры. Я снимаю с вас эту епитимью. Просто живите в свое удовольствие, не забывая посматривать по сторонам. И если голова у вас ясная, а глаз незамыленный, однажды в голову вам прилетит, невесть откуда, отличная шутка...

6/8 Какие есть упражнения для тренировки речи?

Голос — это еще и часть тела. Для хорошего звучания важно, чтобы не было зажимов в теле.

  1. Я люблю физические упражнения: потянуться, помассировать плечи, сделать скуртку из йоги. Важно расслабить мышцы, тогда наше тело по-другому звучит.

  2. А еще упражнения на дыхание. Например, в кундалини йоге есть много дыхательных практик. Все эти упражнения очень хорошо поддерживают диафрагму: крепкая диафрагма хорошо держит поток воздуха и звуки соответственно.

  3. Недавно актер из Гоголь-центра Илья Ромашко рассказал мне об одной любопытной технике. Упражнение, чтобы «позволить себе разговаривать». Представьте себе, что у вас на груди, там, где соски, располагаются глаза, а там где пупок — рот. И вещаешь «лицом», которым является твое тело. Мне показалось, что когда представляешь это, ты начинаешь лучше звучать.

  4. Упражнения на дикцию - это артикуляционная гимнастика или тренировка лабиальных согласных, которая выглядит примерно так:
    — бдги-бдгэ-бдга,
    — птки-пткэ-птка,
    — ирли-лилир-ли,  
    — Враль клал в ларь, а вралья брала из ларя.

    Поскольку важно, чтобы работали мышцы рта, самое простое — это язык, который можно крутить по часовой стрелке и против часовой стрелки, «уколы» в левую и правую щеку — такая «лабиальная эротика». Попробуйте почувствовать себя машиной, мотором и просто погудеть, пожужжать. При этом важно полностью расслабить губы. Прилив крови, улучшение артикуляции. Важно делать паузы в речи. Не спешить. Быть торопыжкой — некрасиво. Лучше взять несколько секунд «на подумать».

  5. Также важен психологический комфорт - чай, кофе, создание вокруг себя «своей» атмосферы в студии.

  6. Если я волнуюсь, что бывает редко, я использую технику «заземления». Очень полезно постоять ногами на земле, почувствовать свой вес, некоторые советуют делать это босиком. Такая простая техника, которая возвращает тебя в реальность.
7/8 Как сберечь свой голос, если я много говорю?

Как это ни парадоксально, но для голоса полезно молчание. Как пела группа Depeche Mode — Enjoy The Silence.

— Полезно не перенапрягать связки. Не переигрывать голос. Длительные разговоры на громких тонах сильно напрягают голос.  Беречь его я начала только после того, как его потеряла. Пара недель голосового целибата.

Исключить разговоры на морозе. Мороз — убийца голосовых связок.

Вовремя залечивать простуды.

 Абрикосовое масло хорошо влияет на слизистую: у профессий разговорного жанра слизистая часто пересыхает.

Промывать нос морской водой. Примитивно, но действенно. Мне, кстати, в случае заболеваний помогает полоскание именно морской водой. Соль мертвого моря — наше все.

— Для голоса полезно делать всякие приятности. Например, поесть что-то вкусненькое, что тебе хочется. Я, кстати, люблю мороженое. И никогда по этому поводу не парилась. Хотя экстремальные величины — очень холодно/очень горячо для голоса нежелательны.

8/8 Как перестать стесняться говорить на камеру?

Если речь идет о съемках видеоблога, то особо пугаться нечего. Сложно представить ситуацию, где первое видео на ютьюб будет сниматься с нескольких камер и профессиональным продакшеном. Обычно все начинается в пустой комнате наедине с фотоаппаратом. В этих условиях бояться нечего, так как любая ошибка, оговорка, затуп и неловкость по итогу останутся на монтажном столе. Есть бесконечное число дублей и опция ничего не заливать на канал по итогу, а, значит, и переживать не стоит. Со временем улучшится дикция, мимика и эмоциональность.

Если же брать маловероятный сценарий, где вы замкнутый и неуверенный в себе человек, которому грозит день дорогой профессиональной съемки для тв, прямой эфир и стрим на большую аудиторию, то тут уже ошибки обходятся куда дороже. Актерские курсы, репетиции перед зеркалом и создание комфортной атмосферы на площадке могут помочь. С алкоголем и тяжелыми наркотиками надо быть осторожнее.