«В американской школе списывание считается позорным»
Американские педагоги и ученики рассказывают на TheQuestion, чем различаются школы в России и США, что проходят на факультативе по русской литературе и почему место жительства влияет на шансы поступить в университет.
10 вопросов
1. Как устроено школьное образование в Америке?2. В чем отличие американских школ от российских?3. Почему в США существуют белые и черные школы?4. Почему в американских школах делается упор на креативность и проектную работу?5. Распространен ли буллинг в американских школах?6. Правда ли, что в американских школах занятия начинают с клятвы верности флагу или исполнения национального гимна?7. Почему американские школьники пишут карандашами вместо ручек и пишут печатными буквами вместо прописных?8. Какие российские произведения проходят в американских школах?9. Как в американских школах решают дилемму умных и глупых детей?10. Почему в США так часто стреляют в школах?

Во-первых, образование разделено на три этапа, или на три школы:

Elementary School (обычно с нулевки, то есть Kindergarten, до 5 или 6 класса, в зависимости от штата и района) — тут обычно все предметы ведет один учитель.

Middle School (обычно с 5 или 6 класса по 8 класс, в зависимости от штата и района) — на этом уровне предметы уже разделяются между несколькими учителями. Например, на трех учителей, каждый из которых специализируется на гуманитарных предметах, математике или естественных науках.

High School (9-12 класс) — тут уже все предметы разделены по разным учителям.

Каждый из уровней — это отдельная школа. В одном районе может быть десять Elementary Schools, пять Middle Schools, и потом все дети разделяются между двумя High Schools, которые часто очень крупные, если это государственные школы.

В Америке существует 4 основных типа школ: частные школы, государственные школы, школы-магниты и чартерные школы.

Государственные школы бесплатные. Семьи привязаны к определенной школе по месту жительства, потому что государственные школы финансируются налогами на недвижимость по районам. Получается, что государственные школы в благополучных районах за счет более дорогой недвижимости и соответствующего налога получают более серьезную финансовую поддержку. В таких школах классы могут быть меньше, более дорогая техника и ремонт. Эти школы сильно зависят от стандартизированных тестов и государственных правил на уровне штата, так что программа диктуется очень жестко, и от нее отступать нельзя. Учителя в государственных школах могут зарабатывать даже больше денег, чем учителя в частных школах, но это работа на износ: большие классы и очень высокая нагрузка.

Так как государственные школы привязаны к определенным адресам проживания, семьи, которые могут это себе позволить, часто выбирают место жительства по качеству школы.
Родители стремятся переехать в районы с хорошими школами, а хорошие школы, в свою очередь, поднимают цены на недвижимость, и это создает замкнутый круг неравенства. Дорогие районы с хорошими государственными школами оказываются недоступными для бедных семей, и детям из бедных семей сложнее прорваться вперед из-за низкого качества школ в их районах. 

Бесплатные чартерные школы сейчас очень быстро развиваются, вокруг них хайп. Эти школы получают смесь частных и государственных средств, поэтому у них больше свободы. Семьи не привязаны к этим школам по месту проживания. Чартерные школы могут не следовать стандартной программе, внедрять свои новые курсы, экспериментировать. В чартерных школах обычно есть специализация, то есть у каждой школы какое-то свое направление. Например, в Лос-Анджелесе есть очень известная чартерная школа, LAHSA - Los Angeles High School of the Arts (школа искусств). Это школа для 8-12 классов, и там ученики выбирают специальность по искусствам (музыка, рисование и так далее). У них система приема учеников основана на лотерее: слишком много претендентов на места, поэтому учеников включают в лотерею, и если тебя выбирают, ты там учишься. Иногда плюс к лотерее есть конкурс, и нужно пройти вступительные испытания. В LAHSA, если ты хочешь пойти на специальность по танцам, тебе нужно пройти определенные хореографические испытания перед комиссией учителей. В LAHSA очень высокая конкуренция. Туда съезжаются дети со всего города. Каждый год берут всего 100 человек из 1500 абитуриентов в 8 класс. Они учатся вместе до 12 класса. 

