«С ЕГЭ жизнь не заканчивается и не начинается»
11 класс, ЕГЭ, выпускной — самый тяжелый период в первые 17 лет жизни. Особенности российской системы образования только усугубляют стресс. Эксперты Общероссийского гражданского форума объясняют выпускникам, как нужно себя вести.
6 вопросов
1. Я выпускаюсь в этом году из школы и не знаю, чего хочу. Что мне делать?2. Что не так со школьным образованием?3. Может ли школа подготовить к ЕГЭ в полной мере?4. Как перестать нервничать перед экзаменами (ЕГЭ)?5. Что делать, если не знаешь, куда поступать после 11 класса?6. Какой должна быть школа, которая способна подготовить школьника ко взрослой жизни?

Любой человек, обучаясь в старшей школе и тем более в выпускных классах, сталкивается с этим вопросом — кем я хочу быть, какую профессию выбирать? И далеко не каждый может найти ответ на этот вопрос. Что делать в такой ситуации?

Прежде всего — расслабиться. :) Практика и опросы показывают, что весьма большой процент людей лишь к 25-30 годам начинают «по-настоящему» понимать, чем им хочется заниматься в жизни. В каком-то смысле для ответа на этот вопрос нужно «повзрослеть» и пройти определенную школу жизни, получить образование и опыт работы и только тогда начать понимать, а что на самом деле твое.

Конечно, есть те, кто еще с условно с раннего детства знает, чем хотел бы заниматься, и целенаправленно идет к своей цели. Это действительно важно и полезно, когда дело касается таким сфер, как спорт, искусство, какая-то научная область. Но таких людей немного. Более того, важно понимать, что большинство людей вообще не склонно к какой-то одной профессии, а вообще по своим способностям может заниматься целым спектром профессий. Есть даже такая теория о “мультипотенциалах” — людях, которым свойственно постоянно пробовать что-то новое, менять занятия, увлекаться, остывать и снова увлекаться. Может быть, вы один из них?

При этом важно понимать, что современный мир сам по себе очень динамичен. Возможно, та профессия, которую вы выберете сейчас в старшей школе, через 10-15 лет либо исчезнет, либо трансформируется до неузнаваемости и вам в любой случае придется учится чему-то новому. Одного из известных управленцев современности спросили: если бы у вас была возможность научить своих сотрудников только одному навыку, чтобы вы выбрали? Он ответил: я бы научил их «умению учиться». И это действительно так — умение учиться, забывать выученное и учиться заново — один из ключевых навыков современного человека. Кстати, есть ресурсы, где можно посмотреть на вероятность того, а не исчезнет ли интересующая вас профессия и каков риск ее автоматизации в горизонте ближайшего будущего, согласно прогнозам ряда аналитических исследований.

На самом деле, ключевой вопрос выбора сейчас трансформируется, и правильнее спрашивать себя не «кем я хочу быть», «а какие задачи я хочу решать, что я хочу сделать?». Профессии трансформируются и становятся междисциплинарными, и уже сейчас многих людям трудно ответить на вопрос «а кто я по профессии», зато легко сказать «а какие задачи я решаю, и какие мне нужны знания или компетенции». И вот пожалуй с компетенциями даже в 15-17 лет самое время и разбираться.

Во-первых, есть ряд универсальных компетенций, которые вам всегда пригодятся. Не поленитесь выучить хотя бы один иностранный язык, разобраться в основах права и финансовой грамотности. Благо современные возможности онлайн-образования позволяют сделать это без ограничений и даже в ряде случаев — бесплатно. И, конечно, многим рекомендуется если не освоить какой-то язык программирования, то хотя бы изучить азы алгоритмики. Навык программирования считается новой грамотностью 21 века, как это в 20 веке было с умением писать, читать и считать.

Во-вторых, если не получается определиться с конкретной профессией (а как я писал выше, это не всегда и у всех получается, что абсолютно нормально), попробуйте определиться хотя бы с интересной для вас сферой деятельности. Что это может быть и какие задачи вам нравится решать? Создавать и креативить, проявлять себя (творческая сфера), общаться с людьми, помогать и работать с текстами (социальная и гуманитарная сфера), взаимодействовать или создавать механизмы, производство (техническая сфера), вычислять, писать коды, программировать (математика и IT), взаимодействовать с живыми объектами, природой (медицина, сельское хозяйство, биотехнологии), и пр. Ведь для большинства случаев на этапе школьного возраста важно лишь правильно определиться со сферой, а конкретное дело легко найдет вас (а вы — его) и в более позднем возрасте. Зато полученные знания на этапе обучения в ссузе или вузе потом точно пригодятся, а учится как минимум будет интересно. И это правило справедливо для многих современных профессий, за исключением высоко специализированных (таких как спорт, медицина и пр., где нужно достаточно долго и серьезно учиться и готовиться к профессиональной работе).

