«Лена попала в секту, голодала и умерла»
В России действует более 500 сект. Каждый день они вербуют новых членов. Выбраться из секты трудно, и частым исходом является смерть адепта. Бывшие сектанты рассказывают, каково это – побывать там и вернуться обратно.
5 вопросов
1. Каково это – быть в секте?2. Как выбраться из секты?3. Правда ли секты так опасны, как о них пишут в СМИ?4. Как реабилитируют бывших сектантов?5. Получается ли у бывших сектантов вернуться к нормальной жизни?

Так вышло, что я был в секте «Свидетелей Иеговы» с рождения до 15 лет. Там очень жестокий тоталитарный режим. Мать довольно часто била меня разными предметами так, что появлялись кровоподтеки, рубцы и синяки, также она пыталась ударить меня молотком. Номинально насилие осуждается в секте, но никто ему не препятствовал.

Сами адепты смотрели на нас свысока из-за бедности и неадекватного поведения матери. Она как зомби: ей дали цель и основы, и она приняла жесткие рамки. При этом, она не слышала никакие логичные доводы и вещи, идущие вразрез тому, что пишется в литературе, печатающейся в секте. Просто шла напролом, умудряясь отодвинуть нормальные человеческие и материнские чувства. До того, как она вступила в организацию, у неё была отличная работа, но она предпочла оставить ее и стать уборщицей. Я помню, что был совсем маленьким, 2-3 класс, когда у матери была зарплата 800 рублей в месяц, а остальные деньги она получала от алиментов и пособий на детей. Я вообще не знаю, как наша семья выживала, при том, что мы платили еженедельные пожертвования.

В секте я был «крещеным возвещателем». Это особый статус. Есть специальная книга (вроде называется «Организованы, чтобы исполнять волю Иеговы» и, я читал, что она признана экстремистской), по которой желающие принять крещение готовятся к чему-то похожему на собеседование. В этой книге прописаны все вопросы и ответы, и я не знаю кем надо быть, чтобы успешно не пройти его. Даже умственно отсталый справился бы. К данной беседе допускаются все люди, которые предварительно прошли обучение по другой специальной книге и уже участвовали в проповеднической деятельности определенный период времени (в исключительных случаях этот период может составлять один-два месяца). Не знаю, есть ли ограничения по возрасту, но мне на момент этого «крещения» было 14 лет. При успешном прохождении новоиспеченный адепт информируется сразу же, а сам обряд будет произведен на ближайшем конгрессе.

Лично я был крещеным, посещал собрания, иногда ходил «проповедовал», но при этом вел образ жизни, который трактуется как «греховный»: то есть напивался, были отношения с девушками и так далее. Свидетели узнали о моем образе жизни от одной знакомой. Немногим позже у меня состоялся разговор с двумя «старейшинами».  Они решили, что я «не раскаялся», и объявили о том, что я буду исключен.

Все произошедшее оставило неизгладимый след и глубокие шрамы в душе. Во многом из-за секты я не получил высшего образования и вынужден работать на низкооплачиваемой работе. Даже сейчас, спустя 9 лет после того как я покинул общину, я чувствую отголоски, ощущаю нестерпимую боль и опустошенность от неправильного выбора, который самостоятельно сделать не мог. Самое дорогое, что у нас есть — это время, и мое время было украдено отвратительными зомбированными людьми. Фундамент, который в меня заложили с самого детства, оказался жестокой иллюзией, и как жить – этого я не могу понять до сих пор. Так что смело утверждаю, что быть в секте — это УЖАСНО! Ужасно настолько, что и врагу не пожелаешь.

В нашей стране нет никакой программы реабилитации после выхода из секты, а ведь то, как там влияют на психику, сказывается очень негативно. Было бы неплохо, если бы существовало хотя бы что-то похожее на «собрание анонимных алкоголиков». Будьте внимательны к тому, какую информацию вы поглощаете и следите за тем, что оказывает на вас влияние. Я считаю, что самый лучший учитель – внутри вас самих, и это логика и здравомыслие! Советую никому и никогда не верить на слово.

2/5 Как выбраться из секты?

Выйти из секты не очень просто. Есть несколько вариантов, которые зависят от того, каким статусом обладает человек.

  • Если он посещал некоторые встречи сектантов, то может просто перестать на них ходить. Да, адепты будут названивать какое-то время, приходить домой и звать обратно. Достаточно пару раз послать их в грубой форме.
  • Если человек уже участвовал в «проповеднической деятельности», являлся «возвещателем», то тут выйти сложнее, потому что на нем висит моральная ответственность за людей, которых он вовлек. Тут либо пишется заявление о выходе, либо он перестает посещать собрания, больше не ходит, не рассказываешь людям чушь, и живет как обычный человек.
  • Есть еще один вариант — вас могут исключить.