Есть чартерные школы, которые специализируются на предметах STEM (science, technology, engineering, mathematics — естественные науки, технологии, инженерное дело, математика), и там нужно тоже сдавать тесты плюс к лотерее. Но эти школы бесплатные. (Я тут говорила о чартерах для старших классов, но есть чартеры с нулевки).

Магнитные программы в государственных школах (magnet programs) — это программы в государственных школах, которые по каким-то предметам очень сильные. Например, моя подруга училась в государственной школе в очень бедном районе Лос-Анджелеса. Это обычно означает, что у школы мало ресурсов. Но в этой школе была очень сильная магнитная программа по государственному и муниципальному управлению (government program). Идея в том, что если в плохой школе есть хоть одна очень сильная программа, эта школа конкурирует за учеников с чартерными и с частными школами — и еще с другими государственными школами, потому что ради этой школы в этом районе родители будут готовы переехать в тот район, чтобы дети пошли в ту школу.

Частные школы в США бывают самые разные. Есть традиционные, связанные с религиозными общинами. Есть очень конкурентные школы, в которые сложно попасть. Они могут быть очень дорогими, но если твой ребенок туда поступает, у тебя есть гарантия, что он поступить в один из 20 топовых вузов страны (Ivy League universities — университеты из Лиги плюща). Тут играет роль философия образования в этих школах, престижность школ, которая считывается приемными комиссиями при отборе абитуриентов в университет, и в целом очень серьезная подготовка по всем предметам. Есть еще разные очень креативные типы частных школ, как Вальдорфские школы, где детям не выставляют оценки и там нет никаких гаджетов — все пишут от руки, даже собственные блокноты делают сами. Есть Монтессори, там тоже нет оценок и тестов, все образование основано на играх. В школах Монтессори нет разделения учеников по возрасту: дети разных возрастов учатся в одном классе. Обычно в более традиционных частных школах в США учителя разделяются по предметам и специальностям уже с нулевки. Это большое отличие от государственных школ. В частной школе, в которой работаю я, учатся в основном дети докторов из разных больниц Лос-Анджелеса. Есть еще частная школа, где учатся дети работников креативных индустрий и кино.

2/10 В чем отличие американских школ от российских?

Один учебный год я провела в старшей школе в США, поэтому поделюсь наблюдениями из своего опыта. 

1. Составлением своего расписания занимается сам ученик. Также ему в этом помогает каунселор (что-то между завучем и «советником» студента), он проверяет, чтобы уроки не накладывались друг на друга по времени, а еще консультирует ребят по поступлению в колледжи и университеты. 

Максимальное число предметов, которое можно было взять именно в моей школе — семь. И плюс один обязательный free period, т.е. свободные полтора часа, когда ученики могут заниматься своими делами. Обычно большинство проводит это время за выполнением домашнего задания в библиотеке, где, кстати, очень приятная приятная атмосфера, выдают ноутбуки и можно бесплатно пользоваться принтером. Некоторые ребята во время этого свободного времени уезжали из школы, чтобы посидеть в какой-нибудь кафешке/съездить домой (в Штатах права можно получить в 16 лет, соответственно, большинство high school students приезжают в школу на своей машине). 

Эти 8 предметов (включая свободный урок) распределены пополам и чередуются каждый день. 

Понятия «одноклассники» как такового тут нет или же оно подразумевает абсолютно всех, кто выпускается в один год. Так происходит именно из-за индивидуальности расписания. 

2. Перечень предметов невероятно широкий. Также широк и выбор уровня этих предметов.