Итак, в завершении, несколько простых шагов, которые позволят вам лучше понять, в какую сторону двигаться дальше:

1. Важно начинать с понимания своих качеств, интересов и предпочтений. Хорошими инструментами тут являются профориентационные тестирования и беседы со специалистами по выбору профессий.

2. Прицельное знакомство с интересующими профессиями. Важно не только почитать что-то о предмете интереса, но постараться сходить на тематический мастер-класс, найти среди знакомых тех, кто связан с этой сферой и напроситься на беседу, а лучше даже сходить в компании-работодатели, кто непосредственно связан с этим делом. Поверьте, школьников там, как правило, очень рады видеть и с удовольствием все покажут и расскажут. И нет ничего лучше личного опыта знакомства с профессией.

3.И, конечно, не ждать того, что только в ссузе или вузе вас «научат на какую-то профессию». Основная мысль, которую вам важно вынести — образование сегодня — активный процесс, и многому нужно учится самостоятельно. Поэтому начните сейчас: мир  современного онлайн образования огромен. Очень многое можно освоить, или хотя бы понять, с чем предстоит столкнуться, буквально не выходя из дома — также, как вы читаете эту статью. Это также позволит лучше определиться с тем, чем вам хочется заниматься, а некоторым — даже начать зарабатывать на полученных навыках сразу после освоения. :)

Пробуйте, и успехов!

2/6 Что не так со школьным образованием?

Несколько дней назад учитель одной из российских школ пожаловалась мне, что у них уроки массово заменяются «маршировками»: дети учатся ходить строем, по команде поворачиваясь налево, направо или кругом. И такие «маршировки» — не редкость, сам их неоднократно видел в разных школах. Вы спросите у ваших детей, с большой вероятностью они тоже днями учатся шагать строем. Не знаю, скоро ли умрет школа. Но хотелось бы надеяться, что да. По крайней мере, в своем нынешнем государственном виде.

Учредители школ в России – органы государственной или местной власти. И отчитываются школы перед органами власти. По закону учредитель может снять директора образовательного учреждения с работы без объяснения причины (директор — руководящая должность же). При этих вводных очевидно, почему школа выполняет исключительно заказы власти. Учит истории по специально отобранным учебникам с рассказами про эффективного менеджера Сталина. Стращает учеников за посещение митингов. Борется с любой инаковостью, даже во внешнем виде. Натаскивает на ЕГЭ в ущерб нормальному обучению. Поэтому в типичной школе действует принцип «лучше не высовываться». И из-за следования этому принципу – застойная скука. Скучные учебники. Скучные уроки. Скучная «школьная жизнь». Как бы чего не вышло.

С каждым поколением люди становятся всё умнее и всё свободнее. И всё больше интересуются своим образованием и образованием своих детей. Посмотрите на передовые Москву и Петербург. Здесь почти не встретишь детей, слоняющихся на улице. В столицах – расцвет дополнительного образования. С ранних лет – ежедневные кружки и секции. В более старшем возрасте – почти обязательные курсы подготовки к ЕГЭ. Это параллельное образование в целом гораздо лучше школьного. Если вы в последние годы ходили на курсы иностранного языка, например, то наверняка заметили, как сильно изменились технологии. Никакой зубрежки. Никаких негативных оценок. Весь курс состоит из игр и интерактивных упражнений. Полезно и интересно. Не понятно только, зачем родителям за образование платить дважды. Сначала – платить налоги, из которых содержится школьная система. Потом – платить за курсы и секции.

Илон Маск доказал: за что бы ни бралось государство, оно выполняет свою работу дорого и не эффективно. Если деньги, которые мы тратим на содержание учителей, чиновников от образования, содержание не приспособленных для нормального обучения зданий школ, нередко не нужные и простаивающие интерактивные доски и подобные вещи адресно закреплять за учениками; если разрешить их тратить родителям на любые образовательные активности; если отменить искусственные барьеры для развития частных образовательных инициатив, средний уровень образования резко повысится и каждый родитель, а не государство будет решать, что нужно его ребенку. Можно будет заказывать пакет услуг в одном месте – в так называемой школе. А можно – в нескольких. Покупать онлайн курсы, ходить в театры и на интерактивные экскурсии. Там, где лучше учат английскому, учить английский. Где лучше учат праву, учить право.

