«Больше всего мне нравится Филевская линия»
Как отмечают Новый год в подземке, существуют ли там гигантские крысы, и как работает «туалет на ходу» — на эти вопросы ответили машинисты метро в рубрике «Рабочие моменты».
6 вопросов
1. Как проходит рабочий день машиниста метрополитена?2. Есть ли у машинистов метро профессиональные заболевания и медицинские льготы?3. Сколько зарабатывают машинисты метрополитена?4. Что знают машинисты метро, чего не знают простые пассажиры?5. Готовят ли машинистов поездов или метро к тому, что самоубийцы могут броситься к ним под вагон?6. Зачем в московском метро вешают экраны с камерами?

Пассажиры очень мало знают про наш рабочий день. Пришли мы на смену, прошли медкомиссию, померили давление, пульс, и в путь-дорожку! Эх, путь-дорожка фронтовая! Вот как-то так! Перед рабочим днем проходим обязательный осмотр на употребление веществ. И бывают случаи, когда машинист приходит после пьянки, и если трубочка показала, то сразу его от работы отстраняют, а потом в поликлинику везут и потом уже увольняют.

Когда я сам еще не работал машинистом, но регулярно ездил на метро, то даже сам такими вопросами не задавался. Было интересно посмотреть, как выглядят кабины и то, как поездом управляют.

А теперь о том, куда и когда машинисты ходят в туалет. Ну, куда они могут ходить? Прямо на ходу и писаем. Если вагон номерной или «ежик», то дверка открывается и все. Если вагоны как на Филевской линии или те, что по кольцу идут, то там будет сложнее — выгибаемся оттуда и снова прямо на ходу. Кстати, когда я только пришел на работу, у меня никаких ощущений и впечатлений по поводу «туалета на ходу» не было. У меня отец в метро работал и про все это мне рассказывал, так что я к этому был заранее готов и мне на это было все равно.

Еще интересно многим, где мы едим. Столовых в поезде нет! Именно на моей Филевской линии, на станции «Арбатская», остался один единственный буфет, поэтому берем с собой еду из дома и кушаем тоже на ходу.

У меня даже были ситуации, когда люди перед составом падали на рельсы. 18 июня 2008 года на станции я выезжаю, с «Калужской» еду до «Беляево» и вижу, что стоит человек какой-то неадекватный, смотрит, а потом бросается «рыбкой». Я, значит, все контролеры дергаю на себя, резко затормозил, но я на него уже наехал. А он остался живой. Я вышел из кабины, осмотрел состав с фонариком, и смотрю, он валяется прямо между первым и вторым вагонами. Я к нему подползаю и понимаю, что ну никак вытащить не смогу. Зашел в кабину, позвонил диспетчеру и попросил вызвать мне службу помощи, а они потом его вытаскивали. Никаких нагоняев мы потом за это не получаем, потому что поезд весит больше, чем самолет. И у него такой тормозной путь, что очень сложно вовремя остановить. Когда я ехал, у меня была скорость километров 50, а когда он бросался, то я на него наехал уже со скоростью где-то километров 20. Изначально у меня был шок — первые минут 15, потом был очень большой отходняк. Я пошел в поликлинику и мне дали больничный, и два дня я лечился, чтобы потом никаких стрессов на работе не испытывать.

Многие интересовались по поводу крыс — крыс в метро нет. Ну а тараканы есть везде.

А еще мало кто знает, что нам прибавили зарплату всего на 1%! Вы представляете, прибавили всего на 1% за два года! А когда был другой начальник, то прибавляли и по 15, 25 даже было. И никто не возмущается, все боятся. А метро уже опустили до такой степени, что мне уже, если честно, все равно. Поэтому я передаю большой привет этому товарищу!

2/6 Есть ли у машинистов метро профессиональные заболевания и медицинские льготы?

Конечно, есть! Эта работа сильно влияет на зрение, многие в очках работают. Даже специально указывают при прохождении комиссии, что «годен в очках». Еще очень много полных: работа-то сидячая.

В связи с этим мы каждый год проходим окулиста, лора, хирурга, невропатолога и терапевта, конечно. Раньше обязательным был стоматолог, сейчас уже нет. Проверяют кардиограмму, флюорографию, анализ крови и мочи. Было много случаев, когда после такой ежегодной проверки не допускали к работе. В таком случае машинисту ищут другую работу в депо: слесарем, например, оператором. Но это только если есть места, если их нет — сокращают.

Перед каждой сменой машинисту измеряют пульс, дышим в трубочку алкотестера.

А льгот сейчас по медобслуживанию никаких не осталось. Раньше была метрополитеновская поликлиника, куда могли положить на обследование, а сейчас ничего такого нет. Зато мы на пенсию выходим на пять лет раньше, и отпуск у нас большой — 48 рабочих дней.

3/6 Сколько зарабатывают машинисты метрополитена?