Каждому студенту, чтобы выпуститься из старшей школы, нужно получить определенное количество крЕдитов (credits ~ баллы). Условно, нужно прослушать 4 года математики (в любом предоставляемом виде — есть алгебра, геометрия, статистика, дробное исчисление, прикладной анализ и еще куча всего), 3 года любой науки (часто есть возможность взять что-то довольно необычное вроде геологии, физиологии, психологии, астрономии), 4 года английского языка, 2 года истории, 3 года иностранного языка, 2 года физкультуры. 

Преподавание очень прикладное и интерактивное. Часто нужно работать над какими-то проектами, заниматься исследованиями. На физике-химии-анатомии всегда проводятся лабораторные работы, подразумевающие непосредственное участие самих учеников. 

Помимо вышеперечисленных основных блоков предметов есть и творческие занятия, которые тоже могут быть включены в официальное расписание. Сюда могут относиться такие классы, как, например, прикладной дизайн, керамика, хор, оркестр, телевидение. 

В моей школе еще был один весьма странный урок под названием walking, т.е. обычная ходьба. Хотя, кто знает, возможно, учитывая американский образ жизни и огромные расстояния, открыть подобный класс было не такой плохой идеей. 

3. Американские школьники и студентов в целом очень ответственно относятся к учебе. Говорю, конечно, про большую часть, в основном тех, кто стремится после школы поступить в университет. 

Никто не списывает. Абсолютно никто. Ибо это считается позорным. Но некоторые преподаватели даже советовали на всякий случай сделать специальные заламинированные листы бумаги, чтобы закрывать ими свою работу от соседа по парте... Кстати, парты в основном одиночные, но иногда в кабинете бывает несколько столов, за которыми студенты сидят по группам. Часто даются групповые задания. Эссе, к примеру, пишутся в несколько этапов за несколько дней. Сначала приносится «первый черновик», потом он отдается на проверку кому-то из ребят, которые посещают тот же урок. И так несколько раз по кругу. Довольно странная процедура. 

Плагиат тоже запрещен, за это могут даже отчислить. Все, что взято из интернета, должно быть оформлено в виде цитат и с указанием источников. 

4. Медпункт в американской школе - это нечто :) Помню, во время простуды мне сказали просто полежать на кушетке. Потом дали ледяной сок из холодильника и приторно сладкие сосательные конфеты. Все потому, что на выдачу лекарств у них нет полномочий. 

Вообще с медикаментами там все сложно. Все стоит безумно дорого, и на все нужен рецепт. 

Свои лекарства в школе без официального разрешения принимать тоже нельзя. Мою знакомую за это как-то на день отстранили от занятий. 

Но американцы стараются не пропускать школу, даже во время простуды или при переломах, например. Так и ходят в школу на костылях. За год можно пропустить только определенное количество дней, с этим все строго. Если не появляешься, сразу звонят родителям и просят подтвердить факт твоего отсутствия по официальной (или не очень) причине. 

5. Проход в школу осуществляется по ID. Без этой карточки не пустят ни при каких обстоятельствах.

Во время урока действительно можно спокойно выйти из класса. Разрешение преподавателя не требуется, нужно только взять обычно висящий на стене hall-pass. Но он только один, поэтому одновременно вдвоем выйти нельзя. 

6. В школе всегда есть Student Council. Чтобы попасть туда, нужно участвовать (и победить) в выборах. Это так называемый союз школьников, активистов, которые занимаются решением проблем студентов и организацией различных школьных мероприятий. А всяческих активностей в американской школе выше крыши, и это невероятно здорово. 

Одно из таких мероприятий — spirit week. Неделя, когда каждый день является тематическим (день ботаника, день ковбоя, пижамный день, день цветов школы и т.п.), и студенты могут нарядиться в забавные костюмы. Все это обычно сопровождается какой-либо благотворительной целью, собираются пожертвования. Еще именно в моей школе ребята участвовали в платном благотворительном конкурсе, где призом было кинуть торт в школьного учителя :) 

7. Спорт. Это отдельная тема, и, как мне кажется, она слишком overrated в американской школе. Они буквально болеют спортом, каждый день в каждое время года проводят на изнуряющих тренировках. С одной стороны, это хорошо, потому что это отличная возможность познакомиться с новыми людьми и оставаться в форме, а командный дух и поддержка — вещи и правда невероятные. Но другая сторона медали — это то, что топовые университеты зачастую принимают студентов, не блещущих умом, но очень отличившихся в каком-то виде спорта. 