Самая большая сложность заключается не в самом факте выхода, а в ощущениях, которые при этом испытываешь. Так как я с рождения находился в секте, и фундамент меня, как личности, закладывался исключительно под влиянием учений, мне было очень сложно. Ведь у меня не было ни друзей, ни близких, кто не состоял бы в СИ. В свои 15 я потерял абсолютно все, что у меня было. Дома, правда, оставалась мать, которая испытывала ко мне лютую ненависть. Мне кажется, что она была готова меня убить, если бы ей сказали об этом. Идти было некуда, в то же время нужно было продолжать учебу и что-то кушать. Какое-то время я жил у бывшего одноклассника, потом жил у отца, с которым до этого не общался. Мать практически сразу выставила меня на улицу без копейки в кармане. Все друзья и знакомые, повторюсь, у меня были из секты, и даже приди я к ним в лютый холод, они бы не открыли дверь, ведь им было запрещено общаться со мной и даже здороваться.

Когда я уходил, то примерно представлял, как все будет, но даже тогда мои мозги были промыты настолько, что я не хотел покидать секту и хотел вернуться по прошествии времени. После исключения, длительного поиска места проживания, мой одноклассник показал мне несколько видео, и я окончательно убедился в том, что то, чему меня учили, — полная ерунда. В тот момент моя жизнь рассыпалась ещё раз, а ведь я только стал собирать ее по кусочкам.

3/5 Правда ли секты так опасны, как о них пишут в СМИ?

Да, правда. Моя подруга погибла в секте.

Елену Смородинову я знал с 2005 года. Мы достаточно тесно общались до 2012 года, потом у нас с женой родился ребенок, и мы с Еленой перестали поддерживать дружеские связи. В 2011 году Лена начала увлекаться йогой, обычной нормальной йогой, часто ездила на Бали, в Индию. Она была весьма успешным и обеспеченным человеком, жила одна. Родители ей не помогали, так как они были из очень маленького алтайского города. Все шло хорошо, но в какой-то момент она просто пропала: перестала общаться со всеми нашими знакомыми. Это было в 2014 году. Ее родители сказали, что она уже давно не общается не только со старыми, но и с новыми друзьями, перестала жить в том месте, где жила до этого. На связь не выходила, словно ей это совсем неинтересно. Они обратились в полицию, полиция выяснила, кем в тот момент работала Лена и нашла ее. Она пришла в отделение и написала отказ, сказав, что просто не хочет общаться со своими родственниками, что они для нее чужие.

Лена тогда подрабатывала в «Пеликане» — центре психологической поддержки в Новосибирске. Именно здесь она познакомилась с Лолой и ее книгами «Помоги себе сам» от Саи Бабы. Статья Саи Бабы — неоиндуисткий религиозный лидер, который умер в 2011. А 2014 году Лола Байкова уволилась из  «Пеликана» и объявила себя последовательницей Саи Бабы, его пророком.

Я узнал о смерти Лены случайно. Дело в том, что у нас с ней день рождения в один и тот же день — 19 октября 1982 года. Решил поздравить ее, но номера телефона ни у кого из друзей не оказалось. Через пару дней после празднования позвонил мой друг и сообщил о том, что Лена умерла и ее родители позвали нас на похороны. Там выяснилось, что Лена попала в секту, голодала и умерла от истощения.

В начале 2016 года Лола сообщила Лене, что она «не продвинулась в духовном плане». Тогда моя знакомая решила, что это нужно менять. Она очень хотела получить духовное имя и предложила Лоле варианты «исправления». Лола отвергла все варианты, сказав, что Саи благословил только голодовки. Расписание аскез было очень жестким: 4 голодовки по 21-23 дня, из которых 17 дней должны были быть насухую, то есть без употребления воды. Структура голодовки была следующая: первый день адепт должен был просто не есть. Со второго дня нужно было перестать пить и продержаться 16 дней. Потом был «выход на воду», когда снова можно голодать с водой. Перерывы между голодовками были по полгода, но с каждым разом сокращались. В итоге последняя аскеза началась через 2,5 месяца после предыдущей. Елена просто не успевала оправиться за такой короткий срок.

Меня часто спрашивают, как она смогла выжить столь длительное время без воды. Лена принимала по часу специальные ванны каждый день, также она промывала нос водой и видимо какая-то жидкость попадала внутрь. В самую последнюю голодовку Лола скинула Лене какую-то ссылку, на которой индиец говорит, что он 20 дней голодал без воды. Лена решила, что она голодает недостаточно строго и отказалась принимать ванну, промывать нос, то есть вообще лишила себя всякой жидкости с 11 октября. Я потом посмотрел телефон, когда его отдали из полиции, и последний принятый звонок был в 21 час 17 октября по Новосибирску.
Во время последней аскезы у Лены под дверью находились ее подруги, сестры по вере. Они пытались дозвониться до нее, но видимо Лена была так слаба, что просто не могла открыть дверь.

Пока сестры по вере стояли под дверью, Лена умирала. Они понимали, что Лене в общем-то очень плохо, но при этом они обратились к Лоле, а не к кому-либо еще. Та ответила что делать ничего не нужно, надо только читать молитвы и посылать «шары любви». Если бы они позвонили в 112 и просто бы объяснили ситуацию, я уверен, что Лену бы спасли. Во всяком случае, если бы она потом умерла, то это было бы не на их совести. И я считаю, что Лола — основная причина этого. Если бы она вникла в ситуацию, то Лена осталась бы жива.