Для развития многих навыков битву между человеком-учителем и компьютером уже выигрывет последний. Даже википедию читать интереснее и познавательнее, чем обычный школьный учебник. Недавно я ездил в Голландию и смотрел, как учатся дети в школе Стива Джобса. Там почти нет уроков. Дети спокойно могут передвигаться по зданию в любое время. И вместо уроков с учителем математики, например, они играют в компьютерную игру, где от уровня к уровню, незаметно для себя, они решают всё более сложные математические задачи. Компьютер им сам подкидывает ситуации на решение наиболее «западающих» задач. Учителя и родители могут смотреть за статистикой игры и радоваться переходу ребенка на новый уровень.

Я очень надеюсь, что у общества в России скоро выработается запрос на хорошее обучение для счастливой жизни своих детей, а не на неэффективное хранение в государственной школе. Я думаю, что в современном технологичном и быстро умнеющем мире до массового формирования такого запроса гораздо ближе, чем кажется на первый взгляд. Зачем платить дважды?

3/6 Может ли школа подготовить к ЕГЭ в полной мере?

Один из парадоксов современного отечественного образования заключается в том, что образовательные стандарты и школьные практики развиваются значительно быстрее, чем контрольно-оценочные и измерительные материалы к результатам освоения образовательных программ (ОГЭ, ЕГЭ, ВПР, предметные олимпиады).  

Приходится констатировать, что большинство КИМов ГИА по-прежнему ориентированы на проверку знаний, а не навыков и компетенций.  Хрестоматийным примером являются КИМы ЕГЭ по предметам общественно-научной предметной области.

За заданиями ЕГЭ по истории стоит знание дат, имен, терминов. «Егэшные» задания имеют различную форму, разнообразные по виду дистракторы, но в целом, ни историческое сознание, ни критическое и креативное мышление, ни коммуникация не проверяются на данном экзамене. Наиболее одиозное в этом отношении последнее задание в КИМе — так называемое, историческое сочинение. Критерии оценки этого задания таковы, что краткий пересказ исторических событий, например, лежащих в основе фильма «Движение вверх» может претендовать на высший балл. В нынешнем виде задание является ни показательным с точки зрения образовательных достижений выпускника, ни с точки зрения релевантности ценностям и смыслам исторического образования.  

Схожую ситуацию мы видим в заданиях по обществознанию. Предпоследнее задание заключается в составлении сложного плана по теме. Однако чаще всего оно выливается либо в бессистемное заучивание планов из тренировочных вариантов (все же набор тем ограничен), либо в попытке угадать так называемые «обязательные пункты» по замыслу составителей экзаменационных работ.

Не выдерживает критики задания экзамена по географии. Профиль местности по-прежнему рисуется карандашом, не используются никакие геоинформационные системы, задания с таблицей во второй части, а также с точками и высотой солнца над горизонтом, по сути проверяют, запомнил ли ученик решение простой арифметической задачи в три действия уровня 4 класса.

Безусловно, ЕГЭ сегодня соотносится напрямую с предметным содержанием школьных программ, однако существенно сужает диапазоны развития ученика, ориентируя его исключительно на подготовку в области «энциклопедизма в предмете». Да, безусловно, ЕГЭ сегодня дает существенные возможности для того, чтобы выпускники из самых отдаленных районов нашей страны могли поступать в ведущие вузы, но опасность его заключается в том, что кодификатор ЕГЭ сегодня, по сути, на уровне старшей школы заменяет собой образовательный стандарт и образовательную программу. В результате — система «натаскивания и репетиторства». Ведь для практикующих учителей не секрет — чем больше прорешаешь тренировочных заданий, тем выше получишь балл на экзамене.

12 решений для нового образования предполагает разработку и распространение цифровых инструментов объективной оценки (включая ЕГЭ и ОГЭ) образовательных результатов (включая новую грамотность и метапредметные навыки) для использования учителями и школьниками. На мой взгляд, для дальнейшего отхода от парадигмы «индустриального образования» сегодня это важнейший шаг, который нужно предпринять. Итоговая аттестация важный ориентир для школьников, их родителей, педагогов. А это значит, нужно использовать такие модели, которые бы включали в себя весь комплекс образовательного содержания школьного уровня, а также опирались на ресурсы и возможности цифрового мира и электронной образовательной среды. Важно пересмотреть задания ЕГЭ не только по содержанию, но и форме, причем делать это необходимо параллельно, не тратя время на совершенствование того, что уже завтра будет устаревшим.