3/10 Почему в США существуют белые и черные школы?

Это очень сложный вопрос, которому посвящено много книг. Но я попробую ответить коротко.

Есть два основных фактора.

Первый связан с событиями Гражданской войны (1861-1865) и последующих двух десятилетий. В 1872 в южных штатах приняли закон о том, что можно сегрегировать школы. В этот период афроамериканцы начали ходить в магазины, рестораны, школы, которые традиционно считались белыми, и то же самое было со всеми учреждениями. Последовало судебное разбирательство, которое дошло до Верховного суда, и суд постановил, что можно создавать «separate but equal» — раздельные, но равные общественные места: например, если школы и магазины будут равными, они могут быть раздельными. Так устоялось разделение школ на «белые» и «черные».

Второй аспект — это привязка государственных школ к месту проживания семьи. К каждой школе относится определенный район, и у каждого ребенка есть только одна школа, которую он по закону может посещать. То есть нет никакого выбора. При этом государственные школы в США в основном финансируется налогами на собственность. В бедных районах школы финансируются не так хорошо, как в богатых: недвижимость дешевле и налог ниже, так что школы получали более низкое финансирование. 

В США до недавних пор расовая сегрегация была закреплена законом, и это распространялось на места проживания афроамериканцев — были районы, в которых афроамериканцам нельзя было покупать недвижимость, до конца 1960-х годов. После Второй мировой войны и до 1960-х, во время сегрегации, в США был бум строительства и покупки домов. В то время сформировались многие районы, которые и сейчас разделены по расовому признаку по тем же границам, что при сегрегации. Когда к концу 1960-х афроамериканцам разрешили покупать недвижимость в любом районе, границы уже были нарисованы, разница в ценах на недвижимость закрепилась, школы уже были разделены. Многие семьи даже сейчас не могут себе позволить переехать в школы, которые лучше финансируются, потому что для них недвижимость в таких районах слишком дорогая. Это замкнутый круг: дети из бедных семей и дети из афроамериканских семей застревают в районах со школами с плохим финансированием. Этим детям труднее поступить в университет, у них ниже доход, чем у белых американцев, и их дети тоже остаются в районах с дешевой недвижимостью и слабыми школами. Бедность передается из поколения в поколение, вырваться очень трудно, и это неравенство обусловлено историческим контекстом расовой сегрегации в США.

Государство в некоторых районах предпринимает попытки сгладить неравный доступ к хорошему школьному образованию. К примеру, вводят маршруты школьных автобусов, которые забирают детей из бедных районов, чтобы возить их в государственные школы в более дорогие районы. Это было особенно популярно в 1990-е годы. Статистически доказано, что у детей из неблагополучных районов значительно повышаются шансы на успех в образовании и в карьере, если они учатся в районах с более богатыми школами. Например, восточное Пало-Альто — это район около Сан-Франциско, в котором проживают в основном афроамериканцы, и в этом районе даже нет школы. Детей оттуда возят в богатый белый район на школьных автобусах каждый день. 

4/10 Почему в американских школах делается упор на креативность и проектную работу?

Это отчасти связано с тем, как устроено поступление в американские университеты. При поступлении в вуз необходимо сдать результаты стандартизированных тестов SAT (эквивалент ЕГЭ), но это только один элемент из огромного списка характеристик и документов, которые нужно сдать при поступлении. Нужно показать все школьные оценки, написать эссе, мотивационное письмо. Иногда нужно прислать пример длинной письменной работы. В резюме нужно показать, что ты разносторонний и талантливый человек с необычными хобби — университеты всегда интересуются тем, как ты проводишь свое свободное время за пределами школьных аудиторий. Это называется extracurricular activities — занятия, выходящие за рамки школьной программы.