Тело Лены обнаружили 25 октября, когда полиция вскрыла квартиру из-за жалоб соседей на странный запах. Причиной смерти стала крайняя форма истощения и изнеможения.

4/5 Как реабилитируют бывших сектантов?

Центр реабилитации имеет название «Центр реабилитации жертв нетрадиционных религий А.С. Хомякова», впоследствии мы добавили еще «и помощи наркозависимым», потому что к нам стали приходить люди с ярко выраженной наркотической зависимостью, следствие восточных культов. Это первый центр в России, он был организован в 1994 году. В Центр приходят не только люди, пострадавшие от сект, но и люди с житейскими, духовными проблемами. Опыт работы и потенциал у нас есть, мы с интересом общаемся с людьми.

Занятия идут по вторникам, вечером, в 19:30. В Храме проходят занятия Библейской школы жизни на Ордынке. Приглашаются все желающие. Смысл этих занятий  — формирование христианского мировоззрения, испытание веры. Важное направление этих занятий — духовная отработка навыков. Если навыки не отработаны, то человек не может знать, как поступать в той или иной ситуации, как вообще подходить к жизни с христианской точки зрения. Должны быть представления о законе, принципах, человек должен иметь представление об алгоритме поведения, обладать элементарным знанием, в смысле элементами целого, общего, из которых строится само мировоззрение. Тогда много вопросов начинают отпадать.

Занятия не являются сформированным курсом от начала до конца, это больше похоже на пребывание в кружке или секции, где люди занимаются единоборствами, рисованием, танцами. Они ходят, учатся отрабатывать определенные движения, чтобы потом выйти на сцену и исполнить то или иное произведение. Люди, годами отрабатывающие какие-то понятия, будут их выдавать. А мы каждый день выходим на сцену жизни, не отработав ни одного движения, и поэтому часто сталкиваемся с поражением.

Эти занятия нужны так же и для меня. Здесь нет такого понятия, что преподаватель самый умный, а остальные люди получают знания и потом уходят, наполненные содержанием. Нет. Мы вращаемся вокруг одного и того же предмета — нашей веры в Господа Бога и закона божественной жизни, который он нам преподал после грехопадения человека, чтобы мы могли спастись. Имели бы не просто бытовую жизнь, а с избытком. Поэтому подготовка к занятиям вынуждает меня искать эти библейский принципы жизни в писании, у священных отцов. Естественно это не мои измышления. Я собираю материал и пытаюсь его выстроить в некую систему, где постепенно даются, по мере восприятия, определенные навыки, помогающие людям.

5/5 Получается ли у бывших сектантов вернуться к нормальной жизни?

Если под нормальной жизнью подразумевается жизнь вне секты, то да, получается, как получается зайти с улицы в магазин и жить там «нормальной» жизнью — редко кто умирает от смены обстановки, обычно просто появляется новое поведение, которого не было на улице. Другое дело, что окружающие (иногда при активной поддержке психологов, см. ответ Макса Ильина с его «в секты не попадают, будучи психологически устойчивыми личностями») старательно мешают вернувшимся из секты жить полноценной жизнью (какой они, возможно, жили в секте — люди не всегда возвращаются по своей воле), навешивая на человека клеймо «бывшего сектанта». Близким тяжело относиться к секте лишь как к «эпизоду в жизни».

Возникают неловкие паузы, когда разговор приближается к «да, помню у нас в секте было что-то похожее» или «да, я этим занимался, пока ты в секте своей тусил». Близкие не доверяют человеку то, что доверяли до вступления в секту — например, не строят совместных планов на будущее или не отдают вещи на хранение. От него требуют доказательств «чистоты» — прохождения курса психотерапии или показушного негативного отношения к сектам. О секте запрещается говорить в положительном ключе.

Помимо этого, по возвращении из секты ждут проблемы с трудоустройством и поиском новых знакомств. Секта — это время и это время, которое могло бы быть потрачено на полезные для карьеры вещи. Трудно вписать в резюме, что провел 5 лет в секте; у работодателей возникают вопросы, что происходило в эти 5 лет между школой и настоящим временем. Опытом сектантства не похвастаешься перед друзьями и люди сталкиваются с проблемой, что им просто не о чем говорить с «нормальными». Это не специфическая для сектантов проблема — с похожими трудностями сталкиваются попавшие в армию, наркоманы или, например, те, кто все бросил и поехал путешествовать.

Резюмируя, после секты (как и в секте) люди живут полноценной жизнью, но окружающие выделяют «бывших сектантов» (как бывших наркоманов, которых уничтожает война с наркотиками) и относятся к ним особенно, чем создают проблемы. Если вы знаете человека с опытом сектантства, то один из способов ему помочь — постоянно спрашивать себя «Как бы я общался, если бы это был не опыт сектантства, а опыт учебы в вузе, опыт работы или другой приемлемый опыт?». Принимать опыт секты —  интересоваться, слушать рассказы о нем, не отказывать человеку в возможностях — это способ сделать выход из секты проще.