4/6 Как перестать нервничать перед экзаменами (ЕГЭ)?

Прежде всего хочу сказать, что если найдется какой-нибудь психолог или педагог, который скажет, что у него, как в шляпе у фокусника, находится универсальный рецепт противодействия стрессу, в том числе стрессу во время экзамена, то мы должны отнестись к подобного рода высказыванию с некоторой долей скепсиса и сомнения. Скорее перед нами знахарь, который сулит универсальные рецепты на все случаи жизни, а таких рецептов на свете не существует.

Прежде всего надо понять, что мы живем в мире, в котором действует формула «стресс, который всегда с тобой». Поэтому, как только ученик начинает пытаться изгнать свой стресс, фиксироваться на нем, возникает очень опасное явление — фиксация на возможной неудаче во время экзамена, которая может переродиться в болезненную навязчивость: «У меня не получится, я проиграю, я не смогу достичь успеха». Вот эти моменты должен знать каждый человек: стоит на чем-то зациклиться, может родиться «выученная беспомощность» и стресс овладеет тобой.

Второй важный момент: экзамен, каким бы он ни был – это ни есть инициация личности, это ни проверка человека на личностную зрелость, а проверка его знаний; и не более того. А знания можно приобрести вновь, к знаниям можно вернуться, и поэтому неудача на экзамене — это неудача в знаниях, а не неудача в развитии человеческой личности. Не нужно путать между собой личностный неуспех и ситуативную неудачу, которая возникает в том случае, если ученик не достигает той или иной оценки. В этом смысле в свое время была замечательная книга Алексея Николаевича Леонтьева и Александра Романовича Лурия, двух крупнейших психологов, «Экзамен и психика». В этой книге говорилось о том, что стратегия экзамена как проверки знаний в условиях дефицита времени и дефицита информации — это не самая лучшая процедура тестирования знаний личности, поскольку она, как кнутом, подстегивает нашу с вами психику и может стать опасным риском для развития личности.

Кто-то умеет собраться в стрессовой обстановке, а кого-то одолевает страх. Что тогда делать? В тех случаях, когда тебя одолевает паника, надо ставить не ближние цели, становиться НЕ рабом момента, а обладать искусством переключения на дальние цели. Понять то, что происходит здесь и сейчас; непременно пройдет, и это мимолетно. А есть те задачи, в которых ты успешен, есть те задачи, в которых для тебя есть нечто главное и ценное. Например, если молодому человеку любимая говорит: «Прости, я тебя не люблю…», а он впадет в панику, то только тем самым приговаривает себя к ситуации нелюбви. Но в этой же ситуации он может сказать: «Да, сейчас ты воспринимаешь меня как нелюбимого, но я совершу такие подвиги, я сделаю такие дела, что ты меня непременно полюбишь». Ставьте перспективные цели, и вы подчините панику себе. Тем самым, искусство преодоления этой паники – это искусство постановки дальних целей и мотивов. И не случайно даже в армии под шквальным огнем давался приказ: «Ройте окопы». Именно подобные действия позволяли одерживать победы над стрессом.

Как учитель может успокоить ученика? Учитель как человек, который дает ему установку, может помочь ученику понять, что с ЕГЭ жизнь не кончается и не начинается. Если учитель скажет: «У тебя в жизни много другого, ЕГЭ, ну и что, сегодня такое, завтра другое», то, как ни парадоксально, он поможет ученику преодолеть ЕГЭ и справиться со стрессовой ситуацией.

Можно ли сказать, что в школе есть такой дефект запугивания учеников экзаменами? Современные школы очень разные. Та школа, в которой экзамен превращается в пугало, причем не только для учеников, но и в пугало для учителей, в пугало для родителей, плодит неуспех, плодит неудачников. Таких школ быть не должно. И я повторяю, неудачу в области знаний ученик не должен воспринимать, как крах, трагедию, драму всей своей жизни. Школа, которая превращает экзамен в пугало, в драму для жизни ученика, родителя и учителя, должна исчезнуть из нашей культуры.

5/6 Что делать, если не знаешь, куда поступать после 11 класса?

10 лет назад я окончила школу в одном из северных городов. Мой выпуск попал в первые годы внедрения ЕГЭ. Тогда это был какой-то «неведомый зверь», определяющий ход жизни или как минимум, будущее поступление. Мне трудно судить, поменялось ли отношение сейчас, по опыту общения с абитуриентами, скорее нет, чем да. Но мое отношение к экзамену и роли образования поменялось.