Одна из основных американских ценностей — это независимость и умение критически мыслить. В обществе, в бизнесе, в образовании очень ценятся оригинальные и новые идеи, так что школы стараются создать все условия для развития такого рода мышления и оригинальности. Это очень важный навык для того, чтобы стать успешным в американском обществе.

Конечно, результаты стандартизированных тестов имеют значение, но когда перед приемной комиссии два очень сильных кандидата с отличными результатами стандартизированных тестов и с отличными оценками, выберут того, что сделал что-то очень интересное и написал об этом яркий и необычный текст. Ищут особенных, уникальных абитуриентов, которые способны доказать, что они инноваторы. Это ценность, провозглашенная в обществе США и в университетах, поэтому это является ценностью и в школах.

В Америке не требуют заучивать что-либо наизусть. Акцент ставится на проектной работе, чтобы ученики могли развивать и демонстрировать самые разные умения и навыки применения разных знаний на практике. Например, за последние годы появилось много курсов для школьников по робототехнике. Получается, что вместо инженерных курсов или вместо части школьной программы по математике, дети просто могут пройти обучение по робототехнике, и через это на практике выучить математику и машиностроение.

Но парадокс Америки состоит в том, что нужно и хорошо сдать все стандартизированные экзамены с высокими баллами, и быть уникальным и оригинальным инноватором. И многое из этого в США определяется доступом к определенным ресурсам в зависимости от возможностей родителей. Школы в Америке привязаны очень строго к определенным районам и финансируются налогом на недвижимость — в богатых районах налог выше, и школы финансируются лучше. Все это влияет и на результаты стандартизированных тестов, и на программы, которые стимулируют креативность. 

5/10 Распространен ли буллинг в американских школах?

Семь лет назад я обучалась по обмену в течение года в американской школе. Тогда Россия еще принимала участие в чудесной программе FLEX, которая предоставляла такую возможность. Я училась в обычной high school (в которую входят 9-12 классы). Я была в 11 классе (это называется Junior), и на тот момент мне было 16-17.

У меня опыт исключительно положительный, я никогда не сталкивалась с буллингом, а в Aмерике наблюдала исключительно доброе отношение подростков к одноклассникам с особенностями,  т.е. к умственно-отсталым. При этом это была самая обычная школа в сельской местности, с реднеками (rednecks) в том числе.

Так как взяла ещё курс испанского для начинающих, который преподавали только в middle school (5-8 классы) по соседству, каждый четный день мне приходилось перед вторым уроком бежать на автобус и ехать из high school в middle school, где я училась испанскому с детьми с 5-7 классов. Тогда я узнала, как работают в американских школах по этому направлению. 

Каждое четвертое занятие у нас начиналось с того, что наша преподавательница Сеньора Долорес зачитывала небольшую историю; была ли она достоверной или нет — неизвестно, да и не очень важно. Это была история травли какого-то ребенка, каждый раз с разными подробностями, «сюжетом», героями. После прочтения истории класс в группах, и потом все вместе, в течение 10 минут обсуждали пути решения проблемы, давали советы героям истории, рассуждали, как бы мы поступили, что следовало предпринять. Заканчивалось все тем, что преподаватель резюмировала, что так поступать нельзя, надо быть добрым, сочувствующим и в конце проговаривала те важные шаги, которые необходимо предпринять, в случае если а) ты стал жертвой травли, б) ты видишь, что кого-то буллят. И такие «пятнадцатиминутки» проводились  регулярно.

Ко всему прочему, школьный кафетерий в middle school был полон плакатов и постеров на тему предотвращения буллинга.

Пример школьного плаката: «Школьные правила против буллинга. Мы не будем заниматься буллингом; мы будем стараться помочь ученикам, которые стали жертвами буллинга; мы будем включать учеников, которых другие легко оставляют в стороне; мы скажем взрослым в школе или дома, если мы станем свидетелями буллинга».