Оплата где-то около 300 рублей в час и премия в 30%, если ничего не нарушал. Отдельно оплачиваются вечерние и ночные часы: вечерние — больше на 20%, ночные — на 40%. Вечерние начинаются с 16 часов и длятся до 22, а ночные с 22 до 6 утра. Есть еще и тринадцатая зарплата, если год без нарушений провел, а за дисциплинарные нарушения могут лишить ее полностью или частично.

Из льгот у нас на метро бесплатный проезд. За наземный транспорт уже платим. Каждый год нам дают компенсацию 3000 рублей в отпуск. Куда можно съездить на 3000, я не знаю. До Питера не съездишь. Еще оплачивается проезд, если человек добирается от дома до работы на пригородных поездах, из Подольска, например.

Если состоишь в профсоюзе, то есть льготы для семьи. Например, путевки нам дают. 50% оплачивает метрополитен. Поездки бывают раз в три месяца и не очень далеко: например, в Питер или в Кострому, где-то на два дня.

4/6 Что знают машинисты метро, чего не знают простые пассажиры?

Все думают, что поезда в метро едут со скоростью 100-150 километров в час, а на самом деле, максимальный разгон — 80. Некоторые говорят, что мы «летаем почти под 200 километров в час».

Еще думают, что на конечных станциях поезд, как трамвай, разворачивается по кругу. Разумеется, нет. Многие спрашивают: «Какой же большой круг должен быть?»

Еще люди думают, что нас ночью по домам спать развозят, на самом деле нет, спим в комнатах отдыха, которые есть в каждом депо.

Еще интересно: в пик интервалы между поездами 3-5 минут, не в пик - 10 минут. Интервал 3 минуты значит, что нужно держать такую дистанцию, не больше и не меньше.

По поводу чисто рабочего момента: по идее машинист не может вести поезд больше 4 часов подряд. Не положено, конечно, но бывает, что подмены нет и приходится вести по 8 часов подряд. Если переработал смену на час — тебе доплатят. Максимальная смена 7,5 часов. У машиниста вообще-то 6-часовой рабочий день, но получается 7,5 за счет больших перерывов между поездами или дополнительных выходных на неделе.

Технические перерывы мы проводим в комнатах приема пищи на станциях, где подмена происходит. Некоторые подмены проводятся на линейном пункте. Там есть оператор, дежурный инструктор. А в комнате приема пищи есть только столик маленький и еще там сидит дежурный по комнате.

Самый большой миф — про крупных крыс в метро. Их там никогда не было, хотя писали в 90-х годах. Много сказочек про поезда-призраки.

Еще часто спрашивают, как в поезде проходит Новый год. Так же, как и любая другая ночная смена на работе. Иногда бывает, что диспетчер по связи поздравит: «Машинисты, поздравляю вас с Новым годом». Пару раз и я поздравлял по громкой связи: «Уважаемые пассажиры, от лица московского метро поздравляю вас с Новым годом». Но это необязательно, дело каждого.

Самые загруженные ветки — Замосковорецкая и Таганско-Краснопресненская. Я водил на Калужско-Рижской, Филевской и Арбатско-Покровской. Больше всего мне нравилась Филевская, на улице, очень приятная. По 5 минут интервалы — никаких гонок. Чем короче интервалы, тем сложнее вести.

5/6 Готовят ли машинистов поездов или метро к тому, что самоубийцы могут броситься к ним под вагон?

Есть алгоритмы, по которым мы действуем, если под поезд бросается человек. У нас это прописано в должностной инструкции, и есть инструкция по извлечению бросившегося под поезд. Если вы видите, что пассажир бросается под поезд, вы должны принять все меры экстренного торможения: кран, петля — все, чтобы остановиться. Если не получается, то машинист должен определить, сможет ли он извлечь человека, не зажало ли его колесами, и доложить диспетчеру для снятия высокого напряжения. Если понимает, что извлечь невозможно — докладывает диспетчеру, и тот должен выслать ПВС для извлечения.

Психологически к этому никак себя не подготовишь. Если это уже случилось — нам предоставляют оплачиваемые выходные, в последнее время я слышал, что отправляют к психологу. Конечно, человеку проще отдохнуть, чтобы его не доставали. А от него требуют написать объяснительные, после чего органы внутренних дел начинают разбираться в деле.

6/6 Зачем в московском метро вешают экраны с камерами?

Эти экраны созданы от портала Мэра Москвы. На них будет демонстрироваться вся информация о строительстве метро, перспективах и жизни города, а также будет и новая интерактивная схема метро, как в новых вагонах 81-765 серии «Москва». Вот недавно у нас в депо поставили ещё несколько экранов, и так же на них вскоре будет вся информация.
Экраны будут сенсорными. Когда я принимал состав в рейс, то видел как там включается сенсорная карта. Камеры нужны для общения, но не с машинистом, а с ситуационным центром.
Вещание запустят во всех составах ко Дню города, возможно, это будет раньше.