Училась я в классе с информационно-математическим уклоном, поэтому по итогу большинство из нас пошло на инженеров и экономистов. Мало кто представлял, что скрывается за каждой из профессией. Для многих, в том числе и меня, действовала логика «не знаешь, кем стать, но нет проблем с математикой — становись экономистом». Еще меня всегда спасало не знание того, что я хочу, а понимание того, что я не хочу. Часто этого достаточно для верного выбора.

Когда живешь в маленьком городе, то выбор университета — это зачастую выбор города. Кажется, что автоматически поступление в любой университет Петербурга или Москвы лучше, чем поступление в ведущий университет меньшего города. Это ошибка, и в столицах есть университеты, которые плохо учат.

Мне повезло, и спасибо моим родителям — была возможность поступать на платное. Сейчас я советую всем — если есть возможность поступить на платное в более сильный университет, где не хватает баллов на бюджет — лучше делать выбор в сторону сильного вуза.

Почему? Первое — университет, это не только набор лекций и семинаров, но и окружение и внутренняя культура. Это уровень мышления, амбиции, планка, которую зададут сокурсники и преподаватели. Даже сейчас результаты моих однокурсников мотивируют развиваться.

Второе — лучше быть самым глупым на входе, чем самым умным. Можно быть отличником в школе, прийти в университет и не суметь решить задание на тройку. Это мощная шоковая терапия, но это нормально. Данные разные: ведь кто-то учился в специализированных гимназиях, а кто-то в обычных школах. Не столько важно, сколько ты знаешь или не знаешь, сколько то, стараешься ли ты узнать. Умение ставить себе высокую планку, выходить из зоны комфорта, бояться, но делать — это ценные жизненные навыки.

6/6 Какой должна быть школа, которая способна подготовить школьника ко взрослой жизни?

Все мы хотим нашим детям счастья. В нашем конкурентном мире мы говорим «счастье», а в уме держим «успех». Важная (но не единственная, см. ниже) функция школы — помочь детям добиться успеха во взрослой жизни. Вам известны главные ингредиенты успеха? Вспомните себя, знакомых, книжных и киношных героев, назовите сами 3-5 главных слов про это, простых, своих собственных.

Назвали? У меня получается так: воля, энергия, ум и умение договариваться. А для счастья — ещё контроль над своей эмоцией или самодостаточность. Совпадает? Я лично думаю, что рецепт «успеха» и/или «счастья» не менялся последние 100 тысяч лет, и не изменится, пока не поменяются наши мозги и физиология. 

Но это наш с вами список. А еще есть список общественный, и есть список государственный, и это разные списки.

Кристофер Петерсон и Мартин Зелигман в компании с 30 исследователями и психологами несколько лет изучали и привели к единому знаменателю список человеческих качеств и достоинств, которые жители нашей планеты считали наиболее ценными и заслуживающими уважение со времени возникновения письменности: от шумеров до трансгуманистов. Список этот включает шесть категорий: мудрость, смелость, справедливость, гуманизм, умеренность и «трансцендентность». Подкатегории последней — чувство благодарности, юмор, оптимизм, духовность; остальные категории также содержат по 4-6 подпунктов.

Список «государственный» включает любовь к Родине (читай Государству) и набор компетенций, нужных Ему для выполнения Его основных функций: защите и кормлении населения и победе в конкурентной борьбе с другими Родинами.

Так чего же хотеть от школы? К какой взрослой жизни она должна готовить и как?

Если мы хотим, чтобы наши дети жили в государстве, где граждане уважают друг друга, граждан которого объединяет общая цель сделать друг друга счастливее, где граждане хотят и могут взять на себя ответственность за достижение этой цели, нам придется самим найти ответы на эти вопросы. Государство этим заниматься не будет — у него есть другие задачи - а союзником оно станет только если общество сможет договориться про свои ожидания от школы.

Итак, какой же должна быть школа, если ее «продукт» — человек с авторской позицией, способный ставить собственные цели и их добиваться, способный взять ответственность за себя и других, способный договариваться и уважающий чужое мнения?

Ответ прост: такой же. Уважающей чужое мнение и способной ставить собственные цели. Как этого добиться? Для начала спросить учителей, родителей, директоров, спросить первый раз за последние 100 лет, чего они хотят, что может быть результатом их работы. Дать им поверить в то, что у них есть право на собственное мнение, что именно они, а не государство лучше всех знают, как помочь детям добиться успеха во взрослой жизни

А дальше начинается бесконечная сложность, потому что все дети разные, а обстоятельства в двадцатилетней перспективе непредсказуемы. Но именно это и интересно. А где интерес, там и жизнь.