Пример школьного плаката: «Будь супергероем! Доложи о буллинге».

6/10 Правда ли, что в американских школах занятия начинают с клятвы верности флагу или исполнения национального гимна?

Каждое утро начинается с Pledge of Allegiance, клятвы верности.

Школьный день в Америке начинается с одного из двух мероприятий: со сбора учеников по классам в Home Room (класс, с которого начинается день с классным руководителем, который устраивает перекличку), или со сбора всей школы на School Assembly (встреча всех школьников в большом актовом зале с директором или руководством школы, которые произносят короткую речь и рассказывают о важных объявлениях; это происходит реже).

В обоих случаях ученики встают, кладут руку на сердце, смотрят на американский флаг, и произносят хором следующие слова:

I pledge allegiance to the flag of the United States of America
And to the Republic for which it stands,
One Nation under God,
Indivisible,
With liberty and justice for all.

Перевод:
Я клянусь в верности флагу Соединённых Штатов Америки
И республике, которую он символизирует,
Одной нации под Богом,
Неделимой,
Со свободой и справедливостью для всех.)

Есть локальные практики, которые зависят от штата. Я училась в школах штата Вашингтон, Калифорнии, Мэриленда, и Миннесоты, и там всегда зачитывали одну и ту же клятву, текст которой иногда висел у флага в углу аудитории. Но в Техасе, например, существуют клятвы двух флагам — США и Техаса.

Мой опыт показал, что во время клятвы каждый имеет право сидеть на месте, молчать, или вставать, но не класть руку на сердце. Я никогда не видела, чтобы учителя или руководство школы настаивали на участии в этом ритуале. При этом, большинство учеников обычно участвует. В младших классах детям не так просто плыть против течения, а в старших классах некоторые начинают отказываться от ритуала, несмотря на специально отведенные под него пять минут каждое утро. Отказ может быть мотивирован тем, что ученик приехал из другой страны и не хочет произносить клятву, протестом против националистических практик или тем, что хотят потратить лишние пять минут на недоделанные домашние задания.

7/10 Почему американские школьники пишут карандашами вместо ручек и пишут печатными буквами вместо прописных?

Учеников учат писать прописью в третьем классе, но пропись не очень распространена. В третьем-четвертом классе дают задания, когда нужно написать короткое эссе именно прописью, но это делается только для того, чтобы дети могли немного попрактиковаться, применяя новый навык письма. После третьего и четвертого класса от учеников никогда не требуют сдавать письменные работы, написанные прописью.

Мне кажется, что пропись в школах и в целом в Америке носит культурно-исторический характер. Учеников учат так писать, чтобы они могли прочесть исторические документы или почерк старших поколений, но не для повседневного применения на практике.

В старших классах от учеников никто не ожидает прописи. Эта практика просто потеряла популярность, и пишут обычно блоковыми буквами (сравните пропись и блоковые буквы на картинке выше).

Также от учеников никто в Америке не ожидает использования ручки. Пишут в основном карандашами. Это может быть связано с тем, что карандаши дешевле, и если исправлять ошибки ластиком, получается, что мы тратим меньше бумаги.

Идея о том, что ошибку можно исправить ластиком связана также с философией образования в США: всем можно совершать ошибки, потому что на ошибках учатся. Каждому дается шанс что-то исправить. Дети много ошибаются, и это не страшно.

8/10 Какие российские произведения проходят в американских школах?

В общих (обязательных) классах вообще не проходят никаких переводов, а читают только литературу, написанную по-английски — всяких Мелвиллов и По.

Но в очень многих средних школах, если есть возможность и интерес, предлагают разнообразные факультативные (elective) классы литературы. Русская литература — один из популярных факультативов.

Вот пример учебника:

В этом учебнике — Ахматова (ее стихи прекрасно перевели на английский), Достоевский, Пастернак (я предполагаю, «Доктор Живаго»), Пушкин, Толстой, Солженицын, Сахаров.

Вот забавная история, как русскую литературу учат малолетние преступники в заключении.

Статья упоминает Льва Толстого — «Войну и мир» (я предполагаю, избранные отрывки, а не весь), «Смерть Ивана Ильича» и Достоевского.

9/10 Как в американских школах решают дилемму умных и глупых детей?

Это зависит от того, частная школа или государственная.

В государственных школах между вторым и четвертым классом учителя начинают следить за сравнительной успеваемостью детей и отбирать самых академически сильных. В разных штатах есть разные программы, которые нацелены на поддержку самых сильных детей. Часто это называется TAG (Talented and gifted — «талантливые и одаренные»), в Калифорнии это называется GATE (Gifted and talented education — «образование для талантливых и одаренных»).

Таких детей забирают из обычных классов раз или два раза в неделю, например, обычно с урока литературы, и они занимаются более сложными заданиями и проектами в это время. Такие программы начинаются в младших классах, продолжаются до конца восьмого класса.

Уже в High School (в старших классах), когда тебе 14-15 лет, и ты уже выбираешь более простой или более сложный уровень. Можно брать обычный уровень предметов, или honors classes — это более сложный уровень тех же предметов. Есть еще AP classes (Advanced Placement) — они еще престижнее, потому что после таких курсов можно сдать AP tests и если получишь высокие баллы, тебе баллы засчитают в качестве кредитов в университете. Например, тебе могут засчитать базовый уровень биологии на первом курсе, и ты можешь сразу пойти на более продвинутые курсы, минуя начальные, если ты хорошо сдал AP test по биологии в 12 классе. На уровне AP больше надо читать, писать, анализировать. Если в твоем аттестате стоят курсы AP, и у тебя хорошие результаты стандартизированных AP tests, это помогает поступить в университет.

Но на курсы AP не так просто попасть: иногда нужны рекомендации от учителей из предыдущих классов. Иногда нужно специально сдать тест на проходной балл, чтобы тебя приняли. Еще это зависит от оценок за предыдущие годы. Путь к AP не самый простой: ты не можешь просто в 15-16 лет вдруг решить, что теперь ты возьмешься за учебу и будешь стараться. Поэтому с 9 класса уже идет сильное расслоение школьников на более слабых и на тех, кто нацелился на хорошее высшее образование.

Тут, конечно же, уже на уровне отбора детей в программы как GATE в 2-4 классах встает вопрос: насколько эти дети демонстрируют потенциал, насколько у учителей предвзятое отношение к детям, и насколько за продвижение своего ребенка воюют родители? Если родители знают о том, как устроена эта программа и следят за тем, отобрали ли ребенка в нее, у такого ученика больше шансов на успех, чем, например, у детей иммигрантов, которые не понимают систему образования, не поймали момент отбора (который не очень прозрачный), не тратят много времени на совместное выполнение домашних заданий с ребенком дома. Часть секрета успеха — это удача. Но большая часть — это усилие родителей.

Еще в Лос-Анджелесе много мигрантов. Если ты учитель в Middle School и у тебя в классе 40 человек 10-летних детей, и половина из них не очень хорошо говорит по-английски (а говорят по-китайски, по-испански, или по-армянски, так как в Лос-Анджелесе большая армянская диаспора), а у другой половины родной английский, иногда просто дети с родным английским могут попасть в программу для продвинутых.

У «отстающих» детей обязательно должны быть IEP - individualized educational plan (индивидуальный учебный план). Это означает, что учитель заметил и понял, что у ученика есть определенные особенные образовательные нужды, и они описываются в специальном документе. На основе документа под индивидуального ребенка пишется план, как компенсировать и поддержать этого ребенка. План пишет учитель вместе со специалистом по образованию и поддержке детей с особенностями. Такие специалисты есть в каждой школе. Они обычно очень компетентны. Они пишут план и исполняют его с каждым ребенком: иногда это означает, что кому-то надо давать задания не только устно, но и письменно, или с кем-то надо индивидуально обсуждать каждое задание, или кому-то нужно подтянуть английский язык. Этого ребенка два раза в неделю забирает с какого-то из занятий учитель по английскому и занимается. Помимо проблем с языком, такие программы поддерживают детей с любыми особенностями: например, детей с дефицитом внимания или с гиперактивностью, или с какой-либо формой аутизма. Индивидуальный учебный план есть у очень многих, в каждом классе из 30-40 человек таких может быть 2-10 детей. Это очень здорово, но отчасти из-за этого у учителей в государственных школах очень высокая нагрузка и дико много работы.

В частных школах в США вся программа обучения составлена для самых сильных и академически продвинутых учеников. В частной школе, в которой я сейчас работаю, отбор настолько высокий, что у нас особо нет слабых учеников. Я бы сказала, что некоторые дети, которым нужна особая поддержка, лучше себя чувствуют в государственных школах, потому что по закону их там обязаны поддержать с помощью IEP (индивидуального учебного плана).

10/10 Почему в США так часто стреляют в школах?

За последние два десятилетия в США было 32 случая стрельбы в школах, когда погибали дети. Последний случай — 17 флоридских школьников, убитых 19-летним Николасом Крузом, который законно приобрел огнестрельное оружие и пришел с ним в свою бывшую школу с целью напасть на детей и учителей.

Такие трагедии возможны из-за того, что в США нет достаточно продуманного и серьезного регулирования покупки оружия. Условия покупки оружия зависят от законодательства штата, но во многих штатах, как во Флориде, это сделать очень просто. За последние годы не было никаких подвижек в области законодательства для предотвращения стрельбы в школах.

Многие школьники, которые выросли в таких условиях, сейчас подрастают и становятся более активными, и благодаря социальным сетям у них есть возможность писать и говорить о своих опасениях. Школьники из города Паркленд во Флориде, где произошла последняя трагедия, использовали социальные сети для мобилизации школьников по всей стране, и теперь они организуют акции протеста когда они организованно прогуливают занятия и маршируют по своим городам, чтобы привлечь внимание к отсутствию эффективного законодательства в области ношения и покупки оружия.

Движение «Больше никогда» (Never Again), которое организует «Марш за наши жизни» (March For Our Lives) — это движение школьников против угрозы стрельбы в школах по всей Америке. Мы, школьники, сами организуем это движение потому что мы верим, что контроль продажи и ношения оружия — это комплексная проблема, и нам нужен многослойный подход к законодательству. 

Мы требуем, чтобы гражданское население не могло покупать и держать дома боевое оружие, предназначенное для военных. Мы требуем расширения и углубления проверок покупателей оружия. И мы требуем внедрения сроков ожидания между покупкой и получением оружия. 

Но главное — мы хотим, чтобы руководство страны услышало школьников, которые хотят изменений.

Член движения Мег Флинн


«Меня зовут Мег Флинн, я учусь в двенадцатом классе школы Брайтон Хай Скул. Я посвящаю очень много сил и времени волонтерству и политическому активизму. Я организую школьные клубы, работаю и стараюсь спать, когда могу. Я очень хочу внести вклад в уменьшение насилия с применением огнестрельного оружия, потому что это очень большая проблема для нашего общества и напрямую касается меня и моих ровесников. Мое поколение живет в постоянном страхе стрельбы в школах. Я дико пугаюсь, когда слышу о новых случаях стрельбы в школах, потому что понимаю, что шансы таких происшествий одинаково высоки по всей стране. Я вижу те школы и думаю о том, что это такие школьники, как я. Это я, это мои друзья, это все американские школьники, которые сидят за партами в постоянном страхе перед насилием. Это меня мотивирует участвовать в этом проекте, и я хочу дальше в нем принимать участие, чтобы были изменения».